Решение по делу № 33-6629/2024 от 03.07.2024

Судья Давиденко С.А.      УИД 38RS0015-01-2024-000022-65

Судья-докладчик Сальникова Н.А. № 33-6629/2024                     

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 августа 2024 года             г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Сальниковой Н.А.,

судей Алферьевской С.А., Егоровой О.В.,

при секретаре Макаровой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-19/2024 по иску прокурора Мамско-Чуйского района в интересах Белоплоцкого П.И. к областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» о признании незаконным решения о снятии с учета в очереди на получение жилищной субсидии, понуждении восстановить в данной очереди

по апелляционным жалобам ответчика областного государственного бюджетного учреждения «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району», третьего лица министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 16 апреля 2024 года,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Мамско-Чуйского района обратился в суд в интересах Белоплоцкого П.И. с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» (далее - ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району»), в обоснование заявленных требований указал, что решением ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» от 25.07.2022 № 83 Белоплоцкий П.И. снят с учета на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к району Крайнего Севера, в связи с предоставлением Белоплоцкому П.И. социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 68-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области». Указанное решение ответчика является незаконным, поскольку предоставленная Белоплоцкому П.И. социальная выплата на приобретение жилого помещения не относится к мерам государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Прокурор Мамско-Чуйского района просил суд признать незаконным решение ответчика от 25.07.2022 № 83 о снятии Белоплоцкого П.И. с учета на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к району Крайнего Севера; обязать ответчика восстановить Белоплоцкого П.И. в очереди граждан на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к району Крайнего Севера, по категории «пенсионеры», по дате подачи заявления, с 08.12.1997.

Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 16.04.2024 исковые требования прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области в интересах Белоплоцкого П.И. к ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» удовлетворены. Признан незаконным приказ ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» от 25.07.2022 № 83 о снятии Белоплоцкого П.И. с учета на получение жилищной субсидии в соответствии с пп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879. На ответчика возложена обязанность восстановить Белоплоцкого П.И. в очереди граждан РФ, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории лиц «пенсионеры», с даты постановки на учет, с 08.12.1997.

В апелляционных жалобах представители ответчика областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» Первухина З.И., третьего лица министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Попова Т.Г. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Представители указывают, что с учетом предоставления Белоплоцкому П.И. ранее социальной выплаты, позволившей ему приобрести жилое помещение на территории Иркутской области (п. Мама Мамско-Чуйского района), оснований для оставления его в очереди на получение выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, не имелось.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор, участвующий в деле, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще, о чем свидетельствуют электронные уведомления, в заседание судебной коллегии не явились истец Белоплоцкий П.И., представитель ответчика ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району», представители третьих лиц министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, об уважительности причин неявки не уведомили. Представитель третьего лица просил рассмотреть дело без его участия. Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., выслушав объяснение прокурора Кирчановой Е.А., возражавшей на доводы апелляционных жалоб, полагавшей решение суда законным, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции установил, что Белоплоцкий П.И. состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят> с Дата изъята по Дата изъята , по адресу: <адрес изъят> Дата изъята по Дата изъята .

Белоплоцкий П.И. состоял в очереди лиц, желающих получить жилищную субсидию в связи с выездом из районов Крайнего Севера, предусмотренную Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ) по категории «пенсионер» с 08.12.1997. В состав семьи Белоплоцкого П.И. была включена супруга (данные изъяты)

В связи с бесперспективностью развития поселка п. Горно-Чуйский, в котором проживал Белоплоцкий П.И., в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 68-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области от 09.07.2015 № 68-ОЗ) в 2015 году Белоплоцкий П.И. получил жилищную субсидию в размере 690 900 руб. на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области.

Согласно договору купли-продажи квартиры от 22.09.2015 Белоплоцкий П.И., воспользовавшись предоставленной социальной выплатой, приобрел у (данные изъяты) квартиру по адресу: <адрес изъят>, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Истец с Дата изъята зарегистрирован по указанному адресу.

Решением комиссии ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» по постановке на учет граждан, имеющих право на жилищную субсидию, от 25.07.2022 № 83 Белоплоцкий П.И. снят с учета на получение жилищной субсидии, в соответствии с пп. «и» п. 21 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (протокол заседания комиссии № 19 от 25.07.2022).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что право на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, имеют граждане, не получавшие бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; Белоплоцкий П.И. не обеспечен жилыми помещениями, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не получал бюджетных средств на приобретение или строительство такого жилого помещения; Белоплоцкий П.И., переехав из п. Горно-Чуйский, купив жилье в пос. Мама Мамско-Чунского района Иркутской области, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, фактически не выехал из района, приравненного к районам Крайнего Севера, не приобрел жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; поскольку п. Горно-Чуйский был ликвидирован в связи с его бесперспективностью, Белоплоцкий П.И. не мог остаться проживать в нем. При этом суд первой инстанции учел, что в случае получения жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ приобретенное ранее жилое помещение подлежит безвозмездному отчуждению, либо размер предоставляемой жилищной субсидии - уменьшению на соответствующую сумму; Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ и Закон Иркутской области от 09.07.2015 № 68-ОЗ имеют различные цели, регулируют различные меры социальной поддержки граждан.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ.

Как следует из преамбулы и ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ его положения направлены на оказание мер социальной поддержки в жилищной сфере, в которой действуют конституционные гарантии для лиц, нуждающихся в жилье, закрепленные в ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 № 2086-О).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.

При этом для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении, в том числе, следующих требований: гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 01.01.1992) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:

состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992;

норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;

норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При расчете размера жилищной субсидии, предоставляемой для приобретения жилых помещений, на территориях отдельных субъектов Российской Федерации применяются установленные Правительством Российской Федерации повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации.

При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения (ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ).

Статья 9 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ предусматривает, что гражданин, которому предоставляется жилищная субсидия, должен приобрести жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения.

Граждане, выезжающие в соответствии с настоящим Федеральным законом, имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах субъектов Российской Федерации, находящихся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Указанные граждане также имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах, имеющих более благоприятные природно-климатические условия и относящихся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Доводы апелляционных жалоб представителей ответчика ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» Первухиной З.И., третьего лица министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Поповой Т.Г. об отсутствии оснований для оставления истца в очереди на получение выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, в связи с предоставлением Белоплоцкому П.И. социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 68-ОЗ повторяют позицию лиц, участвующих в деле, по делу, направлены на иное толкование норм права, сводятся к несогласию с выводами суда, что не является основанием для отмены решения.

То обстоятельство, что истец Белоплоцкий П.И. самостоятельно принял решение о том, где приобретать жилье, не свидетельствует об отсутствии у него права на социальную выплату, так как переезд из поселка Горно-Чуйский был вынужденным, что ответчик и третье лицо не оспаривали, при этом место жительство для переезда ограничивалось территорией Иркутской области.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 16 апреля 2024 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                 Н.А. Сальникова

                 

Судьи                                 С.А. Алферьевская                          

                                 О.В. Егорова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.08.2024.

33-6629/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Белоплоцкий Петр Иннокентьевич
прокурор Мамско-Чуйского района
Ответчики
ОГБУ Управление социальной защиты населения и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
МИнистерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
03.07.2024Передача дела судье
05.08.2024Судебное заседание
12.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2024Передано в экспедицию
05.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее