Дело № 2-22/2023

УИД: 84RS0003-01-2023-000016-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2023 года                                                                                               с. Хатанга

Хатангский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Поповой Ю.А.,

при секретаре Фалькове И.К.,

с участием прокурора – заместителя прокурора Таймырского района (с дислокацией в с.п. Хатанга) Шадловского Н.А.,

представителя ответчика – администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Панова А.А., действующего на основании доверенности от 22.03.2023 года,

представителя ответчиков - ТМК ОУ «Хатангская средняя школа», Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района – Пашевой Н.Н., действующей на основании доверенностей от 09.03.2023 года и 10.03.2023 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Таймырского района с дислокацией в сельском поселении Хатанга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Таймырскому муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Новорыбинская средняя школа», Управлению образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края о возложении обязанностей по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, по финансированию мероприятий, направленных на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Таймырского района с дислокацией в сельском поселении Хатанга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ТМК ОУ «Хатангская средняя школа», Управлению образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района, Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в котором просит обязать ТМК ОУ «Новорыбинская средняя школа» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оснастить здание школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; обязать Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района, Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в целях выполнения указанных мероприятий выделить финансирование ТМК ОУ «Новорыбинская средняя школа» для исполнения решения в течение 6 месяцев.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведен анализ соблюдения антитеррористического законодательства в ТМК ОУ «Новорыбинская средняя школа», в ходе которого выявлено нарушение подпункта «г» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, а именно, отсутствие системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Согласно паспорту безопасности ТМК ОУ «Новорыбинская средняя школа», учреждению присвоена 4 категория опасности объекта (территории). Выявленное нарушение создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и нарушает право на безопасное образование обучающихся.

В судебном заседании заместитель прокурора Таймырского района Шадловский Н.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края Панов А.А., в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований к администрации отказать, указывая на то, что именно Управление образования, как главный распорядитель средств районного бюджета, должно обеспечить финансирование ТМКОУ «Новорыбинская средняя школа» в части антитеррористической защищенности. Обязанности по финансированию учебных заведений органами местного самоуправления п. 32 Постановления № 1006 не содержит. Кроме того, в соответствии со статьей 45 Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в компетенцию администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района не входят полномочия по распределению средств не подведомственным ей учреждениям.

Представитель ответчиков – ТМК ОУ «Хатангская средняя школа № 1», Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района Пашева Н.Н., в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, дополнительно пояснила, что в настоящее время в поселке Новорыбная имеется устойчивый сигнал связи.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с пунктом «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ», охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства (пункт 1).

Именно утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) установлена обязанность по оснащению объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии (подп. «г» п. 24).

Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования – ТМК ОУ «Новорыбинская средняя школа».

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).

Судом установлено, что ТМК ОУ «Новорыбинская средняя школа», расположенному по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, пос. Новорыбная, ул. Набережная, д. 13, присвоена 4 категория опасности объекта.

ТМК ОУ «Новорыбинская средняя школа» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Вместе с тем проведенным прокуратурой Таймырского района анализа соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности установлено, что в ТМК ОУ «Новорыбинская средняя школа» в нарушение подпункта «г» пункта 24 Требований, отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

По факту нарушения требования законодательства о противодействии терроризму заместителем прокурора Таймырского района в адреса директора ТМК ОУ «Новорыбинская средняя школа» внесено 24.10.2022 года представление об устранении нарушений закона, неисполнение которого послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

Как следует из акта обследования и категорирования ТМК ОУ «Новорыбинская средняя школа», охрана объекта ведется собственными силами, а именно: 3 сторожа в ночное время (с 17.00 ч. до 08.00 ч.), 2 гардеробщика (с 08.00 ч. до 17.00 ч.). К антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объект ограниченно готов. Для устранения выявленных недостатков необходимо оснастить объект системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.

В соответствии с пунктом 1.6 Устава Таймырского муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новорыбинская средняя школа» учредителем Образовательной организации от имени Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района выступает Управление имущественных отношений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

Согласно пункту 1.7 Устава ТМК ОУ «Новорыбинская средняя школа» в своей деятельности Образовательная организация подведомственна и подконтрольна уполномоченному органу в сфере образования на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района – Управлению образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в пределах его компетенции и полномочий, установленных Положением об Управлении. Собственником имущества Образовательной организации является Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

Финансовое обеспечение деятельности образовательной организации осуществляется за счет средств районного бюджета на основании бюджетной сметы, утвержденной Управлением (п. 6.11 Устава).

В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Одновременно с этим п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пунктом 32 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из содержания приведенного нормативного регулирования следует, что на Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района как орган местного самоуправления возложена самостоятельная обязанность принимать необходимые меры в целях профилактики терроризма.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.

Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденном Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., закреплено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Деятельность Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района регламентируется Положением, утвержденным Решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов Красноярского края от 27 июня 2019 г. № 03-043, которым определено, что оно является органом Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, осуществляющим деятельность по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района, в области образования и защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан муниципального района.

Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств районного бюджета на основании бюджетной сметы (пункт 1.5).

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При этом, распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ закреплен перечень бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств.

Несмотря на то, что Управление наделено полномочиями главного распорядителя бюджета муниципального района и обязано обеспечивать ТМК ОУ «Новорыбинская средняя школа» необходимыми средствами, это не исключает и ответственности Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, обязанность которой обеспечить соблюдение вышеуказанного требования антитеррористической безопасности вытекает из права собственности на переданное здание.

Доводы ответчиков, изложенные в возражениях на исковое заявление, о том, что исполнение исковых требований объективно нецелесообразно с учетом того, что охрана учебного учреждения может быть обеспечена иными, менее затратными способами, судом отклоняются, поскольку из положений вышеприведенного законодательства следует безусловная обязанность ответчика в целях антитеррористической защищенности лиц, находящихся в образовательном учреждении, оборудовать объект системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии, поскольку несоблюдение требований законодательства по антитеррористической защищенности объекта, относящегося к четвертой категории опасности, создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на ТМК ОУ «Новорыбинская средняя школа» обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористического законодательства, а на Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края – обязанности по финансированию мероприятий по устранению выявленного нарушения, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает возможным установить срок исполнения судебного решения для ТМК ОУ «Новорыбинская средняя школа» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что позволит ответчику аккумулировать необходимые средства и ресурсы для его исполнения, а также учесть требования бюджетного процесса.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ «112».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                              ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░ 2023 ░░░░.

2-22/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Таймырского районого с дислокацией в с.п.Хатанга Шадловский Н.А.
Ответчики
Управление образования администрации ТДНМР
Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района
Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Новорыбинская средняя школа"
Суд
Хатангский районный суд Ставропольского края
Судья
Попова Юлия Андреевна
Дело на сайте суда
hatanga.dud.sudrf.ru
30.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее