Решение по делу № 2-394/2023 (2-5527/2022;) от 06.12.2022

57RS0№***-16

Дело №***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2023 года <...>

Советский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,

при секретаре Гребеньковой А.Е.,

помощнике судьи Конкиной Н.Н.,

с участием истца Назарова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Назарова Н.А. к Муниципальному казенному учреждению «Жилищное управление г.Орла», администрации г.Орла о взыскании задолженности,

установил:

Назаров А.В. обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Жилищное управление г.Орла», администрации г.Орла о взыскании задолженности.

В обоснование требований указав, что между МКУ «Жилищное управление г. Орла» (заказчик) и Назаровым А.В. (продавец) был заключен Муниципальный контракт № 162 от 12 августа 2022 года ( далее – договор, контракт). Настоящий контракт был составлен в форме электронного документа, подписанного усиленными электронными подписями сторон, и заключен на основании протокола электронного аукциона №*** от 01 августа 2022 года, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с п. 1.1. договора, предмет контракта - приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилья в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы. Продавец обязуется передать в собственность муниципального образования «Город Орел», а заказчик принять в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, благоустроенное жилое помещение в рамках реализации областной адресной программы. Согласно п. 1.2 договора, жилое помещение расположено по адресу: <...>, кадастровый номер №***, принадлежит продавцу на праве собственности. В соответствии с п. 2.1 договора, цена контракта составляет 3 502 800 руб.

В соответствии с условиями настоящего контракта между сторонами 24 августа 2022 года был подписан Акт приема-передачи жилого помещения, были переданы комплекты ключей от упомянутого объекта недвижимости. Как предусмотрено п. 2.1. договора, оплата по контракту осуществляется заказчиком в форме безналичного расчета, путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца платежными поручениями в срок не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта приема-передачи жилого помещения. МКУ «Жилищное управление г. Орла» взятые на себя обязательства по оплате по муниципальному контракту исполнило только 26.09.2022 года.

Просит суд взыскать в пользу Назарова А.В. с МКУ «Жилищное управление г. Орла», а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с администрации г.Орла в порядке субсидиарной ответственности, сумму неустойки в размере 21950,88 руб. за несвоевременное исполнение денежного обязательства по муниципальному контракту №162 от 12 августа 2022 года, за период с 03.09.2022 по 26.09.2022 на сумму обязательства 3 502 800 руб.; сумму основного долга в размере 37800 руб.; сумму неустойки в размере 308,70 руб. за несвоевременное исполнение денежного обязательства по муниципальному контракту №162 от 12 августа 2022 года, за период с 09.09.2022 по 10.10.2022 на сумму обязательства 37 800 руб.; судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб., а также судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины.

В судебном заседании истец Назаров А.В. исковые требования уточнил, просил суд взыскать в пользу Назарова А.В. с МКУ «Жилищное управление г. Орла», а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с администрации г.Орла в порядке субсидиарной ответственности, сумму неустойки в размере 21 950,88 руб. за несвоевременное исполнение денежного обязательства по муниципальному контракту №162 от 12 августа 2022 года, за период с 03.09.2022 по 26.09.2022 на сумму обязательства 3 502 800 руб.; сумму неустойки в размере 1375,92 руб. за несвоевременное исполнение денежного обязательства по муниципальному контракту №162 от 12 августа 2022 года, за период с 09.09.2022 по 01.02.2023 на сумму обязательства 37 800 руб.; судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб., а также судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины.

Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного заседания по делу, в суд не явились.

Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. На основании пункта 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с п.1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В судебном заседании установлено, что между МКУ «Жилищное управление г. Орла» (заказчик) и Назаровым А.В. (продавец) был заключен Муниципальный контракт № 162 от 12 августа 2022 года ( далее – договор, контракт).

Настоящий контракт был составлен в форме электронного документа, подписанного усиленными электронными подписями сторон, и заключен на основании протокола электронного аукциона №*** от 01 августа 2022 года, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с п. 1.1. договора, предмет контракта - приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилья в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы.

Продавец обязуется передать в собственность муниципального образования «Город Орел», а заказчик принять в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, благоустроенное жилое помещение в рамках реализации областной адресной программы.

Согласно п. 1.2 договора, жилое помещение расположено по адресу: <...>, кадастровый номер №***, принадлежит продавцу на праве собственности.

В соответствии с п. 2.1 договора, цена контракта составляет 3 502 800 руб.

Согласно п. 1.7 договора, срок поставки (передачи) поставщиком жилого помещения заказчику производится в течении 30 календарных дней со дня заключения муниципального контракта.

Поставщик передает жилое помещение заказчику в порядке, установленном в настоящем контракте по акту приема-передачи жилого помещения.

В силу п. 5.2.4. договора, жилое помещение считается принятым после подписания сторонами акта приема-передачи. При подписании акта передачи поставщик предоставляет заказчику все комплекты ключей, позволяющие получить доступ к жилому помещению.

В соответствии с условиями настоящего контракта между сторонами 24 августа 2022 года был подписан Акт приема-передачи жилого помещения, были переданы комплекты ключей от упомянутого объекта недвижимости.

Как предусмотрено п. 2.1. договора, оплата по контракту осуществляется заказчиком в форме безналичного расчета, путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца платежными поручениями в срок не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта приема-передачи жилого помещения.

Соответственно, руководствуясь п. 2.1. договора, с учетом того обстоятельства, что акт приема-передачи имущества подписан сторонами 24 августа 2022 года, обязательство по оплате в рамках муниципального контракта № 162 у МКУ «Жилищное управление г. Орла» возникает не позднее 02.09.2022 года.

МКУ «Жилищное управление г. Орла» взятые на себя обязательства по оплате по муниципальному контракту исполнило только 26.09.2022 года.

После возбуждения судом производства по делу, ответчиком 01 февраля 2023 года добровольно были исполнены требования в части возврата обеспечительного платежа в сумме 37 800 руб.

Таким образом, предусмотренные условия контракта п. 3.3.3. и п. 7.7. ответчиком исполнены только 01.02.2023 года.

Как предусмотрено муниципальным контрактом п. 6.7., в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

С учетом положения п.6.7. муниципального контракта у Назарова А.В. возникло законное основание для начисления неустойки за несвоевременное исполнение денежного обязательства. Таким образом, сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства на сумму 3 502 800 руб. за период с 03.09.2022 по 26.09.2022 составляет 21950,88 руб., с учетом расчета, представленного истцом и не оспоренного стороной ответчика.

Кроме того, с МКУ «Жилищное управление г.Орла» подлежит взысканию сумма неустойки, начисленная на сумму основного долга в размере 37 800 руб. за период с 09.09.2022 по 01.02.2023 года, которая составляет 1375 руб. 92 коп.

В силу пункта 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено к лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 28.05.2019 № 13), исходя из определений понятий «денежные обязательства» и «получатель бюджетных средств», приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3-242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.

В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.

Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).

Согласно разъяснениям, приведённым в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 28.05.2019 № 13, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).

Согласно п. 1.8 Устава МКУ «ЖУ г.Орла», учреждение является юридическим лицом. Имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевые счета, открытые в органах Управлении Федерального казначейства по Орловской области, печать со своим полным наименованием и индивидуальным номером налогоплательщика, штампы, бланки.

Казённое учреждение от своего имени приобретает и осуществляет
имущественные и личные неимущественные права, несет обязанность, выступает
истцом и ответчиком, третьим лицом в суде, в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.

Казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися
в его распоряжении денежными средствами, выделенными по смете в пределах
ассигнований, предусмотренных бюджетом города Орла. При недостаточности
указанных денежных средств, субсидиарную ответственность по обязательствам
Казённого учреждения несёт Учредитель.

1.5. Учредителем Казённого учреждения является муниципальное образование «Город Орёл». Функции и полномочия учредителя Казённого учреждения осуществляет муниципальное образование «Город Орёл» в лице управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Орла (далее - Учредитель).

Деятельность казенного учреждения финансируется из бюджета города Орла на основании бюджетной сметы. Заключение и оплата учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств производится в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета, лимитов бюджетных обязательств.

Поскольку финансовое обеспечение деятельности федеральных казенных учреждений, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета (статья 6, пункт 2 статьи 161 БК РФ), а сами они, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами, то взыскание производится непосредственно с соответствующего казенного учреждения в пользу лица, предъявившего иск и указание в резолютивной части решения о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования недопустимо.

Согласно пункту 2 ст. 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Главным распорядителем бюджетных средств в отношении МКУ «Жилищное управление города Орла» является Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Орла (решение Орловского городского Совета народных депутатов от 21.12.2021 №17/0260-ГС «О бюджете города Орла на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»).

На основании п. 3 статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

Статьёй 6 пункт 2 стать 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности федеральных казенных учреждений, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных средств, по ним отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7, статьи 151, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Доказательства невозможности погашения образовавшейся неустойки, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, суду не представлено, то есть, не представлены доказательства отсутствия денежных средств на расчетном счете МКУ «Жилищное управление города Орла», в связи с чем, администрация города Орла не может нести субсидиарную ответственность.

По смыслу приведенных выше положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (пункт 20), Муниципальное образование «Город Орел» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Орла может быть привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне

ответчика.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению путем взыскания денежных средств с МКУ «Жилищное управление г.Орла».

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Как следует из ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

В силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии с п.12-13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 21 января 2016 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ).

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.

В связи с необходимостью рассмотрения настоящего спора в судебном порядке, между Назаровым А.В. и индивидуальным предпринимателем Утукиной Н.А. был заключен договор №44/2022 от 15 сентября 2022 года на оказание юридических услуг. Как предусмотрено п. 3.2 договора на оказание юридических услуг, доверитель выплачивает гонорар поверенному за выполненную работу исчисленный согласно приложению №1 к настоящему договору (Акт выполненных работ).

Во исполнение условий договора Назаровым А.В. были понесены расходы на оплату услуг представителя на общую сумму 20 000 рублей, что подтверждается приходным кассовым ордером.

На основании изложенного, принимая во внимание разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 21 января 2016 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», количество судебных заседаний, сложность рассмотренного гражданского дела, объем исследованных материалов, суд считает необходимым взыскать с МКУ «ЖУ г.Орла» в пользу Назарова А.В. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.

К числу судебных расходов в силу статьи 88 ГПК РФ относится, в том числе, государственная пошлина.

Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 2402 руб., понесены почтовые расходы в размере 165 рублей 80 копеек. В связи с этим суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на уплату государственной пошлины в размере 899,80 руб., с учетом объема заявленных после уточнения иска требований, почтовые расходы в размере 165 рублей 80 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Назарова А.В. к Муниципальному казенному учреждению «Жилищное управление г.Орла», администрации г.Орла о взыскании задолженности – удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Жилищное управление города Орла» (ИНН 5753075950, ОГРН 1215700003661) в пользу Назарова А.В. (паспорт №*** №***) неустойку в размере 21 950,88 руб. за несвоевременное исполнение денежного обязательства по муниципальному контракту №162 от 12 августа 2022 года за период с 03.09.2022 по 26.09.2022 на сумму обязательства 3 502 800 руб.; неустойку в размере 1375,92 руб. за несвоевременное исполнение денежного обязательства по муниципальному контракту №162 от 12 августа 2022 года, за период с 09.09.2022 по 01.02.2023 на сумму обязательства 37 800 руб.; судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб., расходы на уплату государственной пошлины в размере 899,80 руб., почтовые расходы в размере 165 рублей 80 копеек.

В удовлетворении требований к администрации г.Орла – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 09.02.2023 г.

Председательствующий: Ю.С.Самойлова

2-394/2023 (2-5527/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Назаров Андрей Валерьевич
Ответчики
МКУ "Жилищное управление города Орла"
администрация г. Орла
Суд
Советский районный суд г. Орел
Судья
Самойлова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
06.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2022Передача материалов судье
08.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2022Подготовка дела (собеседование)
23.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
09.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2023Дело оформлено
02.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее