№ 2-3085/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кислой М.В.,
при секретаре Алееве А.А.,
с участием:
представителя истца Зюзевой О.В.,
представителя третьего лица АО «Россельхозбанк» Райхерт Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 19 июня 2018 года гражданское дело по иску Шляховой М.А. к АО СК «РСХБ-Страхование» о признании незаконным исключения умершего наследодателя из списка застрахованных, возложении обязанности произвести страховую выплату выгодоприобретателю,
У С Т А Н О В И Л:
Шляхова М.А. обратилась в суд с иском к АО СК «РСХБ-Страхование» о признании незаконными действий, а именно исх. № 03-06/8296 от 01 декабря 2016 года, согласно которому договор страхования в отношении ... А.П., признан недействительным, ... А.П. исключен из списка застрахованных, возложении обязанности произвести страховую выплату выгодоприобретателю АО «Россельхозбанк». В обоснование иска указано на несоблюдение ответчиком судебного порядка признания договора недействительным, необоснованность исключения умершего ... А.П. из списка застрахованных, поскольку ... А.П. сообщил страховой компании все известные ему сведения об обстоятельствах, имевших значение для определения степени риска.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца, на иске настаивала, пояснив, что доказательств наличия у ... А.П. на момент присоединения к Программе коллективного страхования заболевания «гипертоническя болезнь» в материалы дела не представлено.
Представитель третьего лица АО «Россельхозбанк» оставил разрешение спора на усмотрение суда, пояснив, что в случае удовлетворения требований истца, страховая премия подлежит выплате выгодоприобретателю, которым является АО «Россельхозбанк».
Ответчик АО СК «РСХБ-Страхование» просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменных возражения АО СК «РСХБ-Страхование» иск не признало, указав, что письмом № 03-06/8296 от 01 декабря 2016 года АО СК «РСХБ-Страхование» сообщило АО «Россельхозбанк» об исключении ... А.П. из списка застрахованных лиц, поскольку ... А.П. не мог быть присоединен к Программе коллективного страхования при наличии заболеваний, исключающих его из списка застрахованных.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, обозрев медицинскую карту амбулаторного больного № ... ГБУЗ Республики Коми «...» на имя ... А.П., материалы дел Сыктывкарского городского суда республики Коми № 2-5317/2017, № 2-497/2018, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Действующее законодательство в области страхования не предусматривает такого самостоятельного способа защиты права как признание действий страховщика незаконными, поскольку указанные обстоятельства является основанием для восстановления судом какого-либо нарушенного материального права. Споры со страховщиками по поводу отнесения события к страховому случаю и выплаты страхового возмещения рассматриваются судом в порядке искового производства, в котором разрешаются материально-правовые требования, направленные на защиту нарушенных или оспоренных прав, свобод или охраняемых законом интересов. Само по себе требование о признании незаконными действий страховщика не является восстанавливающим нарушенное право.
На незаконность приведенных в письме ответчика № 03-06/8296 от 01 декабря 2016 года мотивов отказа в выплате страхового возмещения в связи со смертью ... А..П. истец ссылается как на основание заявленного требования о возложении на ответчика обязанности произвести страховую выплату выгодоприобретателю, в связи с чем содержащееся просительной части искового заявления требование о признании действий ответчика незаконными не могут рассматриваться в качестве самостоятельного предмета иска.
Установлено, что ** ** ** между ... А..П. (заемщик) и АО «Россельхозбанк» заключен кредитный договор № .... При оформлении кредитного договора ... А.П., получив на руки и будучи ознакомленным с условиями страхования, а также приняв на себя обязательство их соблюдать, добровольно выразил согласие на присоединение к Программе коллективного страхования заемщиков кредита от несчастных случаев и болезней в рамках заключенного между АО «Россельхозбанк» и АО СК «РСХБ-Страхование» Договора коллективного страхования № ... от ** ** **
Личной подписью на заявлении о присоединении к Программе страхования ... А.П. подтвердил, что вся информация, приведенная в заявлении на страхование, в том числе о состоянии здоровья, об имеющихся заболеваниях, является полной и достоверной, а также о том, что страховщик вправе отказать в страховой выплате в случае сообщения им недостоверной информации.
В соответствии с условиями Программы страхования и п. 1.7 Договора коллективного страхования не подлежат страхованию и не являются застрахованными лица, получавшие когда-либо лечение по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, страдающие от заболеваний сердца, имеющие диагноз гипертония/ гипертензия/гипотония/гипотензия.
... А.П. умер ** ** ** (...). Наследниками ... А.П., принявшими наследство, являются ... В.К. и Шляхова М.А.
Письмом № 03-06/8296 от 01 декабря 2016 года АО СК «РСХБ-Страхование» проинформировало АО «Россельхозбанк» об отказе в выплате страхового возмещения в связи со смертью ... А.П., поскольку он на момент заключения договора страхования имел диагноз ..., выставленный в ** ** ** а также о том, что уплаченная страхования премия подлежит возврату.
Согласно выписке из истории болезни ГБУЗ Республики Коми «...», ... А.П, в ** ** ** выставлялся диагноз ...
По данным ГБУЗ Республики Коми «...», в ** ** ** ... А.П. обращался к врачу общей практики, ему выставлен диагноз ... амбулаторную карту № ... ... А.П. по личному заявлению забрал «на руки» ** ** ** (т.2 л.д. 24-25).
Сторона истца, вопреки неоднократному предложению суда, медицинской карты ГБУЗ Республики Коми «...» на имя ... А.П. суду не представило.
Из представленной ГБУЗ Республики Коми «...» по запросу суда медицинской карты амбулаторного больного ГБУЗ Республики Коми «...» № ... на имя ... А.П. следует, что в ней в ** ** ** имеется указание на выставление ... А.П. диагноза ....», диспансерное наблюдение у участкового терапевта по «... в ** ** ** в графах «диагноз» имеется указание на «...
Согласно списку медицинских сокращений и аббревиатур, медицинская аббревиатура ... означает ... болезнь, ... – ....
В записи акта о смерти ... А.П. № ... от ** ** ** ..., в качестве причины смерти указаны: а) ..., б) ....
Представленное по запросу суда ГБУЗ Республики Коми «Бюро судебно-медицинской экспертизы» заключение эксперта № 1/852-16/958-16 по результатам судебно-медицинской экспертизы трупа ... А.П. (т.2 л.д. 62-64) содержит вывод о том, что причиной смерти ... А.П. явилось ....
Представитель истца от ходатайства о назначении судебно-медицинской экспертизы по делу отказался.
В соответствии со ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации действия представителя порождают соответствующие последствия для представляемого.
Согласно ч. 1 ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации, при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в п. 1 ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных п. 2 ст. 179 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 944 ГК РФ).
Исходя из положений п. 2 ст. 945 Гражданского кодекса Российской Федерации страховщик вправе, а не обязан провести обследование лица, выразившего желание заключить договор личного страхования, для оценки фактического состояния его здоровья.
Учитывая, что ... А.П., не мог не знать о наличии у него сердечно-сосудистого заболевания, однако не сообщил о нем страховщику, а обязанности проводить медицинское освидетельствование лица, выразившего желание заключить договор личного страхования, на стадии заключения договора страхования у страховщика не имелось ни в силу закона, ни в силу договора страхования, риск возможных последствий непредоставления страховщику достоверной информации о состоянии своего здоровья несет застрахованное лицо.
В силу же ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все действия наследодателя, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Кроме того, в силу п. 3.11 Правил и Договора коллективного страхования страховщик не осуществляет выплаты, в том числе по событию смерть в результате несчастного случая или болезни (п. 3.1.1.1), на происхождение которого напрямую повлияло употребление застрахованным лицом алкоголесодержащих веществ (п. 3.1.1.2).
При таких обстоятельствах, оспариваемый истцом отказ АО СК «РСХБ-Страхование» в выплате страхового возмещения выгодоприобреталею следует признать правильным, а указание в адресованном АО «Россельхозбанк» письме ответчика № 03-06/8296 от 01 декабря 2016 года на недействительность договора в отношении ... А.П. и исключение его из списка застрахованных само по себе не нарушает прав истца.
Изложенное свидетельствует об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца, как о том поставлен вопрос в исковом заявлении.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шляховой М.А. к АО СК «РСХБ-Страхование» о признании незаконным исключения умершего наследодателя из списка застрахованных, возложении обязанности произвести страховую выплату выгодоприобретателю – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Кислая