Дело № 2а-1307/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2021 года г. Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Каташовой А.М.,
при секретаре Новожиловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново к ГВА о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Иваново (далее – ИФНС <адрес>, Инспекция) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит взыскать с ГВА: задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 17 323 рубля; пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 203 рубля 98 копеек; задолженность по земельному налогу за 2018 год в сумме 1 657 рублей; пени, начисленные за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 год, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19 рублей 51 копейка; задолженность по налогу на имущество с физических лиц за 2018 год в размере 1271 рубль; пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на имущество за 2018 год, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14 рублей 97 копеек, а также государственную пошлину в установленном законом размере.
Требования мотивированы тем, что ГВА, имея в собственности транспортные средства, а также объекты недвижимости, является плательщиком транспортного, земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц. Однако свою обязанность по их уплате за 2018 год административный ответчик не исполнил, в связи с чем налоговым органом начислены пени за просрочку их уплаты. В его адрес административным истцом было направлено требование об уплате налогов и пени № от ДД.ММ.ГГГГ, которое оставлено ГВА без исполнения. Судебный приказ об их взыскании отменен по заявлению должника.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Инспекции к ГВА удовлетворены частично, с ГВА в пользу ИФНС пог. Иваново взысканы недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере 16 794 рубля 67 копеек; пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 197 рублей75 копеек; недоимка по земельному налогу за 2018 год в сумме 1 657 рублей; пени, начисленные за несвоевременную уплату земельного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19 рублей 51 копейка; недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1271 рубль; пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14 рублей 97 копеек, а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 798 рублей20 копеек.
Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление Инспекции о пересмотре вышеуказанного решения удовлетворено, решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу возобновлено.
Представитель административного истца ИФНС <адрес> в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик ГВА в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом в порядке гл. 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по адресу регистрации, судебное извещение, направленное в его адрес им не получено по неизвестным суду причинам.
Вместе с тем, суд считает административного ответчика извещенным надлежащим образом, поскольку из системного толкования положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.п. 64 - 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат и судебное извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В силу п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358НК РФ (ст. 357НК РФ).
Как следует из норм ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ).
Налоговые ставки транспортного налога за 2018 год на территории <адрес> установлены ст. <адрес> №-ОЗ «О транспортном налоге» в редакции <адрес> «О внесении изменений в ст. <адрес> «О транспортном налоге»» №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Нормы абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ определяют, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании п. 1 ст. 362НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно положениям п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как следует из п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
Для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 4 ст. 391 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок (п. 3 ст. 392 НК РФ).
Решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О земельном налоге» (в ред. Решения Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №) устанавливалось, что налогоплательщики – физические лица уплачивают земельный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В п. 4 Решения Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О земельном налоге» установлены налоговые ставки по видам разрешенного использования земельного участка.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пп. 2 ст. 15, абз. 1 п. 1 ст. 399 НК РФ).
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 названного Кодекса, п. 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) наряду с другим имуществом квартира, комната.
В силу п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса (абз. 3 п. 1 ст. 402 НК РФ).
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ на территории городского округа Иваново введен налог на имущество физических лиц в соответствии с гл. 32 НК РФ.
Пунктом 1 указанного решения (в редакции решения Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №) установлены налоговые ставки исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
На основании п. 1 ст.409 НК РФналогподлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующегозаистекшим налоговымпериодом.
Из материалов дела следует, что на имя ГВА в 2018 году были зарегистрированы следующие транспортные средства:
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГТойота Королла, гос.рег.знак № (л.д. 113);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тойота Хайлендер, гос.рег.знак № (до ДД.ММ.ГГГГ имело гос.рег.знак №) (л.д. 114);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тойота Камри, гос.рег.знак № (л.д. 112, 212).
Также административному ответчику на праве собственности в спорный период принадлежали:
-1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>л.д. 82);
- жилой дом по адресу: <адрес> (л.д. 83);
- земельный участокпо адресу: <адрес> (л.д. 84);
- квартира по адресу: <адрес> (л.д. 85)
- 1/4 доля в праве общей долевой собственности на помещение по адресу: <адрес>,в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.87-89);
- гараж №, находящийся по адресу: <адрес>, ГСК № (л.д. 86, 128-137, 138).
На вышеперечисленное имущество Инспекцией исчислен транспортный, земельный налоги и налог на имущество физических лиц за налоговый период 2018 год, о чем в адрес административного ответчика налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-14, 15).
В нем имелся расчет и данные об объектах налогообложения, периоде взыскания, содержались сведения относительно сумм налогов и сроке их уплаты.
Суммы транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц за спорный налоговый период в установленный законом срок административным ответчиком оплачены не были, и налоговым органом на сумму задолженности в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес ГВА Инспекцией было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с установлением срока для погашения имеющейся задолженности по налогам за 2018 год и начисленным по ним пени до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19, 20).
Указанное требование в добровольном порядке ГВА в установленный в нем в срок не исполнено.
Согласно расчету, представленному административным истцом, суммы задолженности ГВА по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц за 2018 год являются правильными, административным ответчиком не оспорены.
На основании ч.ч. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку административный ответчик в установленный законодательством о налогах и сборах срок, задолженность по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц за 2018 год не уплатил, то ему правомерно налоговым органом начислены пени за периоды просрочки.
Обстоятельств, освобождающих от начисления пени, предусмотренных ч.ч. 3, 8 ст. 75 НК РФ, у суда не имеется.
Суд соглашается с представленными истцом расчетами пени и принимает их, поскольку произведены они в соответствии с требованиями ст. 75 НК РФ, исходя из действующей ставки рефинансирования, утвержденной Центральным банком РФ, в период просрочки уплаты налогов, исходя из сумм недоимок.
Административным ответчиком данные расчеты не оспорены, иных расчетов суду не представлено.
Данные лицевого счета налогоплательщика ГВА (л.д. 23-26, 27-31, 32-36) свидетельствуют о том, что до настоящего времени недоимка по транспортному, земельному налогам, а также по налогу на имущество за 2018 год административным ответчиком не погашены в полном объеме.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Проверяя соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением к ГВА, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, страховых взносов, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ).
При этом абз. 1 ч. 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, при исследовании вопроса о праве административного истца на обращение в суд с административным исковым заявлением в порядке гл. 32 КАС РФ необходимо учитывать факт первоначального обращения налогового органа к мировому судье за вынесением судебного приказа о принудительном взыскании задолженности по вышеуказанным требованиям Инспекции и последующей отмены судебного приказа по заявлению должника.
Из материалов дела следует, что в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № срок для добровольной уплаты начисленной суммы налога и пени был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно за принудительным взысканием суммы задолженности по налогу и пени Инспекция должна была обратиться к мировому судье не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Октябрьского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с должника ГВА недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 17323 рубля, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вразмере 203 рубля 98 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1271 рубль, пени за несвоевременную уплату налога на имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 рублей 97 копеек, недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 1657 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налогаза период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 рублей 51 копейка (л.д. 21).
Таким образом, Инспекция своевременно обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ГВА недоимок по налогам и начисленным пени.
Данный судебный приказ отменен определением и.о. мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района <адрес> мировым судьей судебного участка № Октябрьского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С настоящим административным иском Инспекция обратилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44), т.е. в установленный законом срок.
Принимая во внимание установленные судом фактические обстоятельства дела, с учетом соблюдения административным истцом порядка и сроков обращения за принудительным взысканием образовавшейся у административного ответчика задолженности, с ГВАв пользу Инспекции подлежат взысканию недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере 17 323 рубля; пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 203 рубля 98 копеек; недоимка по земельному налогу за 2018 год в сумме 1 657 рублей; пени, начисленные за несвоевременную уплату земельного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19 рублей 51 копейка; недоимка по налогу на имущество с физических лиц за 2018 год в размере 1271 рубль; пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14 рублей 97 копеек.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере814 рублей68 копеексогласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново к ГВА о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с ГВА в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 17 323 рубля; пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 203 рубля 98 копеек;недоимку по земельному налогу за 2018 год в сумме 1 657 рублей; пени, начисленные за несвоевременную уплату земельного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19 рублей 51 копейка; недоимку по налогу на имущество с физических лиц за 2018 год в размере 1271 рубль; пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14 рублей 97 копеек.
Взыскать с ГВА в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 814 рублей68 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Каташова А.М.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 июля 2021 года.
Копия верна
Судья Каташова А.М.