№ 5-2484/2021 |
|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания |
|
15 декабря 2021 года |
город Архангельск |
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Ярмолюк С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
Чеснокова Ю. Е., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, не состоящего в браке, трудоустроенного,
установил:
Чесноков Ю.Е. совершил действия, направленные на организацию публичного мероприятия 12 декабря 2021 года в форме митинга у дома 73 по проспекту Троицкий в городе Архангельске без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, а именно: 12 декабря 2021 года примерно в 12 часов 56 минут, находясь на пешеходной дорожке на противоположной стороне дороги в районе указанного дома по проспекту Троицкий, проводил среди присутствовавших рядом лиц предварительную агитацию и оповещение возможных участников о проведении указанного публичного мероприятия, призывая их взяться за руки и встать совместно напротив указанного дома, где в тот момент могла проводиться «прямая линия» губернатора Архангельской области, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, поскольку он ранее уже привлекался к ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Чесноков Ю.Е. возражал против привлечения к ответственности, указал, что не призывал никого и не организовывал каких-либо мероприятий, указав, что только предложил взяться за руки, затем на пару минут совместно с другими гражданами остановился напротив указанного здания без каких-либо целей проводить публичное мероприятие, а затем проследовал совместно с остальными до дома 31 по улице Логинова, где могли находиться задержанные К.В.А. и А.С.А., организаторы ранее запланированного митинга на площади Ленина. Чесноков Ю.Е. также указал, что протоколы в отношении него дважды пересоставлялись с изменением вменяемого в вину деяния, что повлекло нарушение его прав, а его задержание создает угрозу жизни и здоровью его отца, который нуждается в постоянном постороннем уходе.
Защитники Кычин А.М. и Лешуков И.В. в судебном заседании поддержали доводы Чеснокова Ю.Е., возражали против привлечения к ответственности. Защитник Кычин А.М. пояснил, что не имеется оснований для привлечения к ответственности, поскольку, если какое-либо мероприятие и проводилось, оно не нарушало чьих-либо прав и было законным, а имеющиеся доказательства получены с нарушениями, источник видеозаписи неизвестен.
Из протокола следует, что Чесноков Ю.Е. просит рассмотреть дело по месту его жительства по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Димитрова, д. 4, кв. 103, относящемуся к подсудности Новодвинского городского суда Архангельской области. Данное ходатайство также поддержано защитниками. Однако в силу части 1.2 статьи 29.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3, 20.2 и 20.2.2 КоАП РФ, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения. Из представленных материалов и пояснений Володина Д.Д. в судебном заседании следует, что правонарушение выявлено в городе Архангельске в здании УМВД России по городу Архангельска, расположенному по адресу: г. Архангельск, ул. Логинова, д.31, при просмотре видеозаписи, т.е. на территории, которая относится к юрисдикции Октябрьского районного суда города Архангельска. Следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства о передаче протокола по подсудности.
Судья, выслушав участников судебного заседания, допросив в качестве свидетеля составителя протокола Володина Д.Д., исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950, каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно статье 31 Конституции России граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В то же время в силу части 3 статьи 55 Конституции России данное право может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Данные ограничения установлены Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
В силу статьи 4 Федерального закона № 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан в числе прочего подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ.
Частями 1 и 2 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в установленный срок до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Часть 2 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи.
Часть 8 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 той же статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъектом указанного правонарушения является организатор публичного мероприятия.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Материалами дела, в том числе видеозаписью, подтверждается, что 12 декабря 2021 года примерно в 12 часов 56 минут Чесноков Ю.Е., находясь на пешеходной дорожке на противоположной стороне дороги в районе указанного дома по проспекту Троицкий, проводил среди присутствовавших рядом лиц предварительную агитацию и оповещение возможных участников о проведении сразу же после этого указанного публичного мероприятия, призывая их взяться за руки и встать совместно напротив указанного дома, где в тот момент могла проводиться «прямая линия» губернатора Архангельской области.
Затем, как указывает Чесноков Ю.Е. в судебном заседании и как следует из материалов дела, он и присоединившиеся к нему граждане проследовали по пешеходным дорожкам и тротуарам и встали на противоположной стороне проезжей части напротив дома 73 по проспекту Троицкий.
Как следует из материалов дела и пояснений Чеснокова Ю.Е. в судебном заседании, в установленном порядке не подавалось уведомление о проведении указанного публичного мероприятия в форме митинга, помимо митинга, запланированного его организаторами к проведению на площади Ленина.
При этом согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане вправе проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии, с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Вина Чеснокова Ю.Е. в совершении административного правонарушения, помимо протокола об административном правонарушении, подтверждается рапортами сотрудника полиции Б.В.В. от 12.12.2021, актом осмотра видеозаписи от 12.12.2021, видеозаписью, пояснениями Чеснокова Ю.Е. в судебном заседании, копией постановления Октябрьского районного суда г. Архангельска от 25.01.2021 по делу № 5-329/2021.
На видеозаписи в том числе изображены события в районе дома 73 по проспекту Троицкий, имеется изображение Чеснокова Ю.Е., находящегося напротив соседнего здания гимназии № 6, сначала предлагающего взяться за руки и встать напротив здания телерадиокомпании «Поморье», где, по его сведениям, мог находиться губернатор Архангельской области связи с проведением «прямой линии», а затем изображение граждан, стоящих вдоль проезжей части напротив указанного дома 73 по проспекту Троицкий, где располагается телерадиокомпания. При этом некоторые граждане выкрикивали требования, в том числе в адрес губернатора.
Возражения Чеснокова Ю.Е. не могут быть основанием для вывода об отсутствии состава правонарушения. Тот факт, что он не произносил слова «митинг», не выкрикивал лозунгов, а также то, что его сопровождало относительно небольшое число людей (20-30 человек) не означает, что его поведение не свидетельствует о его участии в организации проведения публичного мероприятия в форме митинга 12.12.2021 в указанном месте. С учетом места, времени и иных обстоятельств, при которых он произносил свои предложения взяться за руки и встать напротив указанного здания, ссылаясь на возможное нахождение там губернатора Архангельской области, имеются основания для вывода о том, что тем самым он совершил действия, направленные на организацию проведения публичного мероприятия в значении, предусмотренном статьями 4 и 5 Федерального закона № 54-ФЗ. Чесноков Ю.Е. мог и должен был знать, к чему могут привести предлагаемые им действия граждан.
При этом само проведение публичного мероприятия, согласно протоколу, не вменяется в вину, поэтому суд не вправе оценивать, проводил ли Чесноков Ю.Е. указанное мероприятие. Также не может быть основанием для вывода об отсутствии состава правонарушения тот факт, что Чеснокова Ю.Е. своими действиями и поведением поддержали иные граждан, поскольку судом рассматривается дело только в пределах вменяемого в вину деяния и не может даваться оценка наличия или отсутствия состава правонарушения в действиях иных лиц.
Как следует из пояснений составителя протокола Володина Д.Д., который также выполнял функции по охране общественного порядка в указанном месте и указанное время, митинг в указанном месте в районе дома 73 по проспекту Троицкий продолжался примерно 10-15 минут. Оснований не доверять данным пояснениям не имеется. Однако с учетом вменяемого в вину деяния сама по себе относительная непродолжительность мероприятия не влияет на квалификацию совершенного деяния, но учитывается судом при оценке характера правонарушения и назначении наказания.
Данных о какой-либо заинтересованности должностных лиц полиции в исходе дела, их небеспристрастности к Чеснокову Ю.Е. или допущенных ими злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение указанные ими факты не имеется.
С учетом имеющихся материалов, видеозаписи, пояснений составителя протокола Володина Д.Д., пояснений Чеснокова Ю.Е. в судебном заседании, исходя из положений статьи 26.11 КоАП РФ, факт неоднократного пересоставления протокола с изменением вменяемого в вину деяния и отсутствие точных сведений о том, какое лицо осуществляло видеозапись, не может быть основанием для признания видеозаписи или акта ее осмотра недопустимым доказательством, а также не влияет на установление обстоятельств, имеющих значение для дела.
В ходе судебного заседания Чесноков Ю.Е. не оспаривал, что он изображен на видеозаписи, а также то, что в указанное время 12 декабря 2021 года совместно двигался от площади Ленина по пешеходным дорожкам вдоль проспекта Троицкий в направлении улицы Логинова. Чесноков Ю.Е. также не оспаривал, что он или иные лица не подавали в установленном порядке уведомлений о проведении публичных мероприятий.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в присутствии Чеснокова Ю.Е., которому были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, положения ст. 51 Конституции РФ.
Изложенное в протоколе событие административного правонарушения не лишало Чеснокова Ю.Е. возможности и права знать, в чём выражается противоправность его поведения, давало ему возможность защищаться от предъявленного обвинения путём дачи объяснений и представления доказательств, заявлять ходатайства.
На основании изложенного, судья приходит к выводу о наличии в действиях Чеснокова Ю.Е. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, а поскольку он ранее уже привлекался к ответственности за аналогичное правонарушение постановлением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 25.01.2021 по делу № 5-329/2021 и не истек срок, установленный статьей 4.6 КоАП РФ, Чесноков Ю.Е. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ.
Совершённое правонарушение малозначительным не является.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
При назначении административного наказания судья на основании положений ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершённого административного правонарушения и личность виновного, который официально трудоустроен, не состоит в браке, ухаживает за отцом, иных иждивенцев не имеет.
С учётом характера правонарушения, личности Чеснокова Ю.Е. судья считает, что назначение ему наказания в виде административного штрафа и обязательных работ не обеспечит реализации задач законодательства об административных правонарушениях. Ранее Чесноков Ю.Е. уже привлекался за однородное правонарушение к административной ответственности с назначением наказания в виде административного ареста, однако не сделал необходимых выводов.
При этому суд также учитывает место и время совершения правонарушения, а также то, что на момент совершения вменяемого в вину деяния в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 и статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории Архангельской области Указом Губернатора Архангельской области от 17.03.2020 № 28-у введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в связи с чем ограничено проведение публичных и иных мероприятий, а также совершение иных действий, которые могут способствовать распространению коронавирусной инфекции.
Обстоятельств, препятствующих аресту, предусмотренных частью 2 статьи 3.9 КоАП РФ, не выявлено. Доводы Чеснокова Ю.Е. о состоянии здоровья его отца, который нуждается в его постоянном уходе, с учетом характера вменяемого в вину деяния и его повторного характера не могут быть основанием для неприменения такого вида наказания. При этом в случае необходимости Чесноков Ю.Е. напрямую или через уполномоченные органы вправе обратиться в медицинские организации или организации, осуществляющие социальное обслуживание, для оказания его отцу медицинской помощи или осуществления ухода за ним.
При исчислении срока административного ареста с учетом части 3 статьи 32.8 КоАП РФ суд исходит из материалов дела и пояснений Володина Д.Д. и Чеснокова Ю.Е., сообщивших, что фактическое задержание для целей обеспечения производства по данному делу об административном правонарушении произошло в кафе примерно в 15 часов 30 минут 13 декабря 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать Чеснокова Ю. Е. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного ареста сроком на 17 (семнадцать) суток.
Срок административного ареста исчислять с 15 часов 30 минут 13 декабря 2021 года.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья |
С.Р. Ярмолюк |