Решение по делу № 2-4253/2019 от 10.09.2019

Дело № 2-4253/2018

64RS0045-01-2019-005301-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2019 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бивол Е.А.,

при секретаре Гавриловой Т.С.,

с участием истца Хомякова А.В., его представителя Кремнева В.Ю., представителя ответчика Головко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хомяков А.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел РФ по Саратовской области (далее ГУ МВД России по Саратовской области), Отделу Министерства внутренних дел России про Петровскому району Саратовской области (далее ОМВД России по Петровскому району Саратовской области) о включении в выслугу периода службы в льготном исчислении, перерасчете пенсии,

установил:

Хомяков А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обосновании которого указал, что приказом № 37 л/с от 26 июля 2019 года он был уволен со службы в органах внутренних дел в связи с уходом на пенсию. 27 июля 2019 года года ему была назначена пенсия за выслугу лет. Согласно приказа № 37 л/ч от 26 июля 2019 года общая продолжительность выслуги лет в календарном исчислении составила 27 лет 00 месяцев 16 дней, в льготном исчислении 30 лет 10 месяцев 25 дней. Вместе с тем, истец считает такой расчет неверным, поскольку период его службы с 05 мая 2001 года по 28 июля 2001 года подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении, один день службы за три. В указанный период истец принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северного Кавказа и являлся участником боевых действий, что дает ему право на исчислении выслуги по Указу Президента РФ от 07 июня 2000 года № 1054 «О льготных условиях исчисления срока военной службы в воинских званиях». Решением мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского района г. Саратова от 24 января 2003 года также установлен факт участия истца в боевых действиях. Но несмотря на наличие указанного судебного акта, ответчик перерасчет пенсии производить отказался. Посчитав свое право нарушенным, Хомяков А.В. обратился в суд с настоящим иском, просит зачесть период его службы с 08 мая 2001 года по 28 июля 2001 года в льготном исчислении, как один день службы за три, произвести перерасчет пенсии с даты назначения с учетом включения указанного периода.

Представитель ОМВД России по Петровскому району Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, с учетом мнения участников процесса, на основании ст. 167 ПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании истец Хомяков А.В. и его представитель Кремнев В.Ю. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме, дали пояснения, аналогичные описательной части решения. Обратили внимание суда на тот факт, что материалы дела содержат достаточное количество доказательств, подтверждающих необходимость льготного исчисления выслуги истца за период его службы с 08 мая 2001 года по 28 июля 2001 года, поскольку юридически значимые для настоящего дела обстоятельства были ранее установлены вступившим в законную силу решением мирового судьи.

Представитель ответчика Головко Т.А. в судебном заседании исковые требования Хомякова А.В. не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие его непосредственное участие в контртерростических операциях в заявленный период. Хомяков А.В. действительно направлялся в период прохождения службы в органах внутренних дел в служебную командировку на территорию Северо-Кавказского региона с 08 мая 2001 года по 28 июля 2001 года. По возвращению из командировки Хомякову А.В, на основании приказов руководителя временной оперативной группировки были произведены выплаты боевых за участие в КТО. Остальной период нахождения в служебной командировке был оплачен как время обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона. Не согласившись с произведенными выплатами, истец обратился с иском к мировому судье судебного участка № 3 Фрунзенского района г. Саратова, решением которого в пользу истца были взысканы командировочные расходы в сумме 46352 рубля 68 копеек. Вместе с тем, указанным решением не установлен порядок включения спорного периода в выслугу лет для назначения пенсии, в связи с чем, его нельзя принимать во внимание при рассмотрении настоящего дела.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.

В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.

Обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации возлагается прежде всего на Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска, которые в мирное время осуществляют стратегическое сдерживание, включая выполнение задач по предотвращению военных конфликтов, борьбу с терроризмом, охрану важных государственных и военных объектов, а также участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности; в военное время на них возложены обязанности по отражению агрессии против Российской Федерации и ее союзников, в период же непосредственной угрозы агрессии - по осуществлению комплекса дополнительных мероприятий в целях проведения мобилизационного и стратегического развертывания (пункты 27 - 29 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года № 146).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в ряде Постановлений, в том числе от 26 декабря 2002 года № 17-П и от 17 мая 2011 года № 8-П, военнослужащие, принявшие на себя бремя неукоснительно исполнять обязанности военной службы, что предполагает выполнение ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, осуществляют конституционно значимые функции; этим предопределяется правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Специальная система социальных гарантий (мер социальной поддержки), установленная для военнослужащих федеральным законодателем с учетом специфики военной службы, включая участие в боевых действиях, предусматривает предоставление тем из них, кто постоянно или временно выполняет задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, дополнительных социальных гарантий, которые также устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Исходя из особой значимости военной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, законодатель в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» и в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрел специальные правила пенсионного обеспечения военнослужащих, в том числе отнес к основаниям их пенсионного обеспечения прохождение военной и (или) приравненной к ней службы в течение установленной законом продолжительности - выслуги лет.

Выслуга лет, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 марта 2004 года № 6-П, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этой правовой позиции следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи.

По общему правилу периоды военной службы подлежат включению в выслугу лет в календарном исчислении. Для наиболее полного учета условий прохождения службы, в том числе связанной с особенностью ее несения в различных регионах, федеральный законодатель в части второй статьи 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» предусмотрел возможность льготного исчисления времени прохождения службы в особых условиях. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи обороны страны и охраны правопорядка, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, иными значительными издержками этих видов профессиональной деятельности, государство, учитывая свои финансовые возможности и иные факторы, вправе устанавливать льготные условия исчисления выслуги лет, равно как и определять порядок их реализации во времени, в пространстве и по кругу лиц, т.е. решать вопросы о целесообразности и времени введения соответствующего механизма (определения от 18 ноября 2004 года № 407-О и от 20 декабря 2005 года № 483-О).

В соответствии со ст. 18 Закона от 12.02.1993 года № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, определяется Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации, в силу подп. "е" п. 3 которого в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях: один день службы за три дня - время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г., а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции.

Аналогичные положения содержаться и в ст. 23 Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", в силу которой военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.

Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации могут устанавливаться оклады по воинским должностям (должностные оклады) с учетом повышения, а также могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.

Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации могут устанавливаться оклады по воинским должностям (должностные оклады) с учетом повышения, а также могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.

Во исполнение указанных положений закона Правительством РФ 09.02.2004 года утверждено Постановление N 65 о дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

В п. 1 данного Постановления указано, предоставлять дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - специальные силы), а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - силы Объединенной группировки):

а) проходящим службу (военную службу) в воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях, органах и подразделениях уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - воинские части и органы), дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики;

б) командированным в воинские части и органы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта;

в) направленным в Республику Дагестан, Республику Ингушетия и Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территориях указанных республик);

г) участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

Согласно п. 4 указанного Постановления, засчитывать указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии:

а) 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;

в) время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции;

Таким образом, для зачета периода службы в выслугу лет льготном исчислении 1 месяц службы за 3 месяца необходимо наличие определенных письменных доказательств непосредственного участия лица в контртеррористических операциях.

В судебном заседании установлено, что Хомяков А.В. приказом № 37 л/ч от 26 июля 2019 года был уволен из службы в органах внутренних дел, в связи с уходом на пенсию (л.д.8), общая продолжительность выслуги лет в календарном исчислении на 26 июля 2019 года составила 27 лет 00 месяцев 16 дней, в льготном исчислении выслуга лет составила 30 лет 10 месяцев 25 дней. С 27 июля 2019 года истцу была назначена пенсия в размере 16414 рублей 19 копеек (л.д. 29)

С подобным расчетом истец не согласился, поскольку в период с 08 мая 2011 года по 28 июля 2001 года в период прохождения службы в органах внутренних дел он находился в служебной командировке и выполнял служебно- боевые задачи в составе мобильного отряда МВД России в Чеченской республики объединенной группировки войск по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона России.

Как следует из расчета, предоставленного ответчиком, оспариваемый период службы был засчитан истцу следующим образом: с 08 мая 2001 года по 09 мая 2001 года, с 11 мая 2001 года по 01 июня 2001 года, с 05 июня 2001 года по 01 июля 2001 года, с 03 июля 2001 года по 28июля 2001 года один день службы за полтора; с 09 мая 2001 года пот 11 мая 2001 года, с 01 июня 2001 года по 05 июня 2001 года, с 01 июля 2001 года по 03 июля 2011 года, один день службы за три (л.д. 30-33).

В обоснование такового расчета ответчиком были представлены приказы руководителя группы управления временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России (л.д.34-42). Из указанных периодов усматривается, что истец принимал непосредственное участие в боевых действиях в периоды с 09 мая 2001 года пот 11 мая 2001 года, с 01 июня 2001 года по 05 июня 2001 года, с 01 июля 2001 года по 03 июля 2011 года, что и дало право на исчисление указанных периодов как один день службы за три (л.д. 30-33).

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Из содержания приведенных нормативных актов следует, что непосредственное участие военнослужащих в боевых действиях, может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, документы о полученных в связи с этим ранений, контузии или увечье, либо реализованный наградной материал.

При этом, сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с 1 августа 1999 г. без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий. Наличие оснований для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба или (с 1999 по 2000 годы) руководителем Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Таким образом, истцу следовало было доказать в силу ст. ст. 12, 56 ГПК РФ обстоятельство его непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, чего им сделано не было.

В соответствии с п. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о включении в выслугу периода службы в льготном исчислении, перерасчете пенсии, удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского района г. Саратова от 24 января 2003 года с Главного управления внутренних дел Саратовской области в пользу Хомякова А.В. были взысканы командировочное расходы в сумме 46352 рубля за период с 08 мая 2001 года по 28 июля 2001 года (л.д.10-11).

Ссылка истца на решение мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского района г. Саратова от 24 января 2003 года, поскольку предмет и основания рассмотренного ранее иска и искового заявления, рассматриваемого в настоящем деле, различны по характеру, целям и правоотношениям сторон, что отражается на распределении бремени доказывания. Обязанность предоставления допустимых и достоверных доказательств по иску о признании права на льготное исчисление пенсии возлагается на истца. Указанное судебное решение не имеет для данного спора преюдициального значения, поскольку им разрешен спор о другом предмете и по другим основаниям.

Руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Хомяков А.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел РФ по Саратовской области (далее ГУ МВД России по Саратовской области), Отделу Министерства внутренних дел России про Петровскому району Саратовской области (далее ОМВД России по Петровскому району Саратовской области) о включении в выслуге периода службы в льготном исчислении, перерасчете пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья:

2-4253/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Хомяков Александр Вячеславович
Ответчики
ГУ МВД России по саратовской области
Отдел МВД России по Петровскому району Саратовской области
Другие
Кремнев Валерий Юрьевич
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Дело на странице суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее