Дело №2-1859/2023
УИД 24RS0032-01-2023-000034-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2023 года г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ковязиной Л.В.,
при секретаре судебного заседания Щуко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Крюкову Алексею Викторовичу, Автономной некоммерческой организации социальной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом милосердия» о запрете деятельности и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском Крюкову А.В., Автономной некоммерческой организации социальной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом милосердия» о запрете деятельности и возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Красноярска во исполнение приказа прокуратуры Красноярского края №230 от 07.11.2018 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», указания прокуратуры Красноярского края №110/7/2 от 31.03.2020 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей» проводится мониторинг соблюдения федерального законодательства. В ходе соответствующей проверки установлено, что на территории Ленинского района г. Красноярска находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 477,8 кв.м., собственник которого является Крюков А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Жилой дом расположен на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 942 кв.м., разрешенное использование: размещение жилого дома, собственником является Крюков А.В. Территориальная зона в соответствии с градостроительным зонированием г. Красноярска – П-3 (коммунально-складские зоны). Фактически на земельном участке расположены: двухэтажный дом и три строения. По указанному адресу зарегистрирована Автономная некоммерческая организация социальной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом милосердия» (далее АНО СПЛ «Дом милосердия») Основным видом деятельности является предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, руководитель: Крюков А.В. Указанный жилой дом является местом совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозной группы «Церковь Христиан Веры Евангельской «Спасение» в г. Красноярске» (уведомление о начале деятельности в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю от 06.12.2016, руководитель группы: Крюков А.В.). Прокуратурой района с привлечением должностных лиц ГУ МЧС России по Красноярскому краю, ОП №4 МУ МВД России «Красноярское», Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведено обследование указанного жилого дома на предмет соблюдения требований федерального законодательства. По результатам обследования, установлено, что в указанном жилом доме и земельном участке с нарушением законодательства осуществляются: деятельность по оказанию гостиничных услуг; деятельность по оказанию социальных услуг в виде временного (круглосуточного) размещения граждан; религиозная, в том числе миссионерская деятельность. Также по результатам проверки выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического и антитеррористического законодательства.
На основании изложенного прокурор Ленинского района г. Красноярска просит обязать Крюкова А.В. прекратить использование жилого здания и земельного участка по адресу: <адрес> не по назначению; запретить Крюкову А.В. эксплуатацию жилого здания по адресу: <адрес>, строений по адресу: <адрес> целях оказания гостиничных услуг, социальных услуг, религиозной деятельности в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии; запретить Крюкову А.В. предоставлять жилое здание по адресу: <адрес>, его части, строения по адресу: <адрес>, земельный участок по адресу: <адрес>, их части иным лицам в пользование для оказания гостиничных услуг, социальных услуг, религиозной деятельности в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии; запретить Автономной некоммерческой организации социальной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом милосердия» оказывать социальные услуги в жилом доме по адресу: <адрес> строениях по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Ростихин Е.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Ответчик Крюков А.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени извещен своевременно и надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя Мызниковой О.В.
Представитель ответчиков Крюкова А.В., АНО СПЛ «Дом милосердия» Мызникова О.В. в судебном заседании поддержала письменные возражения на исковое заявление, вместе с тем, заявленные исковые требования признала частично, в части запрета оказания социальных и гостиничных услуг, указывая на то, что эксплуатация жилого здания и строения в целях оказания данных услуг не используется. Возражала против удовлетворения требований прокурора о запрете эксплуатацию здания в целях оказания религиозной деятельности, указывая, что в таком случае будет грубо нарушено гарантируемое ст. 28 Конституции РФ право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, а также в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ будет иметь место неоправданное ограничение права собственности, гарантируемое ст. 35 Конституции РФ. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2019 года N 35-П, сторона ответчика указывает, что помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не утратило признаки жилого. Ответчик Крюков А.В., являясь собственником указанного жилого помещения и руководителем религиозной группы Церковь Христиан Веры Евангельской «Спасение» в г. Красноярске, в представленных в суд возражениях не отрицает факт предоставления данного помещения для осуществления деятельности религиозной группы, однако, в обоснование своей позиции указывает на то, что в нем имеется комната, в которой он периодически проживает. Кроме того, статус жилого помещения, по мнению стороны ответчика, подтверждает наличие в нем бани и сауны и соответствие планировки дома техническому плану. Вывод истца об оборудовании культового помещения, в котором систематически совершаются религиозные обряды и собрания с участием значительного количества граждан, сторона ответчика считает несостоятельным, поскольку, как указывает Крюков А.В., религиозная группа, руководителем которой он является, состоит из 11 человек, что подтверждается уведомлением о продолжении религиозной деятельности. Довод о присутствии значительного количества граждан при осуществлении религиозной деятельности группы ответчик также считает необоснованным, указывая на то, что приобретение 93-х стульев, находящихся в помещении, обосновано лишь тем, что при их покупке оптом Крюкову А.В. была предложена существенная скидка. Признавая тот факт, что в указанной комнате действительно проводятся богослужения, Крюков А.В. обращает внимание суда на то, что он лишь освободил ее от лишней мебели и бытовых предметов, но не производил каких-либо мероприятий по перепланировке или переустройству, в результате которых дом утратил бы признаки жилого. Кроме того, сторона ответчика в представленных в суд возражениях, ссылаясь на ч. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объедениях», указывала на то, что деятельность, осуществляемая религиозной группой Церковь Христиан Веры Евангельской «Спасение» в г. Красноярске в жилом здании и строениях, а также на участке, расположенных по адресу: <адрес>, не является миссионерской, поскольку данная религиозная группа не имеет учрежденных ею СМИ или официального сайта и не распространяет публично информацию о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного религиозного объединения, с целью вовлечения этих лиц в состав его участников в сети «Интернет». Помимо прочего в представленных в суд возражениях сторона ответчика указывает на то, что позиция, выраженная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2019 года N 35-П, на которое ссылается истец в обоснование заявленных требований, разъясняет правовое положение жилого помещения относительно осуществления религиозной деятельности религиозной организацией, в то время как группа Христиан Веры Евангельской Церкви «Спасение» в г. Красноярске обладает признаками религиозной группы. В судебном заседании представитель ответчиков Мызникова О.В. дополнительно суду пояснила, что богослужения и обряды в жилом помещении и строениях, расположенных по адресу: <адрес>, проводятся два раза в неделю, а расположение жилого дома, его планировочное устройство, отделка и инженерно-техническое обеспечение соответствует санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим и противопожарным требованиям, что подтверждается: экспертным заключением ООО «ФСЭБ» № 2031018 от 11.10.2018 года; заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» № 3115 от 09.08.2017 года; техническими заключениями № 123-17 от 17.07.2017 года, № 210-18 от 25.09.2018 года; заключением ООО «Строительно-производственная группа Ермак» № 020 от 01.10.2018 года. На основании изложенного представитель ответчиков Мызникова О.В. просила в части удовлетворения требований истца о запрете эксплуатации и предоставлении в пользование иным лицам жилого здания по адресу: <адрес>, строений по адресу: <адрес> в целях осуществления религиозной деятельности, выражающейся в проведении обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучении религии, отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску МЧС России по Красноярскому краю Сизова Т.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку факт несоответствия жилого дома требованиям пожарной безопасности установлен в ходе проведения проверки. Отмечает, что выявленные факты нарушения пожарной безопасности могут привести к необратимым последствиям в виде гибели большого количества людей.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ч.1 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (п. 2 ст. 16 ЖК РФ).
Согласно п. 2 ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан.
В соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В соответствии с ч.1 ст.17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Согласно ч.4 ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу разъяснений, содержащихся в абз. 5 п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 ст. 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей, то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.
Согласно п.п. «а» п. 16 Приказа Минстроя России от 14.05.2021 N 292/пр «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ст. 17 ЖК РФ.
При этом, в соответствии с п. 7.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» размещение гостиниц в жилых помещениях не допускается.
Кроме того, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусмотрена обязательная классификация гостиниц.
Согласно ч. 21 ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, установленной Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц», а также использование в рекламе, названии гостиницы и деятельности, связанной с использованием гостиницы, категории, не соответствующей категории, указанной в таком свидетельстве, запрещается.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с частями 2 - 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Во исполнение п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 14.04.2017 №447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» утверждены требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
По смыслу ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в жилых помещениях допускается проведение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Решением Красноярского городского Совета Депутатов от 7 июля 2015 г. №В-122 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск.
Эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В соответствии с ч.1 ст. 55.26 Градостроительного Кодекса РФ если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Правил землепользования и застройки земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Крюкову А.В. с 13.04.2016 года на праве собственности принадлежит жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 477,8 кв.м, назначение: жилое, что подтверждается выпиской из ЕГРН и об объект недвижимости от 24.06.2022 года.
Жилой дом с кадастровым № расположен на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, принадлежащем Крюкову А.В., общей площадью 942 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение жилого дома. Территориальная зона в соответствии с градостроительным зонированием г. Красноярска – П-3 (коммунально-складские зоны).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.12.2022 года, по адресу: <адрес>, 05.06.2017 года в качестве юридического лица зарегистрирована Автономная некоммерческая организация социальной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом милосердия» (АНО СПЛ «Дом милосердия») ИНН 2462055720, ОГРН 1172468036058, юридический адрес: <адрес>. Основной вид деятельности по ОКВЭД: предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки (код 88.99), директор: Крюков Алексей Викторович.
АНО СПЛ «Дом милосердия» постановлено на учет в налоговом органе 05.06.2017 года.
В материалах дела имеется Уведомление Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю от 06.12.2016 года о начале деятельности религиозной группы Церковь Христиан Веры Евангельской «Спасение» в г. Красноярске, руководителем которой является Крюков Алексей Викторович.
Прокуратурой Ленинского района г. Красноярска во исполнение приказа прокуратуры края №230 от 07.11.2018 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», указания прокуратуры края №110/7/2 от 31.03.2020 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей» в вышеуказанном жилом доме проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму, в ходе которой установлено следующее:
Двухэтажный жилой дом по адресу: <адрес> эксплуатируется для постоянного проживания и временного пребывания людей в качестве гостиницы (хостела). На втором этаже здания расположено 4 комнаты, в каждой из которых предусмотрено по 8 койко-мест (всего 32 койко-места). На первом этаже размещена столовая. Помещения кухни размещены в одноэтажной деревянной пристройке к зданию, сообщающейся с помещением столовой. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объект проверки (жилой дом - класс функциональной пожарной опасности Ф1.4) фактически эксплуатируется в качестве гостиницы - класс функциональной пожарной опасности Ф1.2.
В связи с этим, дать объективную оценку объекту проверки как гостинице на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности его конструктивных, архитектурно-планировочных решений и т.д., не представляется возможным.
При проверке жилого дома выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, установленных к зданиям гостиниц:
1. В нарушение ст. 6, ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не разработана и не представлена декларация пожарной безопасности;
2. В нарушение п. 16(н) Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» допускается эксплуатация здания после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности, а именно в здании одноквартирного жилого дома (Ф1.4) допущено размещение гостиницы (Ф1.2);
3. В нарушение п. 16(о) Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» в здании проведены изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты (изменение объемно-планировочных решений, эвакуационных путей и выходов, систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности;
4. В нарушение п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» не представлена документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов;
5. В нарушение ч. 3 ст. 80, ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.2, табл. 1 СП 486.1311500.2020 здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации;
6. В нарушение ч. 3 ст. 80, ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4 табл. 2 СП 3.13130.2009 здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуации в случае возникновения пожара;
7. В нарушение ч. 3 ст. 80, ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в здании, эксплуатируемом в качестве гостиницы, отсутствует дублирование сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
8. В нарушение ст. 58 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.4.5 СП 2.13130.2020 отсутствует огнезащитная обработка деревянных конструкций крыши;
9. В нарушение ч. 3 ст. 80, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.9, п. 9.3.6 СП 1.13130.2020 первый этаж здания не обеспечен двумя эвакуационными выходами;
10. В нарушение ч. 3 ст. 80, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.9, п. 9.3.6 СП 1.13130.2020 второй этаж здания не обеспечен двумя эвакуационными выходами;
11. В нарушение ч. 3 ст. 80, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.6 СП 1.13130.2020 для сообщения между 1-ым и 2-ым этажами здания допускается устройство открытой криволинейной лестницы, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты, разрезных лестничных площадок со второго этажа здания;
12. В нарушение ч. 3 ст. 80, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.19 СП 1.13130.2020 ширина эвакуационного выхода из обеденного зала столовой, расположенного на первом этаже здания менее 1,2м. (фактическая ширина эвакуационного выхода составляет 0,9м.);
13. В нарушение ч. 3 ст. 80, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.22 СП 1.13130.2020 внутренние двери эвакуационного выхода с первого этажа здания открываются не по направлению выхода из здания;
14. В нарушение п. 26 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» запоры на дверях эвакуационного выхода с первого этажа здания непосредственно наружу, не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
15. В нарушение ч. 3 ст. 80, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.19 СП 1.13130.2020 ширина горизонтального участка пути эвакуации по коридору второго этажа здания, при дверях, открывающихся из комнат в коридор менее 1,2м. (фактическая ширина составляет 1,09м);
16. В нарушение ч. 12 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» отсутствует документальное удостоверение соответствия материалов покрытия пола комнат для проживания требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности (не представлены сертификаты соответствия с информацией о показателях пожарной опасности);
17. В нарушение п. 48 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме», отсутствует информация о направлении движения к источникам противопожарного водоснабжения (обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения).;
18. В нарушение ч. 3 ст. 80, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.2 СП 1.13130.2020 высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету в помещении кухни менее 2м (фактическая высота составляет 0,71м);
19. В нарушение п. 35 (а) Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» допускается эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции в помещении кухни;
20. В нарушение п. 35 (з) Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» допускается установка выключателей и розеток по горючему основанию в помещении кухни;
21. В нарушение п. 26 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» запор на двери эвакуационного выхода из помещения кухни непосредственно наружу, не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа;
22. В нарушение п. 27 (б) Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» допускается размещение в коридоре второго этажа мебели и других предметов (сушилки для одежды и пр.);
23. В нарушение п. 409 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» допускается размещение огнетушителей на полу вне подставок из негорючих материалов;
24. В нарушение п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» не обеспечено исправное состояние средств обеспечения пожаротушения (в обеденном зале столовой допускается установка огнетушителя без насадки);
25. В нарушение п. 407 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» установленные в здании огнетушители не имеют порядковых номеров, нанесенных на корпус огнетушителя;
26. В нарушение п. 60 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты и информация учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки имеющихся огнетушителей;
27. В нарушение п. 3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» допускаются к работе лица без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
28. В нарушение п. 2, п. 392, п. 393, п. 394 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил;
29. В нарушение п. 6 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме»;
30. В нарушение п. 6 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» персонал не обеспечен исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного;
31. В нарушение п. 84 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» не обеспечено ознакомление (под подпись), прибывающих лиц с мерами пожарной безопасности;
32. В нарушение п. 84 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» отсутствуют планы эвакуации на случай возникновения пожара на этажах и в номерах гостиницы;
33. В нарушение п. 77 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» установлены ворота, закрытые на замок и не обеспечивающие автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, при отсутствии ручного открывания круглосуточным дежурным персоналом непосредственно у места установки ворот, либо дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
Также в ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения требований законодательства о противодействии терроризму при размещении хостела.
1. В нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14.04.2017 N 447 отсутствует акт обследования и категорирования хостела;
2. В нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», подпункта «а» пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14.04.2017 N 447 не проведены организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности.
3. В нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», подпункта «е» пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14.04.2017 N 447 не осуществляются мероприятия по защите информации;
4. В нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», подпункта «б» пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14.04.2017 N 447 объект не оборудован системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
5. В нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», подпункта «в» пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14.04.2017 N 447 объект не оборудован системой охранного освещения;
6. В нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», подпункта «д» пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14.04.2017 N 447 объект не оборудован средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);
7. В нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», подпункта «е» пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14.04.2017 N 447 объект не оборудован информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы;
8. В нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», пункта 20 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14.04.2017 N 447 система видеонаблюдения не обеспечивает архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Таким образом, деятельность по предоставлению гостиничных услуг является незаконной, поскольку круглосуточное пребывание граждан в здании создает непосредственную угрозу их жизни и здоровью в связи с грубыми нарушениями требований безопасности объекта.
Кроме того, установлено, что на земельном участке расположено два строения, предназначенных для размещения (обеспечению проживания) и услуг жизнеобеспечения пожилым (престарелым) гражданам. Документы, подтверждающие строительство и ввод в эксплуатацию строений не представлены.
Отдельно стоящее одноэтажное деревянное строение, состоящее из двух секций, общей площадью 80 кв.м., предназначенное для оказания услуг по круглосуточному размещению (обеспечению проживания) и услуг жизнеобеспечения пожилым (престарелым) гражданам (инвалидам). В секции для мужчин размещено 10 койко-мест, секция женщин состоит из двух спальных помещений, одно на 18 койко-мест, второе – на 6 койко-мест.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указанное строение фактически эксплуатируется в качестве объекта функциональной пожарной опасности Ф1.1 (здания специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные)). Документы, подтверждающие законность использования объекта в качестве специализированного дома престарелых и инвалидов в ходе проверки не представлены. В связи с этим, дать объективную оценку объекту проверки, как специализированному дому престарелых и инвалидов, на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности его конструктивных, архитектурно-планировочных решений и т.д., не представляется возможным.
При проверке указанного строения выявлены множественные нарушения требований пожарной безопасности, установленные к специализированным домам престарелых и инвалидов, аналогичные выявленным при проверке двухэтажного жилого дома.
Отдельно стоящее одноэтажное деревянное строение, площадью 60 кв.м., предназначенное для оказания услуг по круглосуточному размещению (обеспечению проживания) и услуг жизнеобеспечения пожилым (престарелым) гражданам, рассчитанное на 16 койко-мест.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указанное строение фактически эксплуатируется в качестве объекта функциональной пожарной опасности Ф1.1 (здания специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные)). Документы, подтверждающие законность использования объекта в качестве специализированного дома престарелых и инвалидов в ходе проверки не представлены. В связи с этим, дать объективную оценку объекту проверки, как специализированному дому престарелых и инвалидов, на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности его конструктивных, архитектурно-планировочных решений и т.д., не представляется возможным.
При проверке указанного строения выявлены множественные нарушения требований пожарной безопасности, установленные к специализированным домам престарелых и инвалидов, аналогичные выявленным при проверке двухэтажного жилого дома и отдельно стоящего деревянного строения, состоящего из двух секций, общей площадью 80 кв.м.
Таким образом, в указанных строениях выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности, влекущие запрет на их эксплуатацию.
Проведенной проверкой в части соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства установлено следующее.
1. В нарушение п. 3364 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» не обеспечен осмотр лиц на наличие педикулеза и чесотки 2 раза в месяц, результаты осмотра на чесотку и педикулез не представлены;
2. В нарушение п. 58, п. 62, п. 64 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» не представлены данные о прохождении медицинских осмотров, сведения о профилактических прививках сотрудников автономной некоммерческой организации «Дом Милосердия», личные медицинские книжки и иные документы, подтверждающие прохождение медицинского осмотра, проведение профилактических прививок не представлены (отсутствуют);
3. В нарушение п. 84 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» не обеспечено использование дезинфекционных средств в соответствии с разрешительными документами - для проведения дезинфекции используются дезинфицирующие средства «Дезитабс», «Люир-Хлор», инструкции по применению дезинфицирующих средств не представлены;
4. В нарушение требований п. 3. ст. 5 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» на пищевую продукцию, находящуюся на хранении и используемую для приготовления пищи, в том числе на продовольственное (пищевое) сырье, отсутствует товаросопроводительная документация, подтверждающая ее прослеживаемость.
5. В нарушение п. 1 ч. 4.1. ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» на пищеблоке находилась на хранении пищевая продукции без маркировки.
6. В нарушение п. 10 ст. 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» работниками пищеблока АНО СПЛ «Дом милосердия», занятыми на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, не пройдены обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза (личные медицинские книжки не представлены, отсутствуют).
7. В нарушение ч. 7 ст. 14 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в производственном помещении пищеблока установлена 1 моечная ванна, присоединенная к канализационной сети сплошным соединением, что не исключает риск загрязнения пищевой продукции;
8. В нарушение п. 1 ч. 5 ст. 14 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в производственном помещении пищеблока поверхности полов не выполнены из водонепроницаемых, моющихся материалов, а именно: в помещении, где происходит непосредственное приготовление пищи используется ковровое покрытие, которое не доступно для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также надлежащего дренажа;
9. В нарушение п. 3 ч. 5 ст. 14 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в производственном помещении пищеблока потолочное покрытие не обеспечивает предотвращение скопления грязи и осыпания частиц потолков, а именно: гигиеническое покрытие нарушено, имеется его отхождение, осыпание оштукатуренной поверхности, имеются трещины, шелушение;
10. В нарушение п. 2 ч. 5 ст. 14 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в производственном помещении пищеблока поверхности стен выполнены не из водонепроницаемых, моющихся материалов, а именно: гигиеническое покрытие стен нарушено, лакокрасочное покрытие частично отсутствует, стены грязные, имеют дефекты в виде царапин, отхождения лакокрасочного покрытия, на стенах висят картины, что не позволяет проводить мойку и, при необходимости, дезинфекцию;
11. В нарушение ч. 1 п. 1 ст. 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции планировка производственного помещения, в котором осуществляется процесс изготовления пищевой продукции, не обеспечивает поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции использованной и чистой посуды, а именно сырье и готовая продукция, чистая и грязная посуда заносится и выносится через одну дверь;
12. В нарушение требований п. 7 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» при хранении пищевой продукции не соблюдается срок годности, установленный изготовителем, а именно: 20.04.2022 года на пищеблоке обнаружена пищевая продукция с истекшим сроком реализации.
Кроме того, обнаружено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, нарушение п. 1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, а именно:
1. В нарушение требований п. 2.2. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» осуществляется прием пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья на пищеблоке АНО СПЛ «Дом милосердия» без наличия товаросопроводительной документации, сведений об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренных в том числе техническими регламентами (документы на находящееся на хранении сырье и пищевые продукты не представлены, отсутствуют).
2. В нарушение требований п. 2.8. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» изготовление пищевой продукции на пищеблоке АНО СПЛ «Дом милосердия» производится без наличия какой-либо технологической документации, в том числе технологической карты, технико-технологической карты, технологической инструкции, разработанных и утвержденных руководителем организации или уполномоченным им лицом, отсутствует меню, ассортиментный перечень не представлен, отсутствует;
3. В нарушение требований п. 2.23. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» в помещении пищеблока содержатся животные, а именно: на полу в помещении пищеблока обнаружены миски с едой для кошки;
4. В нарушение п. 7.1.4. СанПиН 2.3/2.4.3590-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» в целях контроля за качеством и безопасностью приготовленной пищевой продукции, не отбирается суточная проба от каждой партии приготовленной пищевой продукции;
5. В нарушение п. 3.2. СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции обрабатывается и хранится совместно, отсутствует маркировка на разделочном инвентаре (ножи, разделочные доски), отсутствуют производственные столы для сырья и готовой продукции, а также раздельное холодильное оборудование для сырья и готовой продукции (сырье и готовая продукция хранятся на одной полке в бытовом холодильнике), осуществляется мытье столовой и кухонной посуды, обработка сырья в одной раковине;
6. В нарушение п. 3.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» складские помещения для хранения продукции не оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами, что не позволяет соблюдать условия хранения пищевых продуктов, может привести к порче сырья и пищевых продуктов, появлению гнили и плесени, и создает угрозу причинения вреда здоровью граждан;
7. В нарушение п. 3.8. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» в целях контроля за риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов не осуществляется ведение ежедневной регистрации показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях на бумажном и (или) электронном носителях и влажности - в складских помещениях (журналы, отражающие ведение ежедневной регистрации показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании, а также показателей температурного и влажностного режима хранения в складских помещениях не представлены, отсутствуют), в связи с чем, имеется риск не соблюдения условий хранения пищевых продуктов, что может привести к порче сырья и пищевых продуктов, и создает угрозу причинения вреда здоровью граждан;
8. В нарушение п. 2.1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» не проводится производственный контроль, основанный на принципах ХАССП в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), фактически не разработана программа производственного контроля, основанная на принципах ХАССП, инструментальный и лабораторный контроль не осуществляется;
9. В нарушение п. 2.21. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» поварами, работающими на пищеблоке не пройден курс гигиенической подготовки и аттестации (личные медицинские книжки с отметками о прохождении курса гигиенической подготовки и аттестации не представлены, отсутствуют).
Таким образом, при оказании социальных услуг в строениях, расположенных по адресу: <адрес> выявлены грубые нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Кроме того, установлено, что на земельном участке расположено отдельно стоящее одноэтажное здание, общей площадью 300 кв.м., в котором размещены комплекс сауны, бытовые помещения, административные кабинеты, а также зал для проведения религиозных собраний, рассчитанный на 93 посадочных места.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объект проверки фактически эксплуатируется в качестве объекта функциональной пожарной опасности Ф3.7 (помещение религиозного назначения), Ф3.6 (бытовые помещения, бани), Ф4.3 (помещения административного назначения).
При проверке указанного объекта также выявлены множественные нарушения требований пожарной безопасности, представленные в соответствующей справке специалиста Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярку Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 04.03.2022 года, приобщенной к исковому заявлению, которые свидетельствуют о том, что строение эксплуатируется с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности.
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 14 ноября 2019 года N 35-П, истец указывает, что фактически в строении оборудовано культовое помещение – зал для религиозных собраний, в котором систематически совершаются религиозные обряды и церемонии, богослужения, религиозные собрания с участием значительного количества граждан, в том числе несовершеннолетних, в результате чего указанное строение утратило признаки жилого и, согласно результатам проверки, отсутствуют безопасные условия пребывания граждан в данном строении.
При этом суд принимает во внимание, что согласно территориальному зонированию г. Красноярска земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> отнесен к зоне П-3.
В соответствии со ст. 26 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск осуществление гостиничной деятельности, деятельности по оказанию социальных услуг не являются основным, вспомогательным или условным видом разрешенного использования в рамках указанной территориальной зоны.
Осуществление религиозных обрядов (код - 3.7.1), в части размещения зданий и сооружений, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний (церкви, соборы, храмы, часовни, молельные дома) отнесено к условно разрешенным видам использования, что предусматривает разрешительный порядок указанного вида деятельности (ст. 6 Правил землепользования и застройки).
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой специалиста Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю, справкой по результатам осмотра от 20.04.2022 года АНО СПЛ «Дом милосердия», из которых следует, что специалисты ведомства принимали участие в при проверке прокуратурой Ленинского района г. Красноярска жилого дома и строений, расположенных по адресу: <адрес>, в результате которой зафиксирован ряд существенных нарушений требований пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, а также требований о противодействии терроризму в указанных зданиях.
Факт предоставления собственником Крюковым А.В. вышеуказанных жилого помещения и строений для оказания услуг по круглосуточному размещению и жизнеобеспечению граждан подтверждается материалами доследственной проверки № 118пр-2 и содержащимися в них объяснениями постояльцев АНО «Дом милосердия» и соответствующими фотоматериалами, из которых усматривается, что жилом доме фактически оборудован зал для религиозных собраний, в котором систематически (1-2 раза в неделю) совершаются религиозные обряды, церемонии, богослужения, религиозные собрания, в том числе празднование дня рождения религиозной группы Христиан Веры Евангельской Церкви «Спасение» в г. Красноярске, на которое приглашаются все желающие лица, данные мероприятия проходят с участием значительного количества граждан (имеются фотоматериалы зала, в котором заняты практически все посадочные места), в том числе с участием несовершеннолетних лиц. При обозрении данных фотоматериалов с участием представителя ответчика Мызниковой О.В., последняя в судебном заседании не оспаривала факт проведения данных собраний по адресу: <адрес>.
Жилое помещение предназначено для проживания граждан. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Согласно п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» миссионерской деятельностью признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо другими законными способами.
В статье 16 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ говорится о том, что богослужения, другие религиозные обряды и церемонии могут беспрепятственно совершаться в жилых помещениях. Однако это не должно нарушать требования, установленные ч. 4 ст. 17 ЖК РФ. Другие виды миссионерской деятельности в жилых помещениях запрещаются, например публичное осуществление религиозного образования, обучение религии и религиозное воспитание, проведение молитвенных и религиозных собраний.
Пользование жилым помещением должно осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 17 ЖК РФ).
Таким образом, в ходе проведенной проверки установлено, что жилой дом и строения, расположенные по адресу: <адрес>, эксплуатируются с нарушением классификации зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, предусмотренной ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», при этом установленным требованиям не отвечают.
Доводы представителя ответчиков о том, что отдельно стоящее одноэтажное здание, общей площадью 300 кв.м., в котором размещены комплекс сауны, бытовые помещения, административные кабинеты, а также зал для проведения религиозных собраний, не утратил признаки жилого, в результате чего в удовлетворении требований прокурора Ленинского района г. Красноярска в части запрета эксплуатации жилого здания и строений, осуществления в них религиозной деятельности надлежит отказать, суд признает несостоятельными, поскольку стороной ответчика не представлено каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца. Напротив, представленные на приобщенном в судебном заседании прокурором флеш-накопителе фотоматериалы, которые обозревались судом в судебном заседании с участием прокурора, представителя ответчиков и третьего лица, свидетельствуют о том, что указанное помещение признаками жилого не обладает и используется в качестве культового помещения религиозной организации, о чем свидетельствуют проводимые в данном помещении на систематической основе богослужения и иные религиозные мероприятия, а также отличающая окружающую обстановку религиозная символика.
Доводы ответчика Крюкова А.В. о том, что в число участников религиозной группы Христиан Веры Евангельской Церкви «Спасение» в г. Красноярске входит лишь 11 человек, также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку представленные прокурором фотоматериалы свидетельствуют о том, что на мероприятиях, проводимых по адресу: <адрес>, присутствует значительно большее количество граждан. Доводы стороны ответчика относительно соответствия жилого дома и строений, расположенных по вышеуказанному адресу, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим и противопожарным требованиям также отклоняются судом, поскольку экспертизы, на которые ссылается в своих возражениях ответчик Крюков А.В. и представитель Мызникова О.В., проводились в отношении указанных помещений на предмет соответствия требований, установленным к жилому помещению, однако, как было выявлено в ходе проведения проверки, двухэтажный дом и строения, расположенные по адресу: <адрес>, утратили признаки жилого помещения.
Доводы представителя ответчиков Мызниковой О.В. о том, что удовлетворение исковых требований будет нарушать гарантируемое ст. 28 Конституции РФ право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, а также в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ будет иметь место неоправданное ограничение права собственности, гарантируемое ст. 35 Конституции РФ, не принимаются судом с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, который в своем Постановлении от 14.11.2019 года № 35-П отметил, что различия между правовым режимом жилых помещений и правовым режимом культовых зданий, сооружений и помещений вытекают из существа регулирования соответствующих правоотношений и должны учитываться законодателем в целях достижения необходимого баланса интересов как граждан, исповедующих ту или иную религию, так и других граждан, которые эту религию не исповедуют и вправе рассчитывать, что их право на комфортные условия проживания, безопасную и благоприятную окружающую среду будет уважаться и защищаться государством. В частности, законодатель, обеспечивая такой баланс интересов, предусмотрел в Градостроительном кодексе Российской Федерации (статьи 5.1, 31, 37, 39 и др.) особый порядок утверждения градостроительных регламентов, определяющих виды разрешенного использования земельных участков, включая осуществление религиозных обрядов (строка с кодом 3.7.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков), а равно особый порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, который ранее не был предусмотрен в качестве основного вида использования для конкретного участка или объекта.
Действующее регулирование, позволяя гражданам использовать принадлежащие им жилые помещения для богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, предполагает и соблюдение - с учетом публичных интересов - пределов такой возможности, а именно: недопустимо такое использование помещения, при котором оно, утратив признаки жилого, приобретает характеристики культового или административного (служебного) помещения религиозной организации.
Согласно территориальному зонированию г. Красноярска земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> отнесен к зоне П-3 (коммунально-складские зоны). Осуществление религиозных обрядов (код - 3.7.1), в части размещения зданий и сооружений, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний (церкви, соборы, храмы, часовни, молельные дома) отнесено к условно разрешенным видам использования, что предусматривает разрешительный порядок указанного вида деятельности (ст. 6 Правил землепользования и застройки).
В соответствии со ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Согласно ст. 8 Правил землепользования и застройки земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Принимая во внимание, что здание по адресу: <адрес> предназначено исключительно для проживания граждан, земельный участок по указанному адресу предназначен для размещения жилого дома, суд приходит к выводу, что религиозная деятельность в здании и строениях по адресу: <адрес>, является незаконной и подлежит запрету.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что под использованием жилого помещения не по назначению, исходя из положений частей 1-3 ст. 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое. В то же время необходимо учитывать, что законом (ч. 2 ст. 17 ЖК РФ) допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (например, научной, творческой, адвокатской и др.) или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое гражданами, проживающими в нем на законных основаниях (в том числе по договору социального найма), но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.).
Действующим законодательством установлено, что для оказания соответствующих услуг третьим лицам в принадлежащих на праве собственности жилых помещениях граждане обязаны первоначально в установленном законом порядке изменить статус помещений, то есть при получении соответствующих разрешении уполномоченных органов исполнительной власти РФ и местного самоуправления перевести свои жилые помещения в нежилые.
Неисполнение вышеуказанных требований закона не обеспечивает безопасность находящихся в жилом доме граждан, может привести к возникновению пожара, что создает опасность причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что спорный жилой дом и строения в нарушение требований градостроительного и жилищного законодательства, эксплуатируются не в соответствии с их назначением, с многочисленными нарушениями санитарно-эпидемиологических, противопожарных и антитеррористических требований, что создает угрозу для пребывания граждан в этих зданиях, используемых в целях оказания гостиничных, социальных услуг, а также осуществления религиозной деятельности, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме, с возложением на Крюкова А.В. обязанности прекратить использование жилого здания и земельного участка по спорному адресу не по назначению, запретить Крюкову А.В. эксплуатацию жилого здания и строений в целях оказания гостиничных услуг, социальных услуг, религиозной деятельности в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии, запретить Крюкову А.В. предоставлять жилое здание, его части, строения, а также земельный участок, их части иным лицам в пользование для оказания вышеназванных услуг, запретить АНО СПЛ «Дом милосердия» оказывать социальные услуги в жилом доме и строениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Крюкову Алексею Викторовичу, Автономной некоммерческой организации социальной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом милосердия» о запрете деятельности и возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать Крюкова Алексея Викторовича прекратить использование жилого здания по адресу: <адрес> (кадастровый №) и земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый №) не по назначению.
Запретить Крюкову Алексею Викторовичу (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС <данные изъяты>) эксплуатацию жилого здания по адресу: <адрес> (кадастровый №), строений по адресу: <адрес> целях оказания гостиничных услуг, оказания социальных услуг, религиозной деятельности в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии.
Запретить Крюкову Алексею Викторовичу (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС <данные изъяты>) предоставлять жилое здание по адресу: <адрес> (кадастровый №), его части, строения по адресу: <адрес>, земельный участок по адресу: <адрес> (кадастровый №), их части иным лицам в пользование для оказания гостиничных услуг, оказания социальных услуг, религиозной деятельности в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии.
Запретить Автономной некоммерческой организации социальной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом милосердия» (ИНН 2462055720, ОГРН 1172468036058) оказывать социальные услуги в жилом доме по адресу: <адрес> (кадастровый №) и строениях по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Л.В. Ковязина
Мотивированный текст решения составлен 02 мая 2023 года.