Дело № 21-312/2019
Судья Ермолаева Т.П.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
14 мая 2019 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ермакова П.В. на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике № 21/12-512-19-И от 29 января 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 апреля2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Перспектива Плюс» Ермакова Павла Владимировича,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике № 21/12-512-19-И от 29 января 2019 года генеральный директор ООО «Перспектива Плюс» Ермаков П.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 апреля2019 года вышеуказанное постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Чувашской Республике оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, генеральный директор ООО «Перспектива Плюс» Ермаков П.В. просит вышеуказанные постановление и решение отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью административного правонарушения либо заменить штраф на предупреждение, ссылаясь на то, что общество является субъектом малого предпринимательства.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Ермакова П.В., извещенного надлежащим образом, прихожу к следующему.
Согласно части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 г.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Закона о специальной оценке условий труда обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя.
При этом специальная оценка условий труда проводится в отношении всех категорий работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (часть 3 статьи 3 Закона о специальной оценке условий труда).
Таким образом, обязанность работодателя организовать проведение специальной оценки условий труда установлена законом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проверки ООО «Перспектива Плюс», проведенной прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары на основании обращения ФИО1 и ФИО2, установлено, что по состоянию на 9 января 2019 года в нарушение положений статей 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, частей 1,2 статьи 8 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в ООО «Перспектива Плюс» специальная оценка условий труда не проведена.
Указанные выше нарушения трудового права явились основанием для привлечения генерального директора ООО «Перспектива Плюс» к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения генерального директора ООО «Перспектива Плюс» Ермакова П.В. и его виновность подтверждаются совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица и решении судьи сделан обоснованный вывод о виновности Ермакова П.В. как генерального директора ООО «Перспектива Плюс» в нарушении требований закона и его действия правильно квалифицированы по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Ермакову П.В. назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Выводы судьи районного суда об отсутствии оснований для признания административного правонарушения малозначительным являются правильными.
Доводы жалобы о наличии оснований для назначения наказания в виде предупреждения не принимаются.
В силу требований статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ предупреждение может быть назначено за впервые совершенные административные правонарушения и лишь при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Характер совершенного Ермаковым П.В. административного правонарушения свидетельствует о том, что неисполнение им норм законодательства, направленных на обеспечение безопасносных условий труда, порождает возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.
Таким образом, совокупность обстоятельств, предусмотренная статьями 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, при наличии которой работнику субъекта малого предпринимательства назначается административное наказание в виде предупреждения, в отношении генерального директора ООО «Перспектива Плюс» Ермакова П.В. отсутствует.
Получение Ермаковым П.В. отчета о проведении оценки специальных условий труда 30 января 2019 года, то есть после выявления совершенного административного правонарушения, основанием для применения положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ не является.
Существенных нарушений норм процессуального права при привлечении Ермакова П.В. к административной ответственности не допущено.
Оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике № 21/12-512-19-И от 29 января 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 апреля2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Перспектива Плюс» Ермакова П.В. оставить без изменения, жалобу Ермакова П.В. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев