Решение по делу № 2-1073/2015 от 03.04.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тюмень                                                 02 июля 2015 года

дело № 2-1073/2015

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Е.А. Пленкиной,

с участием прокурора А.Г. Мкртчяна,

при секретаре Н.А. Авазовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО41 ФИО40, ФИО55 к Правительству ФИО1 <адрес>, Администрации ФИО1 муниципального района ФИО1 <адрес>, Администрации муниципального образования <адрес> ФИО1 <адрес> ФИО1 <адрес> об обязании предоставить жилое помещение, обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО37 ФИО38 ФИО39, ФИО56 с учетом принятых судом уточнений с иском к Правительству ФИО1 <адрес>, Администрации муниципального образования <адрес> ФИО1 <адрес> ФИО1 <адрес>, Администрации ФИО1 муниципального района об обязании Правительства ФИО1 <адрес> предоставить ФИО36 ФИО18., ФИО35 ФИО57 во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из трех человек не менее трех комнат, пригодное для постоянного проживания и отвечающее установленным санитарными и техническим правилам и нормам, расположенное на территории поселка Боровский ФИО1 <адрес> ФИО1 <адрес>, обязании Администрации ФИО1 муниципального района и Администрации муниципального образования <адрес> ФИО1 <адрес> ФИО1 <адрес> заключить с ФИО34., ФИО33., ФИО58. договор социального найма жилого помещения с момента его предоставления Правительством ФИО1 <адрес>. Иск мотивирован тем, что Прокуратурой ФИО1 <адрес> была проведена проверка по обращению Уполномоченного по правам человека в ФИО1 <адрес>, по результатам которой было установлено, что ФИО59. имеет двух сыновей ФИО31 и ФИО32., которые являются инвалидами 2 группы. Указанная семья из трех человек состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в категории «инвалиды 1-2 группы» с ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди – 2. ФИО30. и ФИО29. страдают <данные изъяты> включенного в перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. ФИО3, ФИО4, имея право на получение жилья во внеочередном порядке в соответствии со ст.51, 57 Жилищного кодекса РФ, ст.7 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в ФИО1 <адрес>», длительный период времени состоят в очереди на получение жилого помещения, проживают в одной комнате, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., собственником которой является их прабабушка, в квартире проживают с прабабушкой и матерью (лд.82-87).

Прокурор в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

ФИО60 в защиту интересов которой прокурором подан иск, в судебном заседании иск поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, суду пояснила, что ее сыновья ФИО3 и ФИО4 – близнецы, оба являются инвалидами 2 группы, проживают вместе с ней в квартире ее бабушки, которая вследствие возраста и состояния здоровья имеет намерение выселить их из квартиры, прав на иные жилые помещения не имеет ни она, ни ее сыновья.

ФИО3, ФИО4, в защиту интересов которых прокурором подан иск, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, каких-либо заявлений не представили.

Представитель ответчика Правительства Тюменской области Сергеенкова ФИО43., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.100), в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.93-99). Полагала, что оснований для признания права у ФИО3 и ФИО4 на внеочередное предоставление жилого помещения не имеется, поскольку они проживают в принадлежащей на праве собственности их прабабушке ФИО8 квартире, могут быть признаны членами ее семьи. Прокурором не представлены доказательства, подтверждающие тяжелую форму течения заболевания с хроническими и затяжными расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями у ФИО11, а также доказательства наличия оснований для состояния ФИО11 на учете в качестве нуждающихся в жилым помещениях. Требования об обязании предоставить жилое помещение по составу семьи из трех человек незаконно, поскольку правом на внеочередное предоставление жилых помещений обладает только гражданин, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний. Как указал Верховный Суд РФ в определении № 8/5-КГ14-10 от 03 марта 2015 года, предоставление жилого помещения лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень, связано с необходимостью оградить проживающих с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию. Предоставление ФИО61. вне очереди жилого помещения не обоснованно, оснований для предоставления жилого помещения не менее трех комнат на семью из трех человек не имеется. Понуждение исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации к совершению определенных действий является ограничением прав данных органов на самостоятельное осуществление предоставленных законодательством полномочий, что влечет нарушение ст.10,11 Конституции РФ, является прямым вмешательством в текущую деятельность органа государственной власти.

Представитель ответчика Администрации ФИО1 муниципального района Сомова ФИО45 действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81), в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.90-92). Полагала, что поскольку согласно письму Главного управления строительства имеются граждане, право которых на обеспечение жилыми помещениями вне очереди возникло ранее, предоставление ФИО11 жилого помещения вне очереди нарушит их права. В соответствии с Законом Тюменской области от 02.12.2014 № 102 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов» ФИО46 муниципальный район наделяется государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда ФИО1 <адрес> гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда ФИО1 <адрес>, и заключению договора социального найма жилищного фонда ФИО1 <адрес>, однако указанные полномочия могут быть осуществлены Администрацией ФИО1 муниципального района только после обеспечения Правительством ФИО1 <адрес> предоставления жилого помещения.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования <адрес> ФИО1 <адрес> ФИО1 <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика (л.д.80).

Суд, заслушав объяснения прокурора, ФИО62., в защиту интересов которой обратился прокурор, представителей ответчиков, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено.

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются инвалидами второй группы, что подтверждается справками серия и серия , выданными Бюро филиала ФКУ «<данные изъяты> ФИО1 <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность установлена бессрочно (л.д.45).

Согласно заключениям врачебной комиссии ГБУЗ ФИО1 <адрес> «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ФИО4, ФИО3, совместное проживание с ними в одной квартире невозможно ввиду тяжелой формы хронического заболевания на основании Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378 (л.д.49).

Согласно справкам ГБУЗ ФИО1 <адрес> «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ФИО4 состоят на диспансерном наблюдении, <данные изъяты> бессрочно (л.д.64-65).

В соответствии с информацией ГБУЗ ФИО1 <адрес> «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ФИО4 состоят на диспансерном учете, <данные изъяты> бессрочно (л.д.88-89).

Перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», содержит заболевания <данные изъяты>.

Распоряжением Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на учет нуждающихся в жилых помещениям, предоставляемых по договорам социального найма, принята семья ФИО3 в составе 3 человек: брат ФИО4, мать ФИО63. (л.д.36).

ФИО70. приходится ФИО3, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ год рождения, матерью, что подтверждается свидетельствами о рождении, свидетельством о заключении брака (л.д.20, 26об.).

Как следует из материалов дела, ФИО3, ФИО4, ФИО64. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> <адрес>, - с прабабушкой ФИО11ФИО8, которой указанная квартира принадлежит на праве собственности, что подтверждается справкой о регистрации по месту жительства, поквартирной карточкой, свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д.21, 22, 23).

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

На основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.п. «г» статьи 7 Закона Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» от 07 октября 1999 года N 137, установлено, что право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют, признанные в соответствии со статьями 6 и 8 настоящего Закона нуждающимися в жилых помещениях инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года.

Принимая во внимание, что ФИО3, ФИО4 страдают тяжелой формой хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ст.1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне, в установленном порядке приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, доказательств снятия их с учета и отсутствия оснований для учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в суд не представлено, суд находит исковые требования прокурора в части возложения обязанности на Правительство Тюменской области обеспечить предоставление ФИО3, ФИО4 вне очереди жилого помещения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В части исковых требований Прокурора Тюменского района о возложении обязанности предоставить жилое помещение с учетом члена семьи ФИО3 ФИО65., состоящее из трех комнат, суд полагает необходимым отказать по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.

К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относятся ФИО3 и ФИО4. ФИО66. таким правом не обладает, в связи с чем суд полагает, что требования о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма ФИО67., в составе семьи ФИО3 из 3 человек, противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходил из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.

Требования прокурора о предоставлении семье ФИО3 жилого помещения, состоящего из трех комнат, ссылками на нормы закона не мотивированы, прокурор в судебном заседании пояснил, что данные требования основаны на принципе справедливости.

Таким образом, требования прокурора к Правительству ФИО1 <адрес> суд находит подлежащими частичному удовлетворению, в части обязания Правительства ФИО1 <адрес> обеспечить предоставление ФИО3, ФИО4 вне очереди по договору социального найма жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное на территории поселка Боровский ФИО1 <адрес> ФИО1 <адрес>.

В части исковых требований ФИО1 об обязании заключить договор социального найма с ФИО3, ФИО4, ФИО68. Администрацию ФИО1 муниципального района и Администрацию муниципального образования поселка Боровский ФИО1 <адрес> ФИО1 <адрес>, суд находит их подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии со ст.24 Закона Тюменской области от 02.12.2014 N 102 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов» органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе указанный в приложении 19 к Закону Тюменский муниципальный район, наделяются государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.

Таким образом, в силу указанной нормы Закона полномочиями на заключение договора социального найма в данном случае обладает Администрация ФИО1 муниципального района, что подтверждено также в судебном заседании объяснениями представителя Администрации ФИО1 муниципального района, оснований для возложения указанной обязанности одновременно на Администрацию ФИО1 муниципального района и Администрацию муниципального образования <адрес> ФИО1 <адрес> суд не находит и в удовлетворении иска в данной части к Администрации муниципального образования <адрес> ФИО1 <адрес> ФИО1 <адрес> отказывает.

Поскольку постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении осуществлена по заявлению ФИО3 с указанием его брата-близнеца ФИО4 в качестве члена семьи, договор социального найма в силу норм жилищного законодательства подлежит заключению с одним лицом, являющимся нанимателем жилого помещения, суд находит необоснованными требования о заключении договора найма одновременно с несколькими лицами, и удовлетворяет иск в части обязания Администрации ФИО1 муниципального района заключить договор социального найма с ФИО3 с указанием в договоре в качестве члена семьи ФИО4.

Руководствуясь ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст.7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договору социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» ст. 3, 56, 67, 68, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора Тюменского района <адрес> удовлетворить частично.

Обязать Правительство ФИО1 <адрес> обеспечить предоставление ФИО3, ФИО4 вне очереди по договору социального найма жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное на территории <адрес>

Обязать Администрацию ФИО1 муниципального района ФИО1 <адрес> заключить с ФИО3 договор социального найма жилого помещения с момента его предоставления Правительством ФИО1 <адрес> с включением в договор в качестве члена семьи ФИО4.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2015 года.

Судья            (подпись)                        Е.А. Пленкина

Копия верна

Судья                             Е.А. Пленкина

2-1073/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Чечерин А.А.
Медведева М.В.
Прокурор Тюменского района Тюменской области
Ответчики
Правительство Тюменской области
Администрация Тюменского муниципального района Тюменской области
Администрация МО п. Боровский Тюменского муниципального района
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Дело на странице суда
tumensky.tum.sudrf.ru
03.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2015Передача материалов судье
08.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2015Подготовка дела (собеседование)
30.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2015Судебное заседание
02.07.2015Судебное заседание
07.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее