Дело № 12-911/2024
16RS0045-01-2024-004697-35
РЕШЕНИЕ
27 августа 2024 года город Казань
Авиастроительный районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи В.Е. Кузиной, при секретаре ФИО2,
рассмотрев жалобу заявителя ФИО1 на постановление Административной комиссии Авиастроительного, Кировского, Московского, <адрес>ов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по статье ч. 1 ст. 2.6 КоАП РТ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Административной комиссии Авиастроительного, Кировского, Московского, <адрес>ов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 2.6 КоАП РТ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Как указано в постановлении, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 допустил неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления <адрес>, в частности нарушены требования п. 3.1.1, п. 3.1.2, п. 3.1.4, п. 3.1.7, п.ДД.ММ.ГГГГ, п. 4.1, п. 4.2, п. 4.4, п. 9.1, п. 9.2, п. 9.3, п. 9.4, п. 9.7, п. 9.8, п. 9.16, п. 9.17 Положения об организации и проведении земляных, строительных, ремонтных работ, связанных с благоустройством территории <адрес>, а именно на перекрестке <адрес> и <адрес> осуществлено производство земляных работ без ордера; отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, проектная документация, распоряжение ИКМО <адрес> о временном ограничении прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам; не установлен информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ, сроков начала и окончания работ; не обеспечена сохранность и содержание в исправном состоянии знаков дорожного движения; не организовано ограждение зоны производства работ, обеспечивающее безопасное движение транспорта и пешеходов; отсутствуют пешеходные мостики с перилами, ограждение зоны производства работ, отсутствуют красные фонари, контейнеры для сбора отходов; произведено вскрытие грунта, вскрытие дорожной одежды проезжей части, тротуаров и зоны зеленых насаждений; производятся работы по строительству инженерных коммуникаций без ордера; не оганизована безопасность дорожного движения, не подготовлена и не согласована схема организации дорожного движения на период работы по порядку и времени работ по проезжей части, тротуарах и уличных газонах; не разработана схема ограждений дорожного движения; место производства работ не ограждено щитами – заставками установленного образца; работы были начаты и производятся до обустройства зоны производства работ; на объекте размещена техника, материал, инвентарь; производитель работ выполняет работы на проезжей части улиц и тротуара без технических средств БДД, импульсных, сигнальных стрелок, фонарей, которые должны быть в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм (ВСН 37-84) и ГОС Р 52289-2004; отсутствуют средства сигнализации и временные предупредительные знаки.
Заявитель ФИО1 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просит постановление отменить, в случае невозможности прекращения производства по делу просит заменить наказание на предупреждение. В обоснование жалобы указал, что правонарушение допускается впервые. Также продлено действие моратория на проверки бизнеса согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что правонарушение является малозначительным и не создает общественно опасных последствий.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен.
Представитель Административной комиссии Авиастроительного, Кировского, Московского, <адрес>ов <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от ДД.ММ.ГГГГ N 195-ФЗ, в случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, часть 1 статьи 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц.
При этом установленный действующим законодательством срок на обжалование состоявшегося по делу постановления не является произвольным, имеет цель своевременного оспаривания постановления, и может быть восстановлен в исключительных случаях, которые действительно препятствовали подаче жалобы.
Вопрос об уважительности причины пропуска срока рассматривается индивидуально, при этом учитываются: болезненное состояние лица, отъезд в командировку, иные обстоятельства как объективного, так и субъективного характера, послужившие препятствием для обращения в суд с жалобой.
Исходя из буквального содержания части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, срок обжалования постановления (решения, определения) по делу об административном правонарушении исчисляется со дня вручения или получения копии постановления (решения, определения).
Из материалов дела следует, что сроки подачи жалобы заявителем не нарушены.
Согласно ч.1 ст. 2.6 КоАП РТ, неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, принятых ими в пределах их полномочий, за исключением случаев, предусмотренных статьями 2.7, - 3.6 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании пункта 2 статьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. По смыслу положений главы 25 КоАП РФ, лицами, в отношении которых может быть возбуждено дело об административном правонарушении, являются физические лица или юридические лица.
На основании статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В силу п. 3.1.1, п. 3.1.2, п. 3.1.4, п. 3.1.7, п.ДД.ММ.ГГГГ, п. 4.1, п. 4.2, п. 4.4, п. 9.1, п. 9.2, п. 9.3, п. 9.4, п. 9.7, п. 9.8, п. 9.16, п. 9.17 Постановление Руководителя Исполкома муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 8023 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения об организации и проведении земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории <адрес>"
Иметь на объекте оригиналы ордера, правоустанавливающего документа на земельный участок, в границах которого осуществляются работы, утвержденную проектную документацию, а в случае временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам <адрес> - распоряжение Исполнительного комитета <адрес> о временном ограничении (временном прекращении) движения транспортных средств по автомобильным дорогам <адрес> и схемы организации дорожного движения и предъявлять их представителям организаций, контролирующих производство работ, в том числе сотрудникам Комитета внешнего благоустройства Исполнительного комитета <адрес>.
Установить на месте работ информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ и его подрядчиков (в случае наличия договоров субподряда), сроков начала и окончания работ, начала и окончания временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств (при необходимости такого ограничения (прекращения) движения), фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за производство работ, номеров их рабочих телефонов.
Обеспечивать сохранность и содержание в исправном состоянии всех временных знаков, а также технических средств регулирования дорожного движения, находящихся в зоне производства работ.
Организовать ограждение зоны производства работ, обеспечивающее безопасное движение транспорта и пешеходов, сохранность объектов, входящих в зону производства работ, установить технические средства организации дорожного движения в соответствии с согласованной схемой организации дорожного движения, ограждающие и направляющие устройства, пешеходные мостики с перилами шириной не менее 1,5 м, красные фонари на углах ограждений и не реже чем через каждые 50 м вдоль ограждения.
На углах забора, перегораживающего (частично или полностью) тротуар или проезжую часть, должна быть сделана вертикальная разметка в соответствии с действующими нормами. Не допускается устройство котлованов (траншей) глубиной более 1 м без крепления их стен.
Для организации пешеходного движения по обеим сторонам улицы должны оставаться полосы для тротуара шириной не менее 1,5 м, при этом они должны быть огорожены по всей ширине с обязательной установкой перил.
Обеспечить наличие на территории строительной площадки контейнеров и (или) бункеров-накопителей для сбора твердых бытовых отходов, крупногабаритного и строительного мусора, а также иных отходов производства и потребления.
На основании ордера, выдаваемого Комитетом внешнего благоустройства Исполнительного комитета <адрес>, разрешается выполнение следующих видов работ:
вскрытие и разработка грунта, в том числе его планировка под любые последующие виды работ;
вскрытие дорожной одежды проезжей части, тротуаров, обочин, разделительных полос, зон зеленых насаждений;
производство земляных работ при строительстве, реконструкции, ремонте (капитальном ремонте) инженерных коммуникаций независимо от способа их прокладки, в том числе земляных работ по выносу инженерных коммуникаций с пятен застройки; производство земляных работ при строительстве, реконструкции, ремонте (капитальном ремонте) инженерных коммуникаций, проходящих транзитом через строительную площадку или имеющих точки подключения в ее пределах; производство земляных работ при устройстве временных инженерных коммуникаций на период строительства (реконструкции, капитального ремонта) объекта за пределами земельного участка, предоставленного для целей строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Производитель работ обязан обеспечить согласованный порядок, очередность производства работ, соблюдать сроки их выполнения, организовать безопасность дорожного движения.
Порядок и время работ на проезжей части, тротуарах, обочинах, разделительных полосах, уличных газонах определяются схемой организации дорожного движения на период этих работ. Данное требование не распространяется на проведение аварийно-восстановительных работ.
Схема организации дорожного движения должна разрабатываться в составе проектной документации. Данное требование не распространяется на проведение аварийно-восстановительных работ.
Место производства работ ограждается щитами-заставками установленного образца (временными дорожными разделительными водоналивными блоками).
На проезжей части улиц (магистралей) кроме ограждения устанавливаются красные габаритные фонари, дорожные знаки, указатели проезда транспорта, прохода пешеходов и т.д.
Места работ в зонах движения пешеходов при отсутствии наружного освещения оборудуются светильниками.
Запрещается до полного обустройства зоны работ в соответствии с утвержденным проектом (организации строительства, производства работ) начинать работы, размещать на объекте механизмы, технику, материалы, инвентарь, вагоны-бытовки. Данное требование не распространяется на проведение аварийно-восстановительных работ.
Для обеспечения безопасного пешеходного движения по обеим сторонам улицы должен предусматриваться проход шириной не менее 1,5 м. В исключительных случаях тротуар может быть полностью закрыт, но при этом в обязательном порядке должно быть сохранено движение пешеходов по противоположному тротуару с организацией пешеходных переходов.
Производитель работ, выполняющий работы на проезжей части улиц и тротуарах, должен быть оснащен необходимыми техническими средствами безопасности дорожного движения: дорожными знаками с улучшенными светотехническими характеристиками, импульсными сигнальными стрелками, фонарями, специальной униформой со светоотражающими вставками для дорожных рабочих и проблесковыми маячками оранжевого цвета для дорожной техники. Установка технических средств безопасности дорожного движения выполняется в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм (ВСН 37-84) и ФИО5 52289-2004. Без наличия указанных средств начинать работы на проезжей части запрещается.
Количество и места расстановки дорожных знаков должны соответствовать утвержденной схеме организации дорожного движения. Использование нестандартных и самодельных дорожных знаков и ограждений без светоотражающих свойств запрещено. Импульсные стрелки должны быть включены независимо от времени суток. Технические средства организации дорожного движения и другие средства безопасности должны быть выполнены в соответствии с действующими государственными стандартами и техническими условиями производителя этой продукции. Данное требование не распространяется на проведение аварийно-восстановительных работ.
При необходимости вскрытия крышек колодцев в местах движения автомобильного транспорта и пешеходов люки ограждаются, обустраиваются средствами сигнализации и временными предупредительными знаками с обозначением направления объезда или обхода в соответствии с типовыми схемами организации дорожного движения, согласованными с Комитетом по транспорту Исполнительного комитета <адрес> и <адрес> (районов) Исполнительного комитета <адрес>.
Как следует из обжалуемого постановления, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 допустил неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления <адрес>, в частности нарушены требования п. 3.1.1, п. 3.1.2, п. 3.1.4, п. 3.1.7, п.ДД.ММ.ГГГГ, п. 4.1, п. 4.2, п. 4.4, п. 9.1, п. 9.2, п. 9.3, п. 9.4, п. 9.7, п. 9.8, п. 9.16, п. 9.17 Положения об организации и проведении земляных, строительных, ремонтных работ, связанных с благоустройством территории <адрес>, а именно на перекрестке <адрес> и <адрес> осуществлено производство земляных работ без ордера; отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, проектная документация, распоряжение ИКМО <адрес> о временном ограничении прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам; не установлен информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ, сроков начала и окончания работ; не обеспечена сохранность и содержание в исправном состоянии знаков дорожного движения; не организовано ограждение зоны производства работ, обеспечивающее безопасное движение транспорта и пешеходов; отсутствуют пешеходные мостики с перилами, ограждение зоны производства работ, отсутствуют красные фонари, контейнеры для сбора отходов; произведено вскрытие грунта, вскрытие дорожной одежды проезжей части, тротуаров и зоны зеленых насаждений; производятся работы по строительству инженерных коммуникаций без ордера; не оганизована безопасность дорожного движения, не подготовлена и не согласована схема организации дорожного движения на период работы по порядку и времени работ по проезжей части, тротуарах и уличных газонах; не разработана схема ограждений дорожного движения; место производства работ не ограждено щитами – заставками установленного образца; работы были начаты и производятся до обустройства зоны производства работ; на объекте размещена техника, материал, инвентарь; производитель работ выполняет работы на проезжей части улиц и тротуара без технических средств БДД, импульсных, сигнальных стрелок, фонарей, которые должны быть в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм (ВСН 37-84) и ГОС Р 52289-2004; отсутствуют средства сигнализации и временные предупредительные знаки.
Считаю, что с выводом об обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности за нарушение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления <адрес> можно согласиться, поскольку вина ФИО1 подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела. Фототаблицей установлено, что не организована своевременная очистка кровли от снега и наледи.
ФИО1 привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Доводы представителя ФИО1, указанные в жалобе, а также озвученные в судебном заседании, являются несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании закона и суд их расценивает как способ защиты с целью избежать наказания за совершенное административное правонарушение.
Довод жалобы об установлении запрета на возбуждение дела об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием, проверки и составления акта про результатам их проведения, суд считает не состоятельным в связи с нижеизложенным.
Вопреки доводам, указанным в жалобе из обстоятельств дела не следует, что Административной комиссией Авиастроительного, Кировского, Московского, <адрес>ов <адрес> проводилось контрольное мероприятие, как это предусмотрено положениями Федерального закона N 248-ФЗ.
В силу пункта 3 части 3 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится производство по делам об административных правонарушениях, сфера действия которого отграничена от производства по делам об административных правонарушениях.
Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятый постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан, муниципальными правовыми актами, а также определяет органы и должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренных настоящим Кодексом.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае правонарушения выявлены должностным лицом непосредственно при исполнении своих служебных обязанностей, дело об административном правонарушении возбуждено в результате непосредственного обнаружения должностным лицом события административного правонарушения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 349-О указал, что нормы статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствуют судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
В свою очередь, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Изложенное означает, что малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела. В данном же случае оснований для применения указанной правовой нормы не усматривается.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств того, что в результате действий ФИО1 был причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, а также возник имущественный ущерб.
При таких обстоятельствах, что данное административное правонарушение совершено впервые, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, все смягчающие обстоятельства, назначенное ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение, которое предусмотрено санкцией части 1 статьи 2.6 КоАП РТ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Административной комиссии Авиастроительного, Кировского, Московского, <адрес>ов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ФИО1 по ч. 1 ст. 2.6 КоАП РТ изменить, назначенное административное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу заявителя ФИО1 – удовлетворить частично.
Копию решения направить в адрес Административной комиссии Авиастроительного, Кировского, Московского, <адрес>ов <адрес> для сведения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения, через Авиастроительный районный суд <адрес>.
Судья В.Е. Кузина