Дело № 2а- 3206/2021
24 RS0046-01-2021-001463-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2021 года город Красноярск
Свердловский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Л.Н.
при секретаре м.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению б. к ТПП ФКУ ИК 6 ГУФСИН России по <адрес>, ФСИН России о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
б. обратился в суд ТПП ФКУ ИК 6 ГУФСИН России по <адрес>, ФСИН России о признании действий незаконными и взыскании денежной компенсации в размере 3100 евро или 300000 рублей, мотивируя тем. что ДД.ММ.ГГГГ прибыл из ФКУ ИК 17 в ТПП ИК 6 ГУФСИН России по <адрес>, его личные вещи после досмотра который проводился в его отсутствие, были сданы на склад, однако при убытии из учреждения обнаружил отсутствие костюма спортивного, ручки Паркер, карандаша Паркер, мыла, термоса, набора ниток часов наручных, степлера автоматического, его вещи были присвоены сотрудниками ТПП после сдачи на хранение, был лишен возможности их использовать. В период нахождения в ТПП ИК 6 ГУФСИН России по <адрес> условия его содержания не соответствовали установленным нормам и правилам, являлись унижающими его человеческое достоинство, поскольку нарушена норма площади, не работала вентиляция, в помещении отсутствовало место для принятия пищи, туалет без зоны приватности, сотрудники ТПП вели себя грубо. Просит признать действия административных ответчиков незаконными и взыскать в пользу истца денежную компенсацию причиненного унижающими его человеческое достоинство условиями содержания вреда.
б. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица з., действующий на основании соответствующей доверенности, административные исковые требования не признал, пояснил, что при поступлении в ТПП ИК 6 осужденные проходят личный досмотр в едином помещении, где досматриваются и их вещи в том числе, после досмотра осужденные сдают вещи на хранение и получают их при выезде из учреждения, либо при необходимости. Изъятие осуществляется лишь запрещенных в исправительном учреждении вещей. У б. вещи не изымались, по факту пропажи к сотрудникам учреждения он не обращался. Опись вещей находящихся на хранении осуществляется осужденным самостоятельно. Содержание б. осуществлялось в жилом помещении соответствующим установленным требованиям. Просит отказать в удовлетворении иска.
Суд, заслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, приходит к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Принимая настоящее решение, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из анализа положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что признание решения государственного органа незаконным возможно лишь при наличии совокупности условий: принятие данного решения вне предоставленной компетенции, несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителя указанным решением.
Наличие совокупности таких условий судом при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В соответствии с ч.1 и ч. 2 ст. 1 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Согласно ч. 1 ч. 2 и ч. 4 ст. 10, ч. 2 ст. 12 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию.
На основании ч. 1, ч. 2 ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Согласно ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства.
Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Порядок производства обысков и досмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 48 и п. 49 Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, утверждённых Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 295 правом изъятия у осужденных запрещенных к использованию в ИУ вещей обладает администрация ИУ. Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства. Запрещенные вещи, а также вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, о чем составляется акт.
В соответствии с Порядком создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, утверждённых Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 179, ТПП создаются на изолированном участке при исправительном учреждении или следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы в целях временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое (далее - осужденные). ТПП располагаются в запираемых помещениях изолированного участка и оборудуются техническими средствами надзора и контроля.
Осужденные содержатся в ТПП на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи.
Срок содержания осужденных в ТПП составляет не более 20 суток.
Осужденные, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности, а при необходимости - одежду установленного образца.
Осужденные после проведения полного обыска, досмотра личных вещей, первичного медицинского осмотра, санитарной обработки размещаются в запираемых жилых помещениях ТПП.
При помещении осужденных в ТПП им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.
Осужденные обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием.
Судом установлено, что осужденный б. прибыл из ФКУ ИК 17 ГУФСИН России по красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ в ТПП ИК 6 ГУФСИН России по красноярскому краю убыл ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК 15 ГУФСИН России по красноярскому краю. ДД.ММ.ГГГГ б. до проведения обушковых мероприятий находился в накопительном боксе, где обеспечивался кипятком и горячим питанием, далее в помещении обысков подвергнут полному обыску, а принадлежащие ему вещи – досмотру. Вещи, предметы и продукты питания у б. не изымались. Осужденный составил опись личных вещей, поместил их в принадлежащую ему сумку, опечатал и был сопровожден в помещение для хранения личных вещей осужденных для сдачи сумки на хранение.
Указанные обстоятельства подтверждаются как справкой начальника ТПП ФКУ ИК 6 от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ, так и пояснениями участников процесса.
б. содержался в период нахождения в ТПП в запираемом жилом помещении №, общая площадь которого согласно справке ВРИО начальника ТПП составляет 48,5 кв.м., на 16 спальных мест. Как следует из представленных фотографий и указанной справки, запираемое жилое помещение № оборудовано мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода: спальными местами, тумбочками для хранения вещей, шкафами для хранения продуктов, вешалкой и полкой для хранения верхней одежды, столом, бачком для воды, скамейками, рассчитанными на сидения по количеству человек, полкой для гигиенических принадлежностей, зеркалом, радиоточкой, телевизором, раковиной для мытья рук, санузлом, стенки кабины которого выгорожены до потолка, вентиляцией.
Лимит наполнения осужденных в отрядах не превышался, норма жилой площади в расчете на одного осужденного составляла не менее 2 кв. м, что подтверждено представленными суду сведениями.
Как следует из распорядка дня осужденных, содержащихся в ТПП ФКУ ИК 6 ГУФСИН России по <адрес>, утвержденного приказом врио начальника № от ДД.ММ.ГГГГ, посещение помещения для хранения личных вещей осуществляется осужденными ежедневно в период времени с 16.40 часов до 17.40 часов.
Согласно расписке от ДД.ММ.ГГГГ б. за время пребывания в ТПП ФКУ Ик 6 претензий в администрации не имел, сумка опломбирована в его присутствии, вещи, медикаменты получены полностью. Кроме того, в период нахождения в ТПП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный истец с жалобами по вопросу ненадлежащих условий содержания и утраты вещей, не обращался.
Доводы административного истца о присвоении его вещей сотрудниками ТПП, о проведении досмотра вещей в его отсутствие, о невозможности использования принадлежащих ем вещей, хранящихся в помещении для хранения, о нарушении условий содержания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ своего подтверждения в судебном заседании не нашли, опровергаются представленными доказательствами. Сам б. в судебном заседании подтвердил, что досмотр вещей производился в помещении для обыска, где он находился в его процессе. Факт отсутствия ряда вещей в описи от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о их присвоении сотрудниками ТПП, поскольку данная опись, как и предыдущая составлены б. Е.А. собственноручно по прибытии в иное исправительное учреждение, что свидетельствует о наличии у осужденного возможности распорядиться своим имуществом самостоятельно по своему усмотрению.
Суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказано отсутствие фактов, подтверждающих, что административный истец подвергался физическим истязаниями или иному негуманному обращению в период содержания в следственном изоляторе.
Рассматривая настоящий спор, суд, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь требованиями ст. ст. 17, 21, 53 Конституции Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", норм международного права; установив, что условия содержания осужденного б. в ТПП ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по 17.12. 2020 года соответствовали требованиям действующего законодательства, а действия административных ответчиков права и законные интересы административного истца не нарушали, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска и взыскания компенсации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного б. к ТПП ФКУ ИК 6 ГУФСИН России по <адрес>, ФСИН России о признании действий незаконными.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд города Красноярска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Прохорова Л.Н.
Мотивированное решение принято 28 июня 2021.