Мотивированное решение изготовлено 17.06.2019
2-1867/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
13.06.2019 г. Екатеринбург
Орджоникидзевский районный СЃСѓРґ Рі. Екатеринбурга РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Максимовой Р•. Р’., РїСЂРё секретаре Сухоплюевой Рќ. Р., рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Орджоникидзевского района РіРѕСЂРѕРґР° Екатеринбурга, действующего РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад в„– 125 РѕР± обязании установить технические средства видеонаблюдения,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению - детский сад № 125 (далее - МБДОУ детский сад № 125) об обязании установить технические средства системы видеонаблюдения, обеспечивающие просмотр периметра здания образовательного учреждения, в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Баумана, д. 43 - в срок до 30.01.2020, указав, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой выявлено нарушение в деятельности образовательного учреждения, влекущее нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц. В силу действующего законодательства необходимо в зданиях образовательных учреждений предусматривать меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. Для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения. Совокупность мер, необходимых для обеспечения защищенности объекта образования по адресу: г. Екатеринбург, ул. Баумана, д. 43 в полной мере ответчиком не обеспечена. До настоящего времени видеонаблюдением (как внутренним, так и внешним) здание и территория образовательного учреждения не оборудованы.
Работы по установке системы видеонаблюдения не требуют реконструкции или переустройства здания. Образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязанности по созданию условий, гарантирующих охрану воспитанников. К компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В судебных заседаниях 06.06.2019, 13.06.2019 заместитель прокурора Свердловской области Чукреев В. А., помощник прокурора Орджоникидзевского района Пьянкова А. Д. заявленные требования и доводы искового заявления поддержали, пояснив, что имеющиеся средства защиты: охрана, сторож, тревожная кнопка - фактически предусмотрены для ликвидации уже возникших последствий, тогда как наличие системы видеонаблюдения носит предупредительный характер.
Представитель ответчика Салимова Т. Н. заявленные требования не признала, поддержав доводы письменных возражений третьего лица Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга, пояснила, что действующим законодательством на дошкольные образовательные учреждения не возложено прямой обязанности по установке систем видеонаблюдения, дополнительного финансирования на указанные цели не выделяется.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга Сазонова М. О., Полуденко Н. В. в судебных заседаниях 06.06.2019, 13.06.2019 возражали против удовлетворения исковых требований, представили письменный отзыв, указав, что муниципальное образование «город Екатеринбург» не несет ответственность по обязательствам учреждения, обязательных требований к установке системы видеонаблюдения законодательство не содержит, техническая возможность оборудования здания детского сада системой видеонаблюдения отсутствует, МБДОУ детский сад № 125 оснащен мерами антитеррористической направленности, план финансово - хозяйственной деятельности ответчика на 2019 год, плановые 2020, 2021 годы утвержден, обращений ответчика о необходимости выделения дополнительных бюджетных лимитов на установку системы видеонаблюдения, о необходимости корректировок в указанный план в Департамент образования не поступало.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Екатеринбурга не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен, ходатайств не представлено.
С учетом мнения сторон суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с п. п. 1, 5, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах, в частности: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. п. «г, д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются, в частности: поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Вместе с тем, ч. 2 этой же статьи предусмотрено, что в целях настоящего Федерального закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил.
Так, положения п. 6.48 Свода правил «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 №635/10, предписывают для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений.
Как видно из приведенных выше норм, они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проверки соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму установлено, что здание МБДОУ детский сад № 125, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Баумана, 43, не оборудовано системой видеонаблюдения (л. д. 49, 68).
Указанное здание принадлежит МБДОУ детский сад № 125 на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13.04.2017 (л. д. 56).
Согласно уставу МБДОУ детский сад № 125, собственником имущества учреждения является муниципальное образование «город Екатеринбург», учредителем от имени муниципального образования «город Екатеринбург» является Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга.
МБДОУ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, план финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельный баланс, имеет право от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах.
МБДОУ несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, а также за жизнь и здоровье воспитанников, работников МБДОУ.
МБДОУ самостоятельно в осуществлении образовательной, административной, финансово-хозяйственной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим уставом.
МБДОУ вправе сверх установленного муниципального задания оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности для граждан и юридических лиц за плату.
Рсточниками формирования имущества МБДОУ, РІ том числе финансовых ресурсов, являются: денежные средства, выделяемые МБДОУ РІ РІРёРґРµ СЃСѓР±СЃРёРґРёР№ РёР· бюджета муниципального образования «город Екатеринбург»; имущество, закрепленное Р·Р° МБДОУ РЅР° праве оперативного управления, или приобретенное МБДОУ Р·Р° счет средств, выделенных ему РЅР° приобретение этого имущества; РґРѕС…РѕРґС‹ РѕС‚ выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции РїСЂРё осуществлении приносящей РґРѕС…РѕРґ деятельности, разрешенной настоящим уставом; добровольные имущественные РІР·РЅРѕСЃС‹ Рё пожертвования; РґСЂСѓРіРёРµ, РЅРµ запрещенные законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации поступления (Р». Рґ. 7-45).
В соответствии с ч. 1, п. п. 2-5, 15 ч. 3, п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 вышеназванного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Поскольку установление системы видеонаблюдения в дошкольном образовательном учреждении направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд полагает заявленные требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд отмечает, что отсутствие надлежащего финансирования для этих целей не может служить основанием для освобождения МБДОУ детский сад №125 от исполнения обязанности, возложенной законом. Ссылка на то, что план финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ детский сад № 125 на 2019, 2020, 2021 годы уже утвержден и не предусматривает соответствующие расходы, судом по этим же основаниям отклоняется, между тем, заявленный прокурором срок для устранения данных нарушений до 30.01.2020 учитывает данные обстоятельства, предоставляет время для разрешения вопроса финансирования.
Доводы ответчика о том, что требования Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и свода правил «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку здание не является новым, в нем не проводится капитальный ремонт и реконструкция, подлежат отклонению, поскольку сторона ответчика не представила доказательства наличия оснований, которые бы освобождали образовательное учреждение от обязанности установить систему видеонаблюдения, учитывая, что работы по установке системы видеонаблюдения не зависят и не требуют проведения реконструкции или капитального ремонта здания учреждения. Доказательств обратного в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Ссылка ответчика на принятие учреждением необходимых и достаточных мер по обеспечению безопасности воспитанников и сотрудников в виде заключения договора с охранным предприятием, установки тревожной кнопки, организации охраны путем дежурства сторожей, ограждения территории по периметру целым забором, установки дверей с домофоном не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку не освобождают от исполнения обязанности, возложенной законом.
Доводы ответчика о том, что исковое заявление не содержит сведения о количестве необходимых к установке систем видеонаблюдения и мест их размещения, требования к их техническим характеристикам, судом отклоняются, поскольку технические характеристики и установка системы видеонаблюдения должны определяться специалистами организации, осуществляющей оборудование системы с учетом индивидуальных технических особенностей объекта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Орджоникидзевского района РіРѕСЂРѕРґР° Екатеринбурга, действующего РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению - детский сад в„– 125 РѕР± обязании установить технические средства видеонаблюдения удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 125 установить технические средства системы видеонаблюдения, обеспечивающие просмотр периметра здания образовательного учреждения, в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Баумана, д. 43 в срок до 30.01.2020.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Е. В. Максимова