УИД: №
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО5
при секретаре судебного заседания ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО7 о заключении договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд к ФИО8 с иском о понуждении к заключению договора аренды земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 является собственником земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес> подъезд к которому возможен только со стороны участка, расположенного в квартале 86-Д выделе 26 Рождественского участкового лесничества ФИО9», кадастровый номер участка №, категория земель – земли лесного фонда. Дорога, ведущая к строениям истца и его участку, проходит по участку, находящегося в собственности Российской Федерации, в связи с чем нужды собственника по обеспечению проезда к его строениям не могут быть обеспечены без заключения договора аренды вышеуказанного соседнего лесного участка. На основании чего ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Комитет лесного хозяйства <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, предоставив необходимую проектную документацию, в ответ на которое истцу было отказано по причинам не указания ИНН и основанием представления земельного участка в заявлении о предварительном согласовании, что и явилось поводом для обращения истца в суд.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности на праве передоверия ФИО3 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик Комитет лесного хозяйства <адрес> представителя в суд не направил, извещен надлежащим образом, ранее представил возражения относительно иска, по доводам которого просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Третье лицо, ФИО10» представителя в суд не направило, извещено надлежащим образом, мнения по иску не представило.
Принимая во внимание изложенное, а также исходя из принципа диспозитивности гражданского процесса, в соответствии с которым стороны самостоятельно и по своему усмотрению распоряжаются предоставленными им процессуальными правами, в том числе правом на непосредственное участие в судебном разбирательстве, и каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в данном судебном заседании в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав позицию представителя истца, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником земельного участка 36/9, расположенного по адресу: <адрес>», что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН спорный земельный (лесной) участок, расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для восстановления лесной растительности, с кадастровым номером: №, находится в собственности Российской Федерации. Ограничений прав, обременений объекта недвижимости не зарегистрировано.
В материалы дела предоставлены распечатки публичной кадастровой карты в отношении данного участка с его непосредственным месторасположением и кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества, а также земельного участка по адресу: <адрес>, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для восстановления лесной растительности, с кадастровым номером: №, о заключении договора аренды которого истец требует.
Из искового заявления следует, что в связи с необходимостью использования принадлежащего истцу на праве собственности объекта недвижимости (земельного участка) истцу требуется заключить договор аренды вышеуказанного земельного участка площадью 0,1093 ГА, земли лесного фонда, с видом разрешенного использования: строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создание, и расширение морских и речных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений, фактически используемого для подъезда к принадлежащего истцу жилого дома на срок 49 лет. Земельный участок образован, обособлен, идентифицирован, отграничен на местности; в обороте не ограничен и не подлежит изъятию из оборота, третьим лицам не передан.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление в Комитет лесного хозяйства <адрес> о предварительном согласовании предоставления земельного участка (лесного) участка площадью 0,1093 ГА с приложением проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка. Согласно проектной документации лесного участка, то были указаны все необходимые данные и сведения получаемого в аренду лесного участка, а именно: 1. Местоположение, границы и площадь проектируемого лесного участка в составе земель лесного фонда; 2. Целевое назначение лесов; 3. Количественные и качественные характеристика проектируемого лесного участка; 4. Виды разрешенного использования лесов на проектируемом лесном участке; 5. Сведения об обременениях проектируемого лесного участка; 6. Сведения об ограничениях использования лесов; Сведения о наличии зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры проектируемом лесном участке; 7. Сведения наличии на лесной на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий; 9. Проектирование вида использования лесов лесного участка; 10. Схема расположения проектируемого лесного участка; 11. Геоданные и координаты лесного участка; 12. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
По результатам рассмотрения заявления Комитетом лесного хозяйства ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен ответ №, в соответствии с которым, на основании решения созданной ДД.ММ.ГГГГ Комитетом комиссии принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка в аренду по следующим основаниям. B нарушении пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка не указано: идентификационный номер налогоплательщика; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки используются для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов в соответствии с водным законодательством. B соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты. Согласно части 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениям; и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. На основании Положения о зонах затопления, подтопления утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определений границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в государственный кадастр недвижимости.
Также истцом ДД.ММ.ГГГГ были поданы ответчику заявления о предоставлении сведений относительно разъяснения алгоритма, способа и механизма предоставления земельного участка в аренду, заключения договора аренды участка, а также наличия или отсутствия гидротехнических сооружений на спорном земельном участке.
Согласно ответа № от ДД.ММ.ГГГГ Комитета лесного хозяйства <адрес>, Лесной кодекс Российской содержит исчерпывающий перечень видов использования лесов и порядок их предоставления. Предоставление в аренду гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования лесов, установленные статьей 25 Лесного кодекса. Для принятия решения о возможности предоставления лесного участка необходимо определиться с видом разрешенного использования лесов в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса и в зависимости от выбранного вида, если предоставление указанного участка не требует проведения аукциона по продаже права на заключение такого договора, подать соответствующее заявление в Комитет. Предоставление лесного участка в аренду без проведения аукциона возможно в отношении видов использования лесов указанных в ст. 36, 38.1, 43, 44, 45 Лесного кодекса. Порядок подачи и форма заявления утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам или юридическим лицам лесных участков в аренду (без проведения аукционов)». В соответствии с частью 2 статьи 72 Лесного кодекса объектом аренды быть только лесные участки, находящиеся в государственной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. В случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществляется предварительное согласование предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39.15 Земельного кодекса к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается проектная документация лесного участка. Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки, утверждены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 39.14 ЗК РФ лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. Таким образом, в случае поступления заявления на предварительное согласование в установленном законом порядке, Комитет рассмотрит поступившее заявление в рамках действующего законодательства.
С связи отказом от предоставления спорного участка в аренду, истец обратился в суд с настоящим иском.
В то же время, разрешая требования истца, суд не усматривает достаточных правовых оснований для их удовлетворения исходя из следующего.
Как усматривается из искового заявления истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка на праве аренды без проведения торгов на основании ст. 73.1, ст. 44 ЛК РФ и ст. 39.17 ЗК РФ для целей строительства объекта для осушения и обводнения лесных площадей, объекта охраны гидротехнического сооружения.
В качестве вида использования в заявлении указано "строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также создание и расширение морских и речных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений.
Комиссией Комитета лесного хозяйства <адрес> принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка в аренду, о чем сообщено в письме от ДД.ММ.ГГГГ №. В качестве оснований принятого решения указано, что в нарушение пункта 1 ст. 35.15 Земельного кодекса РФ в заявлении не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки используются для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений в соответствии с водным законодательством.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты.
Согласно части 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На основании Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.
В то же время, согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Как следует из ч. 1 ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно подп. 25 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения.
Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов установлен ст. ст. 39.14 - 39.17 ЗК РФ и предусматривает проведение последовательных процедур, в т.ч. предварительное согласование предоставления земельного участка.
Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, в частности, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 названного Кодекса.
Как следует из подп. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
При таких обстоятельствах, исследовав материалы дела в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом, в нарушение подп. 25 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, не приведено бесспорных доказательств обязанности ответчиком предоставления истцу земельного участка без проведения торгов, а также устранения допущенных истцом нарушений при подаче заявления о предварительном согласовании предоставления участка, в частности, не предоставление сведений о предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального, регионального и местного значения, которые планируется разместить на спорном участке.
На основании вышеизложенного, поскольку доводы, изложенные истцом в исковом заявлении, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, каких-либо нарушений со стороны Комитета лесного хозяйства <адрес> судом не выявлено, постольку суд отказывает в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 (<данные изъяты> к ФИО11) о заключении договора аренды земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись ФИО12
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ