Дело №3а-518/2021
[номер]
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 11 ноября 2021 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием представителя административного истца ФИО42 - ФИО41 представителя административных ответчиков ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» и Министерства имущественных и земельных отношений - ФИО45 ФИО44 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО43 о признании незаконным решения ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО38 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании решения ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» №[номер] от [дата] об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером - [номер] незаконным.
Также административный истец просил исключить из сведений Единого государственного реестра недвижимости установленную решением ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» № [номер] от [дата] кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере <данные изъяты> рублей. От указанного требования представитель административного истца в ходе рассмотрения дела отказался, производство по делу в указанной части прекращено.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что [дата] между Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области и индивидуальным предпринимателем ФИО40 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью [номер] кв.м., расположенного по адресу: [адрес]
[дата] Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обратилось в ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости.
[дата] ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» вынесено решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости № [номер], согласно которому установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере <данные изъяты> рублей, при этом рыночная стоимость объекта определена Отчетом об оценке №[номер] от [дата].
Вместе с тем Отчет об оценке №[номер] от [дата] (по мнению административного истца)содержит ряд нарушений, не отвечает предъявляемым к нему требованиям и не отражает действительной рыночной стоимости земельного участка. Нарушения, допущенные при составлении Отчета об оценке приведены в приложении к административному исковому заявлению.
Согласно Приложению №[номер] к Договору аренды земельного участка, расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Таким образом, размер кадастровой стоимости земельного участка напрямую влияет на права и обязанности ФИО37 по внесению арендных платежей по Договору аренды земельного участка от [дата]
Исходя из изложенного просил признать решение ГБУ НО «Кадастровая оценка» № [номер] от [дата] об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером [номер] незаконным.
Административные ответчики - ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка», Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области представили свой отзыв на административное исковое заявление ФИО39 в котором указано, что административный истец не является лицом, обладающим правом на оспаривание в порядке административного судопроизводства вышеназванного решения ГБУ, поскольку с заявлением в порядке ч.ч.1-7 ст.22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в ГБУ лично не обращался. Полагали, что требования административного истца основываются на неправильном толковании закона.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указали, что для признания решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» № [номер] от [дата] об установлении кадастровой стоимости земельного участка незаконным, необходимо наличие двух условий, а именно: оспариваемое решение не соответствует закону и иному нормативному правовому акту, а также оспариваемое решение нарушает права, свободы и законные интересы, препятствует осуществлению прав, свобод и законных интересов, незаконно возлагает на заявителя какие-либо обязанности.
Указывают, что решение ГБУ НО «Кадастровая оценка» № [номер] от [дата] принято в пределах компетенции Учреждения, в соответствии с утвержденной формой решения, требованиями к заполнению, к формату и подписано уполномоченным лицом.
Считают, что оспариваемое решение не препятствует административному истцу реализовать право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в порядке частей 1-7 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ. Просили в удовлетворении административных исковых требований ФИО36 отказать в полном объеме (л.д.186-188 том 1).
Представитель административного истца ФИО35 в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административных ответчиков ФИО34 заявленные требования полгала необоснованными, просила в иске отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Учитывая положения150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Обсудив доводы административного искового заявления, заслушав представителя административного истца - ФИО32 представителя административных ответчиков ГБУ НО «Кадастровая оценка», Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - ФИО33 установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 05.11.2014 №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».
Статьей 1 данного Закона Нижегородской области установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.06.2006 №186 утверждена Методика расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области”.
Пунктом 3.1. данной методики установлено, что размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области, в расчете на год определяется, в том числе в зависимости от величины кадастровой стоимости земельных участков.
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 21 октября 2020 года №326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов…» на территории Нижегородской области по состоянию на 01.01.2020» утверждена стоимость спорного земельного участка в размере 1.498.152,50 руб.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ и постановлением Правительства Нижегородской области от 08 октября 2020 года №837 установлена дата перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3 для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 01 января 2021 года.
Из указанного следует, с 01 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ в Нижегородской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3 в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3, в связи с чем, с 01 января 2021 года на территории Нижегородской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области «Кадастровая оценка» в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237- ФЗ.
Статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3 предусмотрен порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, согласно которому:
Кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Днем поступления заявления об установлении рыночной стоимости считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, либо день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.
Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете.
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае:
если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.
Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
3)в случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости бюджетное учреждение направляет в орган регистрации прав копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, представленный с соответствующим заявлением.
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в силу решения суда о признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению.
Решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления либо органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет либо в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Из материалов дела следует, что ФИО31 арендатором объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предпринимательство; общей площадью [номер] кв.м., расположенного по адресу: [адрес], находящегося в муниципальной собственности.
Право аренды подтверждается Договором аренды земельного участка № [номер], заключенным между Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области и индивидуальным предпринимателем ФИО30 Актом приема-передачи земельного участка (Приложение № [номер] к Договору аренды земельного участка) (л.д.30-40 том 1).
[дата] Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обратилось в ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости.
[дата] ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» вынесено решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости № [номер], согласно которому установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере <данные изъяты> рублей, при этом рыночная стоимость объекта определена Отчетом об оценке №[номер] от [дата], составленным оценщиком <данные изъяты> ФИО29
Полагая данное решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» незаконным, нарушающим интересы административного истца, [дата] года ФИО28 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Поскольку административный истец ФИО27 несет расходы по арендной плате, которая исчисляется исходя из установленной стоимости на земельный участок, суд полагает, что он является, надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер].
При таких обстоятельствах доводы административного ответчика о том, что административный истец не является лицом, обладающим правом на оспаривание в порядке административного судопроизводства решения ГБУ, отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В целях реализации предусмотренных Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 23 марта 2018 года №253-р «О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка».
Основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке».
Функции и полномочия учредителя ГБУ НО «Кадастровая оценка» осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 10 сентября 2018 года №Сл-326-2766/18 утвержден устав и назначен директор государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка».
Согласно Уставу государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка», основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года№237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (п.2.1). Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) непосредственно направленных на достижение уставных целей Учреждения (п.2.3).
В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;
определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;
предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;
рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
хранение и предоставление копий отчетов, документов, информации и материалов, исходных и формируемых в ходе определения кадастровой стоимости;
сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения;
иные полномочия в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке;
деятельность в соответствии с перечнем услуг (работ), оказываемых Учреждением по государственному заданию.
Оспаривая решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от [дата] года № [номер], административный истец исходит из того, что рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером, [номер], установленная данным решением является завышенной и не соответствует его действительной рыночной стоимости.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Как установлено частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах I и 2 части 9 настоящей статьи (нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение полномочий органа на принятие оспариваемого решения, порядка и оснований принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, [дата] Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обратилось в ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости (л.д.241 том 1).
[дата] бюджетное учреждение направило заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению (л.д.242 т.1).
Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области были представлены все необходимые документы, включая отчет об оценке №[номер] от [дата], составленным оценщиком <данные изъяты> ФИО26, которым была определена рыночная стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым [номер] (л.д.189-240 том 1).
Решением ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от [дата] №[номер] установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости - <данные изъяты> рублей.
Судом установлено, что сроки уведомления о поступлении заявления о принятии его к рассмотрению бюджетным учреждением, направленного в адреса заявителя и сроки рассмотрения указанного заявления бюджетным учреждением были соблюдены.
Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения бюджетным учреждением был соблюден.
Содержание решения ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от [дата] №[номер] соответствует форме, утвержденной приказом Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии от 06 августа 2020 года №П/0287.
Однако представителем административного истца ФИО25 представлены замечания к Отчету об оценке №[номер] от [дата], подготовленному оценщиком <данные изъяты> ФИО24 (л.д.74-82 том 1).
Поскольку оспариваемое административным истцом решение ГБУ НО «Кадастровая оценка» №[номер] от [дата] принято по результатам проверки отчета об оценке рыночной стоимости зем.участка, содержание и форма отчета также подлежат проверке и при рассмотрении настоящего дела.
Определением суда от [дата] назначена судебная экспертиза по вопросу: соответствует ли отчет об оценке №[номер] от [дата], подготовленного <данные изъяты> (оценщик ФИО23 (л.д.189-240 том 1) требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, с указанием допущенных нарушений, в том числе существенных, повлиявших на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью [номер] кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предпринимательство, расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на [дата], проведение которой поручено эксперту <данные изъяты> (адрес: [адрес]), ФИО21
Как следует из заключения эксперта <данные изъяты> ФИО20 [номер] от [дата], согласно которому отчет об оценке № [номер] от [дата], подготовленный <данные изъяты> ФИО22 по состоянию на [дата] не соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности»; федеральным стандартам оценки; соответствует СРО «СФСО» 2015; соответствует заданию на оценку.
По результатам проведенных исследований, эксперт пришел к выводу о том, что исследуемый отчет об оценке содержит нарушения требований как Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», так и ряда Федеральных стандартов оценки. А также видимые ошибки, как в отношении общих требований к оценке, так и в расчетах и методиках, общепринятых при проведении оценки.
Учитывая, что в результате обнаруженных нарушений и ошибок в расчетах, в том числе не учтены объективно существенные в точки зрения законодательства и стандартов ценообразующие факторы, не проведен анализ рынка, применены некорректные и неподтвержденные данные, очевидно, что исправление допущенных нарушений и ошибок приведет к изменению как расчетов, так и итогового результата рыночной стоимости объекта оценки, рассчитанной оценщиком (л.д.37-48 том 2).
Административные ответчики, возражая против выводов эксперта Ермаковой Е.В. представили заключение (рецензию) специалиста <данные изъяты> ФИО19 согласно которому, специалист указывает, что заключение эксперта № [номер] по своему содержанию и форме не соответствует требованиям действующего законодательства, подготовлено в нарушение норм ст.25 Федерального закона №73 от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и не может быть использовано в качестве доказательства по денному делу (л.д.85-90 том 2).
Вместе с тем, вышеуказанная рецензия специалиста <данные изъяты> ФИО18 фактически сводится к подтверждению выводов изложенных в отчете об оценке № [номер] от [дата].
Как следует из ответа эксперта на рецензию специалиста, в заключении действительно имеется техническая описка в дате проведения экспертизы (л.д.98 том 2), что не влияет на обоснованность самого экспертного заключения.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что представленное административным ответчиком «Заключение специалиста» не является доказательством необоснованности заключения судебной экспертизы, поскольку в соответствии с ч.4 ст.169 КАС РФ консультация специалиста не относится к доказательствам по административному делу. При этом специалист, представивший заключение, не назначался судом, как это предусмотрено ст.50 КАС РФ, его мнение составлено в рамках государственного контракта, заключенного между <данные изъяты> и Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области, без согласования с судом.
Нарушения законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, допущенные при составлении отчета об оценке № [номер] от [дата] установлены экспертным заключением, составленным в рамках судебной экспертизы, назначенной определением Нижегородского областного суда от [дата], а также аналогичные нарушения описаны в Заключении незаинтересованного лица - Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области ФИО16 по делу о рассмотрении заявления (жалобы) индивидуального предпринимателя ФИО17 № [номер] от [дата] (л.д.184-185 том 1).
Доказательств, опровергающих достоверность определенного экспертом не соответствия отчета об оценке № [номер] от [дата] законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, лицами, участвующими в деле, не представлено и в материалах дела не имеется.
Заключение эксперта <данные изъяты> № [номер] от [дата] подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности; эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности. Экспертное заключение отвечает требованиям ст.82 КАС РФ, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; заключения эксперта содержат подробное описание проведенных исследований, обоснование сделанных в результате исследования выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
Оснований не доверять эксперту у суда не имеется, сторонами заключения судебной экспертизы не оспорены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства: Отчет об оценке № [номер] от [дата], заключение эксперта № [номер] от [дата], выполненные экспертом <данные изъяты> ФИО13 суд, учитывая несоответствие отчета об оценке требованиям федеральных стандартов, усматривает наличие оснований для признания незаконным решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» № [номер] от [дата] об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] общей площадью [номер] кв.м., расположенного по адресу: [адрес], в размере его рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке № [номер] от [дата], подготовленным <данные изъяты> ФИО14 в размере <данные изъяты> рублей, в связи с чем, суд удовлетворяет требования административного искового заявления ФИО15 в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО12 о признании решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным, удовлетворить в полном объеме.
Признать решение Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка» №[номер] от [дата] об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей - незаконным.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева
В окончательной форме решение принято 25 ноября 2021 года.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева