№ 2а-1-190/2020
УИД №73RS0012-01-2020-000179-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июня 2020 года г. Димитровград
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Рыбакова И.А.,
при секретаре Бурлачук Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и обществу с ограниченной ответственностью «РК-Центр» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным административным иском, указав, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.
Согласно Схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» на 2014-2023 годы, утвержденной постановлением Администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от 11.07.2014 № 36 на территории муниципального образования источниками хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения являются артезианские скважины, расположенные в с. Боровка - 1 шт., с. Бригадировка – 2 шт., с. Новая Сахча – 1 шт., с. Старая Сахча – 2 шт., с. Старый Писмирь – 1 шт. Старосахчинского сельского поселения Мелекесского района.
Данные артезианские скважины находятся в собственности муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на основании постановления Правительства Ульяновской области от 13.02.2015 № 32-П.
06.10.2016 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и ООО «РК-Центр» заключено концессионное соглашение в отношении объектов системы водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, расположенных на территории муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.
Однако, проверкой установлено, что в нарушение указанных требований федерального законодательства на действующие источники водоснабжения, расположенные в с. Боровка - 1 шт., с. Бригадировка – 2 шт., с. Новая Сахча – 1 шт., с. Старая Сахча – 2 шт., с. Старый Писмирь – 1 шт. Старосахчинского сельского поселения Мелекесского района не разработаны проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не получены санитарно-эпидемиологические заключения.
В связи с чем, уполномоченным органом не определены границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, проекты данных зон не утверждены.
Отсутствие утвержденных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сведений о границах таких зон с ограничениями режима их использования в государственном кадастре недвижимости, может привести к нарушениям требований земельного и санитарного законодательства, в том числе, при предоставлении физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах указанных зон и нарушениям в связи с этим режима их использования, а также создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки.
На основании изложенного, бездействием администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области нарушаются права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области 09.12.2019 внесено представление об устранении нарушений закона. Требования прокуратуры по результатам рассмотрения представления признаны подлежащими удовлетворению. Однако, до настоящего времени нарушения законодательства не устранены.
Просит обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и Общество с ограниченной ответственностью «РК-Центр» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в с. Боровка - 1 шт., с. Бригадировка – 2 шт., с. Новая Сахча – 1 шт., с. Старая Сахча – 2 шт., с. Старый Писмирь – 1 шт. Старосахчинского сельского поселения Мелекесского района и получить на них эпидемиологическое заключение.
Обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и Общество с ограниченной ответственностью «РК-Центр» в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в с. Боровка - 1 шт., с. Бригадировка – 2 шт., с. Новая Сахча – 1 шт., с. Старая Сахча – 2 шт., с. Старый Писмирь – 1 шт. Старосахчинского сельского поселения Мелекесского района для установления зон санитарной охраны в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.
Обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и Общество с ограниченной ответственностью «РК-Центр» в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в с. Боровка - 1 шт., с. Бригадировка – 2 шт., с. Новая Сахча – 1 шт., с. Старая Сахча – 2 шт., с. Старый Писмирь – 1 шт. Старосахчинского сельского поселения Мелекесского района для постановки на государственный кадастровый учет.
Участвующий в судебном заседании Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Кузичев П.С. поддержал заявленные административные исковые требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области Заббарова Г.Р. исковые требования признала частично, указала на необходимость установление более длительных сроков для исполнения решения.
Представитель административного ответчика ООО «РК-Центр» в суд не явился, будучи извещенным надлежащим образом.
От заинтересованных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (ТО Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в г. Димитровграде) и Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в суд поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд, выслушав участвующего по делу прокурора, представителя административного ответчика администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного иска частично.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 1.2.1.41110-02» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно п. 1.5-1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны.
Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально.
Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно материалам дела Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.
Согласно Схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» на 2014-2023 годы, утвержденной постановлением Администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от 11.07.2014 № 36 на территории муниципального образования источниками хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения являются артезианские скважины, расположенные в с. Боровка - 1 шт., с. Бригадировка – 2 шт., с. Новая Сахча – 1 шт., с. Старая Сахча – 2 шт., с. Старый Писмирь – 1 шт. Старосахчинского сельского поселения Мелекесского района.
Данные артезианские скважины находятся в собственности муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на основании постановления Правительства Ульяновской области от 13.02.2015 № 32-П.
06.10.2016 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и ООО «РК-Центр» заключено концессионное соглашение в отношении объектов системы водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, расположенных на территории муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.
Проверкой прокуратуры установлено, что в нарушение указанных требований федерального законодательства на действующие источники водоснабжения, расположенные в с. Боровка - 1 шт., с. Бригадировка – 2 шт., с. Новая Сахча – 1 шт., с. Старая Сахча – 2 шт., с. Старый Писмирь – 1 шт. Старосахчинского сельского поселения Мелекесского района не разработаны проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не получены санитарно-эпидемиологические заключения, уполномоченным органом не определены границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, проекты данных зон не утверждены.
Отсутствие утвержденных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сведений о границах таких зон с ограничениями режима их использования в государственном кадастре недвижимости, может привести к нарушениям требований земельного и санитарного законодательства, в том числе, при предоставлении физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах указанных зон и нарушениям в связи с этим режима их использования, а также создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки.
На основании изложенного, бездействием администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области нарушаются права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области 09.12.2019 внесено представление об устранении нарушений закона. Требования прокуратуры по результатам рассмотрения представления признаны подлежащими удовлетворению. До настоящего времени нарушения законодательства не устранены.
Учитывая, что организация в границах сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, и то, что артезианские скважины находятся в собственности муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, то исковые требования подлежат удовлетворению только в отношении администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области.
Недостаточность денежных средств на исполнение требований закона в администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области не может являться основанием к отказу в иске.
В настоящее время суд не усматривает необходимости для установления более длительных сроков для исполнения решения, т.к. признает предложенные прокуратурой сроки разумными. Администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области в будущем не лишена права при наличии предусмотренных законом оснований обратиться в суд за отсрочкой исполнения решения.
По вышеуказанным основаниям суд не усматривает необходимости для удовлетворения требований в отношении ООО «РК-Центр», а потому в указанной части административных исковых требований необходимо отказать.
Таким образом, следует обязать администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в с. Боровка - 1 шт., с. Бригадировка – 2 шт., с. Новая Сахча – 1 шт., с. Старая Сахча – 2 шт., с. Старый Писмирь – 1 шт. Старосахчинского сельского поселения Мелекесского района и получить на них эпидемиологическое заключение; обязать администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в с. Боровка - 1 шт., с. Бригадировка – 2 шт., с. Новая Сахча – 1 шт., с. Старая Сахча – 2 шт., с. Старый Писмирь – 1 шт. Старосахчинского сельского поселения Мелекесского района для установления зон санитарной охраны в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области; обязать администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в с. Боровка - 1 шт., с. Бригадировка – 2 шт., с. Новая Сахча – 1 шт., с. Старая Сахча – 2 шт., с. Старый Писмирь – 1 шт. Старосахчинского сельского поселения Мелекесского района для постановки на государственный кадастровый учет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в с. Боровка - 1 шт., с. Бригадировка – 2 шт., с. Новая Сахча – 1 шт., с. Старая Сахча – 2 шт., с. Старый Писмирь – 1 шт. Старосахчинского сельского поселения Мелекесского района и получить на них эпидемиологическое заключение.
Обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в с. Боровка - 1 шт., с. Бригадировка – 2 шт., с. Новая Сахча – 1 шт., с. Старая Сахча – 2 шт., с. Старый Писмирь – 1 шт. Старосахчинского сельского поселения Мелекесского района для установления зон санитарной охраны в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.
Обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в с. Боровка - 1 шт., с. Бригадировка – 2 шт., с. Новая Сахча – 1 шт., с. Старая Сахча – 2 шт., с. Старый Писмирь – 1 шт. Старосахчинского сельского поселения Мелекесского района для постановки на государственный кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 15 июня 2020 года.
Судья И.А.Рыбаков