Решение по делу № 3а-109/2018 от 16.11.2017

Дело № 3а-109/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж                                                                         14 марта 2018 года

Воронежский областной суд в составе председательствующего Привалова А.А., при секретаре Юрловой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маргаряна Вачагана Дживановича к Правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости

установил:

Маргарян В.Д. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 2 504 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующими зданиями, расположенный по адресу: <адрес>.

Установленная кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года составляет 11 648 507,84 рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости в размере 1 640 000 рублей.

Заинтересованным лицом на стороне административных ответчиков по делу привлечена администрация 2-го Усманского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области.

Административный истец и его представитель, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Закон об оценочной деятельности в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. № 970 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области.

Из материалов дела следует, что Маргарян В.Д. на основании договора купли-продажи от 30 января 2014 года принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 2 504 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующими зданиями, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 19-21).

Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 14 февраля 2014 года сделана запись регистрации 36-36-17/002/2014-300 (л.д. 18).

        Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30 августа 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:16:0101044:211 определена по состоянию на 01 января 2014 года в размере 11 648 507,84 руб. (л.д. 13).

        Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.

        Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения в соответствии с нормами, установленными земельным и гражданским законодательством в Российской Федерации.

       Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.

       В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абзац третий статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

       В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости принадлежащего истцу земельного участка № 553/17 от 10 октября 2017 года, выполненный оценщиком Токмаковым М.А., являющимся членом саморегулируемой организации «Межрегиональный союз оценщиков» (л.д. 24-97).

       Указанным отчетом определена рыночная стоимость земельного участка в размере 1 640 000 рублей по состоянию на 01 января 2014 года.

         Для устранения возникших сомнений в правильности отчета, определением Воронежского областного суда от 15 декабря 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

        В соответствии с заключением эксперта N 346/6-4 от 08 февраля 2018 года в представленном в материалы дела отчете об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости не выявлены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно определены факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости, не допускались ошибки при выполнении математических действий, информация, использованная оценщиком, является достаточной и проверяемой (л.д. 147-153).

       Заключение судебной экспертизы никем не оспаривалось, составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

        Оценив заключение эксперта по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.

       Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования с учетом их уточнений, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения их кадастровой стоимости.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закон об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Административный истец обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 16 ноября 2017 года, датой подачи заявления следует считать 16 ноября 2017 года.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно требованиям пункта 4 части 6 статьи 180, 103, 106 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в том числе сумм, подлежащих уплате экспертам, расходов на оплату услуг представителей, других признанных судом необходимыми расходов.

Исходя из содержания статей 111, 114, 247 КАС РФ в их системной связи, разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28, а также с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении 11.07.2017 № 20-П, в пользу административного истца с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, которым в данном случае является правительство Воронежской области, подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины, исчисленные в размере 300 рублей (чек-ордер от 07 ноября 2017 года (л.д. 10)).

Судебные расходы по оплате судебного экспертного заключения подлежат взысканию в размере 22 386 руб., поскольку административным истцом по чекам-ордерам от 12 и 16 января 2018 года за производство экспертизы ФБУ ВРЦСЭ перечислено 22 386 и 18 388 руб., но в связи с тем, что вопрос об установлении рыночной стоимости земельного участка экспертом не решался, денежные средства в размере 18 388 руб. подлежат возврату административному истцу экспертным учреждением.

       При этом суд принимает во внимание, что ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость спорных объектов значительно превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.

Суд учитывает также, что понесенные административным истцом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Маргаряна Вачагана Дживановича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 2 504 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующими зданиями, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 1 640 000 (один миллион шестьсот сорок тысяч) рублей на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 16 ноября 2017 года.

Взыскать с правительства Воронежской области в пользу Маргаряна Вачагана Дживановича в счет возмещения судебных расходов 22 686 (двадцать две тысячи шестьсот восемьдесят шесть) рублей.

       Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Воронежского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                        А.А. Привалов

             Мотивированное решение составлено 16 марта 2018 года.

3а-109/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маргарян В.Д.
Ответчики
Управление Росреестра по Воронежской области
Правительство Воронежской области
Другие
администрация Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области
Перунова И.В.
Суд
Воронежский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
16.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
27.11.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2017[Адм.] Судебное заседание
14.03.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
14.03.2018[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
14.03.2018[Адм.] Судебное заседание
16.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее