Дело № 2-1934/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Демьяненко Т.А.,
при секретаре ФИО7,
с участием истца ФИО2,
представителя истца ФИО9,
представителя ответчика ФИО8,
третьего лица ФИО13,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ «Востокрегионжилье» о признании членом семьи военнослужащего,
установил:
ФИО2 предъявил в суде иск к 3 отделу ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ «Востокрегионжилье» и войсковой части № о признании членом его семьи несовершеннолетнего сына супруги от первого брака ФИО4 В.О., ссылаясь на то, что ребенок проживает вместе с ним и его супругой ФИО13 Мотивировал свои требования тем, что признание сына жены от первого брака необходимо ему для получения постоянного жилья на фактический состав семьи, состоящей из 4-х человек. Указал, что руководством войсковой части, а также 3 отдела ФГКУ«Востокрегионжилье» ему было рекомендовано обратиться с указанным иском в суд. В ходе судебного разбирательства произведена замена ненадлежащего ответчика 3 отдела ФГКУ«Востокрегионжилье» на надлежащего - ФГКУ«Востокрегионжилье», а также по ходатайству представителя истца в/ч № исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ФИО9 поддержал исковые требования, ссылаясь на то, что вопросы распределения жилья военнослужащим находятся в компетенции 3 отдела ФГКУ«Востокрегионжилье». Признание ребенка членом семьи истца позволит ему воспользоваться правами, предоставленными членам семьи военнослужащего, в том числе, на обеспечение жилой площадью. Указал на то, что ребенок проживает вместе с истцом, его родители ведут совместное хозяйство, фактически он находится на содержании истца, поскольку размер алиментов, выплачиваемых отцом ребенка ниже прожиточного минимума. Полагает, что имеются все основаниям для признания ребенка супруги истца членом их семьи.
Представитель ответчика 3 отдела ФКГУ «Востокрегионжилье» ФИО8, действующий на основании доверенности с полным объемом прав, полагает, что истец избрал ненадлежащий способ защиты, поскольку для включения ребенка в состав семьи военнослужащего необходимо признание его находящимся на иждивении военнослужащего. Указал на то, что у ребенка есть отец, поэтому являться членом семьи истца он являться не может.
Третье лицо ФИО13 полагала требования истца обоснованными, ссылаясь на то, что в противном случае права несовершеннолетнего ребенка не будут учтены при предоставлении семье военнослужащего при увольнении жилого помещения по избранному месту жительства.
Третье лицо – несовершеннолетний ФИО4 В.О., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, участия в нем не принимал.
Представитель третьего лица в/ч 87272, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил.
Выслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ «О статусе военнослужащих») социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются, в том числе военнослужащим и членам их семей.
В силу ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане при увольнении и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на обеспечение жилым помещением.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, в том числе, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами.
В силу положений ст.7 СК РФ граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ст.80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
Судом установлено, что родителями ФИО4 В.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО4 О.О. и ФИО4 И.А. (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО4 И.А. (после вступления в брак ФИО13) заключен брак (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 заключен контракт о прохождении военной службы в войсковой части № до достижения предельного возраста пребывания на военной службе по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10, как наймодателем, и ФИО2, как нанимателем, заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Срок найма жилого помещения сторонами в договоре не определен (л.д.8).
Из содержания указанного договора следует, что в квартиру вселены в качестве членов его семьи супруга ФИО13, сын ФИО4 В.О. и дочь ФИО11
Как следует из материалов дела, ФИО2, ФИО13, ФИО4 В.О. и ФИО11 зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту пребывания до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Согласно ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился к командиру Войсковой части № с рапортом, в котором просил внести в личное дело в качестве члена его семьи сына супруги ФИО13 ФИО4 В.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в удовлетворении которого отказано (л.д. 9).
Оценив в совокупности все представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.5 ст.2 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Таким образом, круг лиц, на которых распространяются социальные гарантии, предусмотренные вышеназванным Законом, определен, в частности, при отсутствии родства, к числу членов семьи военнослужащего может быть отнесено иное лицо, находящееся на иждивении военнослужащего.
В силу п.3 ст.9 Федерального закона РФ от 12 декабря 2001 года № 173-ФЗ в целях назначения пенсии по случаю потери кормильца признаются члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Между тем, доказательств того, что сын супруги истца ФИО4 В.О. находится на его иждивении, им суду не представлено.
Несовершеннолетний ФИО4 В.О. имеет обоих родителей, которые в силу положений ст.80 Семейного кодекса РФ обязаны содержать своего ребенка.
Из материалов дела следует, что отец ребенка ФИО4 О.О. ежемесячно выплачивает ФИО13 алименты на содержание сына ФИО4 В.О. около 20000 рублей.
Как пояснила в судебном заседании мать ребенка ФИО13, она работает и ее среднемесячный доход составляет около 50000 рублей, что, по мнению суда, позволяет ей с учетом размера алиментов, выплачиваемых отцом ребенка, содержать своего ребенка.
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что оказываемое им дополнительное содержание сына супруги не дают оснований для вывода о том, что это содержание является основным источником средств к существованию ФИО4 В.О.
В этой связи не имею правового значения показания свидетеля ФИО12, которая пояснила суду, что ребенок проживает с истцом, они всей семьей выезжают в отпуск. При этом указанный свидетель также пояснил, что отец ребенка платит алименты, общается с сыном.
На основании изложенного, принимая во внимание, что несовершеннолетний ФИО4 В.О. имеет родителей, обязанности по содержанию которых в силу семейного законодательства возложены на них, факт совместного проживания с истцом и несения им расходов по содержанию ребенка супруги не является доказательством его включения в состав семьи военнослужащего, суд не находит основания для признания несовершеннолетнего ФИО4 В.О. членом семьи истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ «Востокрегионжилье» о признании ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, членом семьи военнослужащего ФИО2, проживающего по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий