УИД: 25RS0019-01-2021-000706-18
№ 2-27/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года с.Новопокровка
Красноармейский районный суд Приморского края в составе судьи Садовой С.А., при секретаре Банной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменного Алексея Сергеевича к АО «Горнорудная компания АИР» о признании приказа об отстранении от работы незаконным и взыскании заработной платы за период отстранения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании приказа об отстранении от работы незаконным и взыскании заработной платы за период отстранения. В обоснование своих доводов истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ работодателем АО «Горнорудная компания АИР» был вынесен приказ об отстранении Каменного А.С. от работы без сохранения заработной платы в связи с тем, что работник не прошел в установленном порядке обязательную вакцинацию против новой коронавирусной инфекции и отказался от ее прохождения. С данным приказом истец не согласен, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Постановлением главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 11 октября 2021 года № 7 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае", предусмотрено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) гражданам, подлежащих обязательной вакцинации, указанным в данном Постановлении. Работодатель, мотивировал факт отстранения работника от работы не прохождением обязательной вакцинации. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ", при рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (часть 2 статьи 120 Конституции РФ, часть 2 статьи 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ). Из совокупности норм п. 1 ст. 2, ст. 44, п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, следует, что предписание вынесено компетентным государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий. Деятельность в области лесопереработки не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825; работодатель не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 5, частью 2 статьи 11 Закона N 157-ФЗ граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок, профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, работодатель не наделен полномочиями обязать своих работников сделать профилактические прививки, иммунопрофилактика граждан является добровольной. 09 августа 2020 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 N 20 "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020 - 2021 годов", в котором приведен перечень мероприятий, направленных на профилактику вирусных заболеваний, а также предусмотрены мероприятия, реализация которых адресована руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, в том числе, вакцинация населения против гриппа с охватом не менее 60% численности населения субъекта РФ, лиц, относящихся к группам риска, в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным Приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125 - не менее 75%. В указанном Постановлении также рекомендовано обеспечить иммунизацию работников против гриппа руководителям организаций (п. 5.2 Постановления от 13.07.2020 N 20). В соответствии с п. 9.8 СП 3.1.2.3117-13 руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта). Согласно 11.1. СП 3.1.2.3117-13 иммунопрофилактика против гриппа осуществляется в соответствии с нормативными документами. Согласно 11.1. СП 3.1.2.3117-13 иммунопрофилактика против гриппа осуществляется в соответствии с нормативными документами. Пунктом 11.6. СП 3.1.2.3117-13 предусмотрено, что профилактические прививки проводятся лицам, не имеющим противопоказаний (наличие аллергических реакций на куриный белок и другие вещества, если они являются компонентами вакцины, наличие лихорадки или других признаков острых респираторных инфекций) с их согласия, а также с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 определен Перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок. Между тем, деятельность, в области которой трудится работник, в данном Перечне отсутствует. Учитывая изложенное, в силу части 2 статьи 5 Закона N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок может повлечь только отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Из содержания Приказа Минздрава России от 21.03.2014 N 125н следует, что профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по вакцинации (проведению профилактических прививок); вакцинацию осуществляют медицинские работники, прошедшие обучение по вопросам применения иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики инфекционных болезней, организации проведения вакцинации, техники проведения вакцинации, а также по вопросам оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме; перед проведением профилактической прививки лицу, подлежащему вакцинации, или его законному представителю разъясняется необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения профилактической прививки и оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Таким образом, Постановление Главного регионального государственного санитарного врача «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в части возложения на работодателя обязанности по вакцинации работников противоречит вышеуказанным нормам федеральных законов, и Постановлению Правительства РФ от 15.07.1999 N 825. В связи с этим, на основании п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ", при восстановлении нарушенного трудового права работника суду следует применять не Постановление Главного регионального государственного санитарного врача «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», а вышеуказанные нормы федеральных законов, и Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 N 825, поскольку данные документы имеют большую юридическую силу. Таким образом, возложение Постановлением Главного регионального санитарного врача обязанностей на работодателя по выполнению требований санитарного законодательства по вакцинации сотрудников работодателя путем проведения профилактических прививок либо оформления отказа - не соответствует закону. В связи с этим у работодателя отсутствуют полномочия обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, граждане имеют право на отказ от профилактических прививок (ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 157-ФЗ). При этом по смыслу названного Закона отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, и как медицинский документ хранится в данной медицинской организации. Положения действующего законодательства не предусматривают нахождение этих документов в распоряжении организации-работодателя гражданина, отказавшегося от проведения профилактической прививки, а также обязанности организации работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов. Истец просит признать приказ об отстранении от работы незаконным и взыскать с ответчика в его пользу заработную плату за период отстранения.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настоял, суду показал, что работодателем поводилась работа разъяснительная работа по проведению вакцинации, о сложной эпидемиологической обстановке, с постановлением главного санитарного врача он ознакомлен, от вакцинации отказался в добровольном порядке. Считает, что организация выполнила показатели по количеству привитых работников, в связи с чем, ему прививаться необязательно, кроме того, считает, что вакцинация является добровольной. С приказом об отстранении от работы он был ознакомлен. Трудовую функцию в дистанционном порядке осуществлять невозможно. Просил о взыскании с работодателя 80682,8 рублей.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Чернышова И.В., с требованиями истца не согласился, ссылаясь на доводы отзыва, из которого следует суд должен руководствоваться Перечнем работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее по тексту - Перечень), утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 г. №825 (далее по тексту - постановление Правительства РФ №825), согласно которому деятельность по лесопереработке не входит в указанный перечень, а должность истца не подразумевает работу в таких сферах, соответственно, постановление главного государственного санитарного врача по Приморскому краю №7 от 11.10.2021 г. (далее по тексту — постановление №7), на котором основан оспариваемый приказ об отстранении, не подлежит применению, поскольку противоречит нормативно-правовым актам большей юридической силы, а сам приказ должен быть отменен. Считает, что работник неверно применяет положения действующего законодательства. С учетом этого, а также государственной политики, направленной на улучшение эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, полагает, что судом должно быть принято решение об отказе в удовлетворении требований Каменного А.С.. Постановление №7 является действующим, оно принято и опубликовано в установленном законом порядке, не оспорено и не отменено, действовало как на момент вынесения работодателем приказа об отстранении, так и продолжает действовать в настоящий момент. Необходимо отметить, что с учетом правил подсудности, установленных ст. ст. 22-26 ГПК РФ, законность данного постановления не может быть предметом рассмотрения в рамках спора между работником и работодателем о нарушении трудовых прав. Тем не менее, доводы истца о его незаконности опровергаются по следующим основаниям. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 51 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту — ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Статьей 10 ФЗ от 17.09.1998 г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее по тексту — ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней») установлены особенности правового регулирования при проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям: установлено, что такие прививки проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения; что решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации; что календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Таким образом, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям вправе принять государственный санитарный врач Приморского края в отношении заболеваний, включенных в календарь профилактических прививок. Как на момент принятия постановления №7, так и на настоящий момент прививка против коронавирусной инфекции внесена в Календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям (утв. приказом Минздрава России от 21.03.2014 г. №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», далее по тексту — Календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям). Таким образом, она является обязательной с момента вынесения указанного постановления. Пунктом 1 данного постановления установлен круг лиц, для которых вакцинация от новой коронавирусной инфекции является обязательной, в т.ч. к ним отнесены граждане, работающие на основании трудового договора у юридических лиц — промышленных предприятий. Таким образом, постановление №7 устанавливает обязанность привиться по эпидемическим показаниям с учетом обязательности прививки в зависимости от выполняемых работ (их сферы). В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488- ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) деятельность АО «Горнорудная компания «АИР» является промышленным производством, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Кроме того, согласно классификационной группировке 16 раздела С Общероссийского классификатора видов экономической деятельности № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, выполняемая истцом работа относится к обрабатывающему производству, тем самым, попадает под действие постановления № 7, поскольку должность оператора на автоматических линиях в деревообработке лесоперерабатывающего цеха непосредственно относится к сфере деятельности промышленного предприятия (коды №). При этом, АО "Горнорудная компания «АИР" не имело полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку постановлением №7 устанавливалась ее обязательность для всех работников промышленного предприятия. Поручение работодателю организовать до ДД.ММ.ГГГГ проведение профилактических прививок первым компонентом не менее 80% от общей численности работников было дано с тем, чтобы определить наличие в действиях работодателя состава административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Оставшееся число (до 100%) должно учитывать работников, переболевших COVID-19 (не более 6 месяцев назад), не привитых, имеющих медицинские противопоказания; направленных организацией на обучение с отрывом от работы, получающих стипендию за счет средств организации; на весь период действия постановления находящихся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя; находящихся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком; обучающихся в образовательных организациях и находящихся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работников, поступающих в образовательные организации, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации; не явившихся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности; а не только и не столько работников, отказавшихся от вакцинации добровольно. Тем не менее, на момент отстранения истца от работы численность работников, вакцинированных первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, достигла 75,92% от общего числа работников компании. Поскольку Каменный А.С. работает на основании трудового договора на промышленном предприятии, являющимся юридическим лицом, — на него распространяются требования постановления №7 об обязательной вакцинации (ни одно из данных утверждений он в исковом заявлении не оспаривает и не подвергает сомнению). Однако, Каменный А.С. в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ известил работодателя о том, что он отказывается от вакцинации. В пункте 2 постановления №7 указано, что оно не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции. Каменный А.С. о наличии у него противопоказаний не заявил. Пунктом 3.2. данного постановления установлена обязанность для руководителей министерств, ведомств, предприятий, организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей всех форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Приморского края, отстранить от работы, перевести на дистанционный режим работы лиц, не получивших ни одного компонента вакцины против новой коронавирусной инфекции. Требование об отстранении от работы также соответствует п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст. 76 Трудового кодекса РФ. Исходя из занимаемой должности, характера выполняемых работ и должностных обязанностей Каменного А.С., перевести его на дистанционный режим работы невозможно, поскольку выполнение должностных обязанностей подразумевает нахождение его на рабочем месте непосредственно в цеху на линии деревообработки. Действия работодателя по отстранению Каменного А.С. от работы были обусловлены не столько формальным подходом (выполнить требования постановления №7), сколько стремлением работодателя обеспечить всем сотрудникам предприятия наиболее безопасные условия труда. Лица, не прошедшие вакцинацию от коронавирусной инфекции, представляют собой более опасный потенциальный источник ее распространения, что ставит под угрозу, как здоровье других работников, так и деятельность крупного промышленного и градообразующего предприятия в целом. Утверждение перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, предусмотрено абз. 5 ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Именно во исполнение данной нормы федерального закона было принято постановление Правительства РФ №825. Из текстов данных норм видно, что речь идет об общих нормах права, поскольку устанавливается общий перечень работ, никак не связанный с конкретными инфекционными заболеваниями, или эпидемической обстановкой на территории всего субъекта федерации. Другими словами, эти нормы права устанавливают обязанность привиться в зависимости от выполняемых работ и вне зависимости от эпидемических показаний, то есть Перечень регулирует трудовые отношения в сфере охраны труда. Однако, риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", который, в свою очередь, регулирует не трудовые отношения, а отношения в сфере санитарного благополучия населения, поэтому в противоречие с Перечнем не вступает. Постановление №7 устанавливает на территории Приморского края обязанность привиться от новой коронавирусной инфекции для граждан, исходя из конкретной эпидемиологической ситуации по этой инфекции (COVID-19). Соответственно, нормы права, содержащиеся в постановлении №7 (в т.ч. перечисление определенных сфер деятельности без указания для каждой из них конкретных видов работ) не противоречат перечисленным выше, а являются по отношению к ним специальными и подлежат первоочередному применению. Кроме того, новая коронавирусная инфекция, о которой идет речь в постановлении №7, как инфекционное заболевание не существовала на момент принятия указанного ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и постановления Правительства №825, поэтому риски, связанные с распространением данной инфекции, не могли быть учтены данными законодательными актами. При таких обстоятельствах вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для работников АО «Горнорудная компания «АИР» является обязательной, при этом действия работодателя по отстранению Каменного А.С. от работы, учитывая факт непредставления истцом сведений о наличии противопоказаний к проведению указанных профилактических прививок, нельзя признать незаконными. Требование Каменного А.С. о взыскании в его пользу заработной платы также не обоснованно и не подлежит удовлетворению. Статьей 76 Трудового кодекса РФ установлено, что в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется. Отстранение Каменного А.С. от работы является законным и обоснованным, связано с его личным волеизъявлением и использованием права на отказ от профилактической прививки, предусмотренный ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Вследствие этого, работодатель в период с ДД.ММ.ГГГГ правомерно не начисляет и не выплачивает ему заработную плату.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 17 и 37 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии с правами, закрепленными частью 2 статьи 21 и статьей 41 Конституции Российской Федерации, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из материалов дела следует, что Каменный А.С. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и приказа о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет трудовую деятельность в АО «Горнорудная компания» в качестве сортировщика материалов и изделий из дерева <данные изъяты> разряда в Лесоперерабатывающем цеху.
Приказом АО «Горнорудная компания «АИР» № от ДД.ММ.ГГГГ Каменный А.С. был переведен на должность оператора на автоматических линиях в деревопереработке четвертого разряда в Лесоперерабатывающий цех, последний в указанной выше должности работает по настоящее время.
Согласно приказу №К от ДД.ММ.ГГГГ Каменный А.С. отстранен от работы в связи с не прохождением вакцинации (отказом от нее) от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на период с ДД.ММ.ГГГГ до прохождения обязательной вакцинации или прекращения действия Постановления главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 11.10.2021 г. № 7. В приказе указано о не начислении заработной платы в течение периода отстранения от работы.
В соответствии со ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
На основании статьи 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Согласно положениям статьи 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (статьи 42).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 указанного ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 6 указанного выше Федерального закона, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится в том числе, принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
При этом граждане и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. На юридических лиц так же возложена обязанность разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг (ст.ст. 10, 11 названного Закона).
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Кроме того, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 названного Федерального закона, главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 417 утверждены «Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».
Названные Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года №21-пг «О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» на территории Приморского края введен режим повышенной готовности.
В соответствии с пунктом 6 постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года №21-пг «О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» - на руководителей организаций (индивидуальным предпринимателям), деятельность которых на территории Приморского края не приостановлена в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края (далее - руководители организаций (индивидуальные предприниматели) возложена обязанность, в том числе обеспечить при осуществлении деятельности выполнение иных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в том числе предусмотренных рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 11 октября 2021 года № 7 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае» (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого приказа работодателя) - с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Приморского края, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных норм и правил СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические правила по профилактике инфекционных болезней", приказом Министерства здравоохранения России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", определено: Обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах: - образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания; - транспорта; - культуры (театры, кинотеатры, концертные залы и т.п.); - физической культуры и спорта; - экскурсионной, выставочной деятельности; - сервиса, оказания услуг населению (торговля, общественное питание, гостиничные услуги, услуги детских игровых комнат, детских развлекательных центров, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуг почтовой связи, клининга, парикмахерских (салонов красоты), прачечных, ателье, химчисток); - пищевой промышленности; - рыболовства, береговых рыбоперерабатывающих предприятий, холодильных терминалов, имеющих контакт с рыбопродукцией; - строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; - промышленных предприятий; - административно-управленческой и офисной деятельности, в т.ч. в клиентских подразделениях многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, финансовых организациях; - обеспечения пожарной безопасности, организации тушения пожаров, поиска и спасения людей, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.1 п.1.1).
Руководителям министерств, ведомств, предприятий, организаций, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям всех форм собственности, осуществляющим деятельность на территории Приморского края в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления: 3.1. Организовать проведение профилактических прививок против коронавирусной инфекции не менее 80% от общей численности сотрудников: - первым компонентом до 15.11.2021; - вторым компонентом в срок до 15.12.2021. Отстранить от работы, перевести на дистанционный режим работы лиц, указанных в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 Постановления: с 15.11.2021 лиц, не получивших ни одного компонента вакцины против новой коронавирусной инфекции; с 15.12.2021 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации (п. 3.1, п. 3.2).
Судом установлено, что АО «Горнорудная компания «АИР» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (№), является промышленным предприятием.
Для реализации указания Главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 11.10.2021 года №7 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае», приказом АО «Горнорудная компания «АИР» ДД.ММ.ГГГГ № «О рекомендации проведении вакцинации сотрудников против коронавирусной инфекции»: - начальникам цехов: направить работников в отдел кадров предприятия для получения на прохождение профилактических прививок против коронавирусной инфекции; направить работников для прохождения вакцинации; разъяснить работникам последствия отказа от вакцинации; ознакомить под роспись работников с данной рекомендацией; в случае не прохождения вакцинации против коронавируса, либо не предоставления сведений, подтверждающих противопоказания – рекомендовать отстранение от выполнения должностных обязанностей работников без сохранения заработной платы до момента ее прохождения; работникам предприятия рекомендовано в срок до 03.11.2021 года в отделе кадров предприятия получить уведомление для прохождения профилактических прививок против коронавирусной инфекции; в срок до 15.11.2021 года пройти вакцинацию против коронавирусной инфекции; пройти в отдел кадров предприятия для заполнения данных в журнале сведений утвержденной формы; в случае, если работник переболел SARS-COV-2, то необходимо предоставить справку об исследовании крови на наличие антител к коронавирусу; в случае если работник имеет медотвод, то необходимо подтвердить справкой.
Уведомление о необходимости прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции Каменным А.С. получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью.
Каменным А.С. на имя начальника ЛИЦ ФИО подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он отказался от вакцинации на основании права, закрепленного в ч.1 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Выполняемая им работа к перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 г. № 825, не относится.
В соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», при осуществлении иммунопрофилактики на граждан возложена обязанность в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.
При этом, судом установлено, что до принятия постановления Главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 11 октября 2021 года № 7, работодателем проводилась разъяснительная работа о необходимости вакцинирования, создании коллективного иммунитета и заботе не только о своем здоровье, но и окружающих.
Из пояснений сторон так же установлено, что руководством АО «Горнорудная компания «АИР» проводилась индивидуальная разъяснительная работа с каждым из сомневающихся в необходимости вакцинации работников, в ходе которой было разъяснено основания проведения профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям в АО «Горнорудная компания «АИР», необходимости предоставления работодателю сведений о вакцинации либо медицинское заключение о противопоказаниях (медотвод), либо об отказе от вакцинации, о наличии, предусмотренных ст.76 Трудового кодекса РФ оснований для отстранения лиц, не прошедших вакцинацию от работы.
Суд расценивает действия АО «Горнорудная компания «АИР» по разъяснительной работе о необходимости вакцинирования, не как принуждение к вакцинации, а как способ разъяснения работникам действующего законодательства. За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ Каменным А.С. подано заявление от отказе от вакцинации, что является реализацией его права, установленного пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Согласно приказу АО «Горнорудная компания «АИР» от ДД.ММ.ГГГГ №К Каменный А.С. был отстранен от работы с ДД.ММ.ГГГГ до прохождения вакцинации или прекращения действия постановления Главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 11.10.2021 года № 7. С данным приказом истец был ознакомлен в этот же день, что им не оспаривалось в суде.
В судебном заседании Каменный А.С. пояснил, что решение об отказе от вакцинации от COVID -19 было принято им по личным причинам, так как считает вакцинацию добровольной. В медицинское учреждение для проверки и подтверждения медицинских противопоказаний против вакцинации истец не обращался, в настоявшее время он также не привит ни однокомпонентной вакциной, ни первым компонентом.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 указанного выше Федерального закона N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 года, отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
ПереченьПеречень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанных положений, постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825, утвержден Переченьработ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Доводы истца о том, что работа, выполняемая Каменным А.С. не входит в указанный Перечень работ, судом отклоняются, поскольку риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Новая коронавирусная инфекция (CОVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 декабря 2020 года N 1307н "О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н".
Обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (CОVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Поскольку работник АО «Горнорудная компания «АИР» Каменный А.С. добровольно отказался от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, работодатель АО «Горнорудная компания «АИР» ДД.ММ.ГГГГ издал оспариваемый приказ №К о его отстранении от работы.
Согласно занимаемой должности, характера выполняемых работ и должностных обязанностей Каменного А.С., перевести его на дистанционный режим работы невозможно, поскольку выполнение им должностных обязанностей подразумевает нахождение его на рабочем месте непосредственно в цеху на линии деревообработки.
В настоящее время в Приморском крае режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не отменен, постановление Главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 11 октября 2021 года № 7, как и приказ АО «Горнорудная компания «АИР» от ДД.ММ.ГГГГ №К, являются действующими. Следовательно, объективных оснований для допуска Каменного А.С. к работе не имеется. Отсутствуют и субъективные условия, поскольку истцом суду не представлено медицинское заключение о противопоказаниях к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или сведения о получении прививки.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что приказ АО «Горнорудная компания «АИР» от ДД.ММ.ГГГГ №К об отстранении истца от работы, является законным и отмене не подлежит, следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Каменного А.С. о признании незаконным и отмене оспариваемого приказа.
Поскольку в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется по правилам ст.76 Трудового кодекса РФ, отстранение Каменного А.С. от работы связано с его личным волеизъявлением на основании отказа от обязательной вакцинации, АО «Горнорудная компания «АИР» обоснованно с ДД.ММ.ГГГГ не начисляет и не выплачивает ему заработную плату, в связи с чем, исковые требования Каменного А.С. о выплате неполученного заработка с ДД.ММ.ГГГГ, так же удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Каменного Алексея Сергеевича к АО «Горнорудная компания АИР» о признании приказа об отстранении от работы незаконным и взыскании заработной платы за период отстранения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд, через Красноармейский районный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: С.А. Садовая