УИД 29RS0022-01-2022-001107-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Савеловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Гмыриной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Гончаровой Е. Л. к Телепневой А. С. о признании отсутствующим права собственности на жилой дом, признании самовольной постройкой, обязании перенести жилой дом,
установил:
Стеценко М.В. обратился в суд с иском к Телепневой А.С. о признании отсутствующим права собственности на жилой дом, признании самовольной постройкой, обязании перенести жилой дом.
В обоснование иска указал, что он (Стеценко М.В.) является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Греховым В.М. на смежном земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, построен двухэтажный жилой дом площадью застройки <данные изъяты> кв.м. В настоящее время дом вместе с земельным участком отчужден третьим лицом новому собственнику – Телепневой А.С. Указал, что дом расположен вблизи границы земельного участка истца, с нарушением минимального расстояния 3 метра от границ земельного участка, установленного Правилами землепользования и застройки МО «Боброво-Лявленское» от 26 октября 2017 года, СП 53.13330.2019 Свод правил «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»; СП 30-102-99 Свод правил по проектированию и строительству «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», утвержденный Постановлением Госстроя РФ от 30 декабря 1999 года № 94. Вместо установленного отступа 3 метра: расстояние от стены дома до границы земельного участка с кадастровым номером № составляет от 2 м 42 см до 2 м 47 см; расстояние от цоколя дома до границы земельного участка с кадастровым номером № составляет от 2 м 23 см до 2 м 27 см.; расстояние от свеса крыши дома до границы земельного участка с кадастровым номером № составляет от 1 м 88 см до 2 м 04 см. При этом, скат кровли дома (двухэтажного) направлен в сторону земельного участка истца. В результате расположения дома на земельном участке с кадастровым номером № с нарушением обязательных правил, сток дождевых и снеговых осадков с кровли здания, осуществляется непосредственно на соседний земельный участок, при этом происходит избыточное увлажнение почвы, затенение участка, его заболачивание. Невозможно устройство ограждения вдоль границы земельного участка, обеспечение надлежащей охраны и безопасности территории, т.к. сходящий с кровли снег повреждает забор. Считает, что полное восстановление его нарушенного права собственности на земельный участок, возможно путем признания отсутствующим права собственности на ответчика на жилой дом, и возложения на ответчика обязанности перенести жилой дом на расстояние, обеспечивающее соблюдение отступа не менее 3 м от жилого дома до смежной границы принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером №.
Просил признать отсутствующим право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> обязать ответчика в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу перенести жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на расстояние, обеспечивающее соблюдение отступа не менее 3 м от жилого дома до смежной границы земельного участка с кадастровым номером №.
В ходе рассмотрения дела определением от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена истца Стеценко М.В. на Гончарову Е.Л.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: администрация МО «Боброво-Лявленская», администрация МО «Приморский муниципальный район».
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил признать отсутствующим право собственности Телепневой А.С. на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>; признать самовольной постройкой жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; обязать ответчика в течение 60 дней со дня вступления в законную силу решения суда, осуществить приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, путем переноса жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на расстояние, обеспечивающее соблюдение отступа не менее 3 метров от жилого дома до смежной границы земельного участка с кадастровым номером №. Уточнение требований судом принято.
Истец Гончарова Е.Л., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ее представитель Козенков А.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что восстановить права истца возможно лишь путем признания актов незаконными, признании спорного объекта самовольной постройкой и переноса жилого дома Телепневой А.С. на соответствующее расстояние от границы земельного участка Гончаровой Е.Л.
Ответчик Телепнева А.С., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ее представитель Котлов И.А. в судебном заседании с иском не согласился, указав, что права истца не нарушены. Дом был приобретен Телепневой А.С. в ДД.ММ.ГГГГ о каких-либо конфликтах с предыдущим собственником его доверитель не знала. В настоящее время на спорном объекте установлены снегозадержатели (снегоуловители) со стороны ската смежной границы между участками.
Третье лицо Грехов В.М. о времени и месте судебного заседания извещался, в суд не явился, возражений по иску не представил.
Третье лицо Управление Росреестра по АО и НАО, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, возражений по иску не представило.
Третье лицо администрация МО «Боброво-Лявленская» о времени и месте судебного заседания извещалась, в суд своего представителя не направила, возражений по иску не представила.
Представитель третьего лица администрации МО «Приморский муниципальный район» на основании доверенности Вешняков В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Указал, что заявляя требование о признании постройки самовольной, о перенесении данного объекта, истец должен представить доказательства реального нарушения его прав, поскольку объект возведен на земельном участке, принадлежащем ответчику. Такие доказательства, по мнению представителя, суду не представлены.
Суд, заслушав мнения представителя истца Козенкова А.С., представителя ответчика Котлова И.А., представителя третьего лица администрации МО «Приморский муниципальный район» Вешнякова В.А., приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.
В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Как следует из ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ, самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В статьях 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к жилым помещениям относится жилой дом. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункты 1, 2).
Таким образом, действие данного нормативного акта распространяется на жилые дома, в том числе, частной собственности.
В соответствии с пунктами 12 - 15 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В судебном заседании установлено, что истец Гончарова Е.Л. является собственником земельного участка №, расположенного в <адрес>. К ее земельному участку примыкают земельные участки с кадастровым номером №, собственник – Грехов В.В. (с ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка является Телепнева А.С. согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ), с кадастровым номером №, собственник Жвакин А.В. Земельный участок с кадастровым номером № находится по адресу: <адрес>, его площадь <данные изъяты> кв м.
На земельном участке с кадастровым номером № предыдущим собственником Греховым В.В. возведен двух этажный жилой дом с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв м (год завершения строительства согласно выписке из ЕГРН 2021), адрес расположения дома: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного жилого дома также является Телепнева А.С., что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН и не оспаривается сторонами.
Разрешая требования истца о признании отсутствующим права собственности, признании жилого дома самовольной постройкой и обязании осуществить приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, путем его переноса, суд приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 года N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 года N 44), в силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков:
- возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
- возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки;
- возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки;
- возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки (п. "о" ст. 71 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 ГК РФ).
В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 года N 44 указано, что последствиями возведения (создания) самовольной постройки являются ее снос или приведение в соответствие с установленными требованиями на основании решения суда (п. 2 ст. 222 ГК РФ) или на основании решения органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии с его компетенцией, установленной законом (п. 3.1 ст. 222 ГК РФ), если судом не будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о возможности ее сохранения.
Статьей 40 ЗК РФ установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 2, п. 2 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) органами местного самоуправления утверждаются правила землепользования и застройки, включающие в себя, в том числе градостроительные регламенты, в которых в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (п. 2 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ).
Статьей 44.1 Правил землепользования и застройки МО «Боброво-Лявленское» Приморского муниципального района Архангельской области, утвержденных Решением Собрания депутатов МО «Приморский муниципальный район» от 26 октября 2017 года № 394 отступ от индивидуальных жилых домов до границы соседнего земельного участка по санитарно-бытовым условиям должно быть не менее – 3 м.
ДД.ММ.ГГГГ Грехов В.М., на тот момент собственник земельного участка №, обратился с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства, по причине, что конфигурация и рельеф земельного участка не позволяют построить дом иным образом и обеспечить инсоляцию, согласно схеме отступлений уменьшение отступа от границ земельного участка планировалось со стороны северо-востока до 2,42-2,72 метров, с юго-востока до 2,74 метров, с юго-запада до 1,83 -2,27 метров.
В связи с тем, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства имело место более чем на десять процентов, Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № назначено общественные обсуждения по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Согласно протоколу общественных обсуждений № от ДД.ММ.ГГГГ, а также заключения по результатам общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ, предложений и замечаний от участников общественных обсуждений в частности и от предыдущего собственника земельного участка № (Стеценко) не поступало.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление №, которым предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, в части уменьшения отступа от северо-восточной границы участка до 2,4 метра, от юго-восточной границы участка до 2,7 метра, от юго-западной границы участка до 1,8 метра, с опубликованием настоящего постановления в бюллетене «Вестник Приморского района».
ДД.ММ.ГГГГ данный объект индивидуального жилищного строительства поставлен на кадастровый учет как жилой дом с присвоением кадастрового №
По смыслу частей 1 и 12 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Порядок принятия решения по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства регламентирован статьей 40 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 1, 1.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.
Действующее законодательство предусматривает определенную процедуру предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства и предоставление разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, которая не может быть подменена судебной.
Выдача такого разрешения не является произвольной. Данное разрешение выдается только в определенных случаях, при соблюдении требований технических регламентов и ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и является результатом документарной проверки (экспертизы) органов исполнительной власти в пределах представленных им полномочий.
Определением суда от 08 сентября 2023 года по делу назначалась судебная строительно-техническую экспертиза по ходатайству представителя ответчика.
По заключению ООО «АрхОблЭкспертиза» № от 27 ноября 2023 года, в результате исследования были выявлены несоответствия объекта исследования установленным градостроительным, строительным, экологическим, противопожарным нормам и правилам:
размещение на земельном участке с кадастровым номером № жилого дома с кадастровым номером № является несоответствием видам разрешенного использования земельного участка, установленным правилами землепользования и застройки муниципального образования «Боброво-Лявленское» н Приморского муниципального района Архангельской области утвержденными Решением Собрания депутатов пятого созыва Тридцать второй очередной сессии от 26 октября 2017 года №394;
отступы жилого дома с КН № от границ земельного участка с северо-восточной, юго-восточной и юго-западной сторон не соответствуют предельным параметрам, установленным вышеназванных правил; отступы жилого дома с КН № от границ земельного участка с северо-восточной и юго - восточной сторон не соответствуют предельным параметрам, установленным Постановлением администрации МО Приморский муниципальный район от 11 мая 2021 года №954 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного эта с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>
Противопожарное расстояние между объектом исследования и близлежащими домами не соответствует требованиям п. 4.3 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»:
- ширина простенков между оконными проемами на трех участках (первый этаж, фасады 1, 4) не соответствует требованиям п. 5.2.11 СП 516.1325800.2022 «Здания из деревянных срубных конструкций, шла проектирования и строительства»;
- глубина врезки балки междуэтажного перекрытия не соответствует требованиям п. 5.2.14 СП 525800.2022 «Здания из деревянных срубных конструкций. Правила проектирования и жительства»;
- отсутствие огнезащитной обработки деревянных конструкций здания не соответствует требованиям п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- необеспечение несущей способности конькового прогона крыши в месте его опирания на балку в соответствии с требованиями СП 64.13330.2017 «Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП П-25-80».
В результате исследования экспертом указаны мероприятия, которые необходимо выполнить для приведения спорного жилого дома в соответствие с установленными требованиями, все выявленные несоответствия являются устранимыми.
Приведение жилого дома в соответствие с установленными требованиями путём переноса указанного жилого дома на расстояние не менее 3 метров до смежной границы земельного участка с кадастровым номером № (в настоящее время №) является технически возможным. Для удерживания схода снега с крыши объекта исследования необходимо произвести устройство снегозадержателей на кровле.
В результате исследования было установлено, что на момент написания настоящего заключения, фактов, свидетельствующих о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, создаваемых сохранением в существующем виде жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> выявлено не было.
При этом, следует отметить, что для приведения конструкций крыши в работоспособное техническое состояние следует произвести мероприятия по усилению конькового прогона крыши или выполнить замену элемента с выполнением требований по минимальной ширине опирания на колонну в 6 см, а также рекомендуется вести наблюдение за развитием осадочных деформаций конструкций фундамента и произвести устранение выявленных дефектов несущих стен и балок междуэтажного перекрытия.
Допрошенная в судебном заседании эксперт «АрхОблЭкспертиза» Заббарова Е.С. суду пояснила, что фактов, свидетельствующих о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, создаваемых сохранением в существующем виде спорного жилого дома, не выявлено. Единой методики для определения наличия угрозы жизни и здоровью граждан для индивидуальных жилых домов не имеется. Есть отдельный пункт о наличии угрозы жизни и здоровья по аварийности несущих конструкций и несоответствию санитарным правилам и нормам.
На представленные стороной истца вопросы эксперт пояснила, что понятие объекта незавершенного строительства содержится в Градостроительном кодексе РФ в понятии объекта капитального строительства. Для данного объекта, основываясь на данных, которые были получены в ходе осмотра, выделила степень готовности около 50% в виду отсутствия на объекте устроенных инженерных коммуникаций, отсутствия чернового пола в отдельных помещениях, подшивки кровли, отдельных покрытий, отделочных покрытий, заполнения дверных проемов и прочих работ. Дополнительно на объекте находится строительный материал, инструменты, что также свидетельствует о незавершенности работ на объекте. По данным, полученным в ходе осмотра, было установлено, что объект не оснащен какими-либо инженерными сетями, отсутствует подводка систем электроснабжения, водоснабжения, канализации. Основываясь на степени готовности объекта, было установлено, что на объекте отсутствует автономная канализация (септик), его расположение, соответственно, не установлено.
Уточнила, что на странице 21 Заключения имеется техническая описка. Фактически, объект расположен на участке с кадастровым номером №. На фотографии №5 л.д. 21 Заключения имеются сведения о том, что на земельном участке с кадастровым номером № находится еще один дом, который не являлся объектом исследования, а фигурировал в исследовании лишь по вопросу пожарной безопасности, исходя из наиболее худших условий, экспертом принимается данный дом, как жилой. На фотографии № 5 (лист 21 Заключения) на земельном участке помимо Объекта и дома без кадастрового номера, располагается еще одно строение из бревен, который не являлся предметом изучения в рамках данного Заключения. Исходя из визуального осмотра, было выдвинуто предположение о том, что данное строение, вероятнее всего, является беседкой, так как отсутствует вывод каких-либо коммуникаций. Размеры составляют 2,96 м на 4,89 м. Противопожарные расстояния между садовыми и жилыми домами, а также хозяйственными постройками не нормируются. На листе 47 Заключения указывается, что расстояние между Объектами расположенным на этом же земельном участке домом составляет 9,1 м. Расстояние между объектами, расположенными на этом же земельном участке измерено от стен объекта в соответствии с п.4.4 СП 4.13130.2013.
Проект строительства Объекта не был представлен эксперту, документация отсутствует, при этом согласно п. 3 ст. 48 ГрК РФ «осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве». Вопрос о том, соответствуют ли противопожарные расстояния между Объектом и иными строениями, расположенными на земельном участке с кадастровым номером №, требованиям СП 4.13130.2013 рассмотрен на страницах 44-49 Заключения, как пояснялось ранее, расстояние между хозяйственными постройками и домами не регламентируется. Между объектами исследования расстояние не соответствует нормам.
Применительно к приведенным нормам материального и процессуального права собственник, заявляющий требование о демонтаже строения, основанием которого является факт нарушения действующих норм и правил, регламентирующих возведение строения (жилого дома) на земельном участке, а также нарушение прав и охраняемых законом интересов, должен доказать нарушение его права со стороны лица, к которому заявлены эти требования, чего в настоящем случае не усматривается.
Согласно выводам имеющегося в материалах дела экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, фактов, свидетельствующих о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, создаваемых сохранением в существующем виде жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> не выявлено.
Доводы истца о том, что жилой дом ответчика должен быть признан самовольной постройкой и перенесен ввиду того, что он располагается на расстоянии менее 3 м от смежной границы, несостоятельны.
Согласно пункту 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 года N 44 по общему правилу, наличие допущенного при возведении (создании) постройки нарушения градостроительных и строительных норм и правил является основанием для признания постройки самовольной. Однако с учетом конкретных обстоятельств дела допущенное при возведении (создании) постройки незначительное нарушение градостроительных и строительных норм и правил (например, в части минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка), не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом несущественным и не препятствующим возможности сохранения постройки.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный жилой дом с кадастровым номером № располагается на земельном участке, принадлежащем ответчику на праве собственности, угрозы жизни и здоровью граждан не создает, незначительное несоблюдение градостроительных требований достаточным основанием для реконструкции-переноса дома, как просит истец, явиться не может, а все выявленные несоответствия при проведении экспертизы, являются устранимыми.
В качестве негативных факторов истцом указан сход с крыши дома снега на ее участок. Однако никаких относимых и допустимых доказательств этому истцом не представлено. Представленные же ответчиком фотографии подтверждают факт установления на крыше спорного объекта снегозадержателей.
Согласно положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом распределения бремени доказывания по настоящему делу, суд приходит к выводу, что истцом не представлено надлежащих доказательств тому, что возведение жилого дома с кадастровым номером № осуществлено с нарушением строительных норм и правил, чем нарушается право истца. Таким образом, суд приходит к выводу об отказе Гончаровой Е.Л. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
в удовлетворении искового заявления Гончаровой Е. Л. к Телепневой А. С. о признании отсутствующим права собственности на жилой дом, признании самовольной постройкой, обязании перенести жилой дом - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено 09 января 2024 года.
Председательствующий О.В. Савелова