Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2024 года
Дело № 2-465/2024
УИД 22 RS0003-01-2024-000859-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. г. Бийск 29 июля 2024 года
Бийский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Агапушкиной Л.А.,
при секретаре Пивоваровой О.Б.,
с участием помощника прокурора Бийского района Рэнда Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бийского района Алтайского края в интересах Власовой Татьяны Алексеевны к Министерству здравоохранения Алтайского края, Министерству финансов Алтайского края о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бийского района Алтайского края обратился в суд в интересах Власовой Татьяны Алексеевны к Министерству здравоохранения Алтайского края, Министерству финансов Алтайского края о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что прокуратурой Бийского района проведена поверка по обращению Власовой Т.А. о ненадлежащем обеспечении ее лекарственными препаратами. Власова Т.А. является инвалидом 2 группы, наблюдается в <данные изъяты>, в соответствии с требованиями действующего законодательства имеет право на льготное лекарственное обеспечение. Специалистами данного учреждения здравоохранения в текущем году с учетом медицинских показаний пациентке Власовой Т.А., помимо прочего назначаются лекарственные препараты «<данные изъяты> Проведенная проверка показала, что в текущем году допускались факты несвоевременной выдачи требуемых пациентке лекарственных средств по причине ненадлежащего взаимодействия учреждений здравоохранения и аптечных организаций края, задействованных в оказании ей медицинской помощи с Министреством здравоохранения региона. Так, по очередным рецептам от ДД.ММ.ГГГГ года лекарственные средства «<данные изъяты> до настоящего времени Власовой Т.А. не выданы, по оформленному ДД.ММ.ГГГГ рецепту препарат «<данные изъяты> предоставлен пациентке лишь ДД.ММ.ГГГГ, а препарат «<данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на изложенное, просит взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края и Министерства финансов Алтайского края в пользу Власовой Т.А. в счет компенсации морального время 500 000 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Бийского района Алтайского края Рэнд Е.Э. поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
В судебное заседание процессуальный истец Власова Т.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Власовой Т.А. действующий на основании доверенности Злобин Ю.М. поддержал исковые требования в полном объеме. Суду пояснил, что лекарственные средства <данные изъяты> Власовой Т.А. не выдают с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. В ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием препаратов у Власовой Т.А. часто возникали отеки. Препарат «<данные изъяты> ей жизненно необходим, он применяется в случае появления отеков и быстро устраняет их, действуя как «скорая помощь». Препарат «<данные изъяты> - это препарат длительного действия. Поскольку препараты ей не выдавались, при появлении отеков они вынуждены были воспользоваться помощью других людей, у которых такое же заболевание и просить лекарственный препарат у них. При появлении отеков Власова Т.А. испытывает боли, что приносит ей нравственные страдания. Препараты не выдавались ей на протяжении длительного времени, поэтому настаивал на удовлетворении иска в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Алтайского края не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении иска к Министерству финансов Алтайского края отказать в полном объеме. Указывает на то, что истцом не представлены доказательства, дающие право на получение компенсации морального вреда, а также неправомерности действий ответчиков. Министерство финансов Алтайского края не наделено полномочиями главного распорядителя в отношении денежных средств, направленных на закупку медикаментов и обеспечение лекарственными препаратами, а также иными полномочиями в сфере здравоохранения, следовательно, предъявление требований к Министерству финансов Алтайского края является необоснованным.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление просит отказать в удовлетворении иска к Министерству здравоохранения Алтайского края в полном объеме, указывая в обоснование возражений на то, что Министерством здравоохранения Алтайского края предпринимались и предпринимаются меры для обеспечения Власовой Т.А. лекарственными препаратами; проведение закупочной процедуры лекарственных препаратов <данные изъяты>» было осложнено по причине недостаточности денежных средств краевого бюджета, выделенных на осуществление централизованных закупочных процедур лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания. Кроме того, указывает на то, что в исковом заявлении не содержится доказательств понесенных Власовой Т.А. физических и нравственных страданий, которые обосновывали бы требуемую ко взысканию сумму компенсации морального вреда.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные материалы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Статьей 29 вышеуказанного закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями статьи 44 данного Федерального закона установлены основы оказания медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания.
Согласно ч. 1 вышеуказанной статьи, редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 21.1 1.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет». Заболевание «Дефект в системе комплемента» (дефицит С1 ингибитора эстеразы [C1-INH] (наследственный ангионевротический отек)), код по МКБ - D84.1, включено в указанный Перечень, утвержденный Министерством здравоохранения Российской Федерации в качестве позиции № 111.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан и их инвалидности, и его регионального сегмента» утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Заболевание «Дефект в системе комплемента» включено в указанный Перечень под пунктом 6.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 настоящего Федерального закона, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
В соответствии с ч. 9 ст. 83 вышеуказанного Федерального закона обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в и. 21 ч. 2 ст. 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено право граждан на медицинскую помощь, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 № 2353 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Разделом V Программы установлено, что за счет бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется, в том числе, обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке па территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни или к их инвалидности.
В соответствии с ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 N° 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением Правительства Алтайского края от 28.12.2023 № 543 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи па 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
В соответствии с Разделом V Территориальной программы, за счет средств краевого бюджета осуществляется обеспечение граждан, проживающих па территории Алтайского края, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
В соответствии с и. 7.3 Раздела VII Территориальной программы, обеспечение граждан лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем лекарственных препаратов, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р включает в себя, в том числе, и обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 15 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Алтайского края, которым определено, что Министерство здравоохранения Алтайского края является исполнительным органом, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности.
Пунктом 2.1.1 Раздела 2 Положения на Министерство здравоохранения Алтайского края возложены функции по льготному лекарственному обеспечению граждан в соответствии с действующим законодательством, а также по организации осуществления закупок и обеспечения заключения и исполнения государственных контрактов на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания, а также па поставку материальных ценностей и оборудования в рамках реализации государственных программ Российской Федерации и Алтайского края с целью обеспечения ими населения.
Кроме того, к функциям Министерства здравоохранения Алтайского края также отнесено участие в организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Пунктом 2.1.7 Раздела 2 Положения, к полномочиям Министерства здравоохранения Алтайского края отнесено оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов.
Судом установлено, что решением Железнодорожного районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ года были удовлетворены частично исковые требования Власовой Т.А. к Министерству здравоохранения Алтайского края, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Бийская центральная районная больница», Алтайскому краевому государственному унитарному предприятию «Аптеки Алтая» об обеспечении жизненно-необходимыми лекарственными средствами.
Указанным решением за Власовой Т.А. признано право на обеспечение лекарственными препаратами <данные изъяты> за счет средств субъекта Российской Федерации – Алтайского края. На Министерство здравоохранения Алтайского края возложена обязанность обеспечить Власову Т.А. следующими лекарственными препаратами, рекомендованными ей на основании решения врачебной комиссии по жизненным показаниям: <данные изъяты> На Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Бийская центральная районная больница» возложена обязанность выписывать рецепты на бесплатное получение указанных лекарственных препаратов в соответствии с решением врачебной комиссии.
С учетом вышеизложенного надлежащим ответчиком по делу является Министерство здравоохранения Алтайского края.
Врачебным консилиумом (онлайн) в составе главного врача клиники ФГБУ ГНЦ Институт иммунологии ФМБА России проф.д.м.н Илиной Н.И., заведующей отделением иммунологии д.м.н. Латышевой Е.А., профессора, д.м.н. Латышевой Т.В., лечащего врача Фролова Е.А., проведенным ДД.ММ.ГГГГ года Власовой Т.А. рекомендовано по жизненным показаниям получение долгосрочной профилактики <данные изъяты>
Согласно Клиническим рекомендациям «<данные изъяты>», лечение данного заболевания включает в себя не только долгосрочную профилактику, но также и купирование отеков и краткосрочную профилактику (перед оперативными вмешательствами и стоматологическими манипуляциями). <данные изъяты>
Как следует из ответа Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бийская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ года и карточки льготного отпуска пациента Власовой Т.А. последняя была обеспечена препаратом <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ года (рецепты выписаны и обеспечена медикаментами ДД.ММ.ГГГГ Препаратом <данные изъяты> обеспечена до ДД.ММ.ГГГГ (рецепты выписаны и обеспечена медикаментами <данные изъяты> <данные изъяты>
Таким образом, судом установлено, что Власова Т.А. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами <данные изъяты> назначенными ей в установленном порядке по жизненным показаниям, однако не была своевременно обеспечена лекарственными препаратами <данные изъяты> по вине ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения.
Суд отклоняет доводы представителя ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края об отсутствии у него вины в несвоевременном обеспечении Власовой Т.А. лекарственными препаратами и принятии для этого необходимых мер, исходя из того, что доказательств невозможности обеспечить Власову Т.А. лекарственными препаратами ответчиком не представлено, а проведение торгов, результаты которых признаны несостоявшимся, к таким доказательствам не относится.
У Министерства здравоохранения Алтайского края обязанность по принятию всех необходимых мер к обеспечению Власовой Т.А. лекарственным препаратом возникла после вступления решения суда в законную силу и получения заключения консилиума от ДД.ММ.ГГГГ года, однако с ДД.ММ.ГГГГ года по день вынесения решения суда истец препаратом «<данные изъяты> жизненно необходимым препаратом <данные изъяты> не обеспечена.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (часть 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями, в числе которых - оказание лицам, страдающим определенными заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами.
Организация такого обеспечения на территории Алтайского края относится к компетенции Министерства здравоохранения Алтайского края, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному и своевременному обеспечению определенной категории лиц теми лекарственными препаратами, которые им назначены лечебными учреждениями.
В рамках настоящего спора судом установлено, что у Министерства здравоохранения Алтайского края с ДД.ММ.ГГГГ возникла обязанность по принятию всех необходимых мер к обеспечению Власовой Т.А., лекарственными препаратами <данные изъяты> однако ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени она ими не обеспечена.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с п.п. 25, 27, 28, 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.
При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
В силу положений действующего законодательства предоставление лекарственного обеспечения направлено на защиту личных неимущественных прав Власовой Т.А., и вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по организации обеспечения Власовой Т.А. необходимыми лекарственными препаратами ее жизнь и здоровье были поставлены в опасность, что очевидно свидетельствует о причинении ей нравственных страданий.
Кроме того, как следует из представленных стороной истца Осмотров (консультаций) врача с-специалиста, проведенных в отношении Власовой Т.А. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения осмотра последняя предъявляла жалобы на отеки, задержку поставки жизненно-необходимого препарата. По результатам осмотра ДД.ММ.ГГГГ отмечена отечность в области брюшной стенки по типу асцита (отек желудочно-кишечного тракта).
Как пояснил в судебном заседании представитель истца Злобин Ю.М., при появлении отеков Власова Т.А. испытывает физическую боль, которую была вынуждена терпеть в связи с отсутствием препарата <данные изъяты>, снимающего эти симптомы (отеки).
Таким образом, вопреки доводам ответчика имеется причинно-следственная связь между ненадлежащим исполнением ответчиком Министерством здравоохранения Алтайского края обязанности по организации обеспечения Власовой Т.А. необходимыми лекарственными препаратами и нарушением личных неимущественных прав последней.
Учитывая, что вследствие ненадлежащего исполнения Министерством здравоохранения Алтайского края обязанности по организации обеспечения лекарственным препаратом жизнь и здоровье Власовой Т.А. были поставлены в опасность, ей причинены нравственные страдания, суд приходит к выводу о причинении морального вреда Власовой Т.А., размер денежной компенсации которого с учетом степени вины ответчика, степени и характера нравственных страданий истца, а также создания рисков угрозы жизни и здоровью Власовой Т.А., имеющей орфанное заболевание, длительности непредставления лекарственных препаратов, необходимых истцу по жизненным показаниям, возраста истца, принципов разумности и справедливости, суд определяет в размере 70000 руб. Оснований для взыскания суммы компенсации морального вреда в большем размере суд не находит, принимая во внимание баланс интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бийского района Алтайского края в интересах Власовой Татьяны Алексеевны удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края (ИНН № в пользу Власовой Татьяны Алексеевны (паспорт №) компенсацию морального вреда в размере 70000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Бийского района Алтайского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский районный суд Алтайского края путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Агапушкина