административное дело № 2а-414/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
Балейский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Бирюковой Е.А. при секретаре Матафоновой Е.А.,
с участием помощника Балейского межрайонного прокурора Колотовкиной М.С.,
представителя ответчика Черняевой Н.В., действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 31 июля 2018 г. административное дело по административному исковому заявлению Балейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 4», муниципальному казенному учреждению Комитету образования администрации муниципального района «Балейский район», администрации муниципального района «Балейский район» об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Балейского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконными действия МКОУ «ООШ №4» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно - эпидемиологического законодательства.
Возложить на МКОУ «ООШ № 4» обязанность в срок до 01 сентября 2019 года обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспечение мылом, бумажными полотенцами, туалетной бумагой путем производства ремонтных (строительных) работ.
Возложить на администрацию МР «Балейский район», МКУ Комитет образования администрации МР «Балейский район» обязанность в срок до 1 мая 2019 года профинансировать МКОУ «ООШ № 4» в целях устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Возложить на МКОУ «ООШ № 4», администрацию МР «Балейский район», МКУ Комитет образования администрации МР «Балейский район» обязанность сообщить об исполнении решения суда в суд и Балейскому межрайонному прокурору не позднее истечения месячного срока со дня исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано либо принесено апелляционное представление в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Е.А. Бирюкова
административное дело № 2а-414/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Балейский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Бирюковой Е.А. при секретаре Матафоновой Е.А.,
с участием помощника Балейского межрайонного прокурора Колотовкиной М.С.,
представителя ответчика Черняевой Н.В., действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 31 июля 2018 г. административное дело по административному исковому заявлению Балейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 4», муниципальному казенному учреждению Комитету образования администрации муниципального района «Балейский район», администрации муниципального района «Балейский район» об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
у с т а н о в и л :
Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным административным иском к администрации муниципального района «Балейский район» (далее - Администрация района), муниципальному казенному учреждению Комитету образования администрации муниципального района «Балейский район» (далее - Комитет образования), муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 4» (далее - МКОУ «ООШ № 4»), ссылаясь на то, что межрайонной прокуратурой в МКОУ «ООШ №4» установлены нарушения требований законодательства ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», а также санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Ссылаясь на пункт 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189, указывает, чтонадворный туалет образовательной организации не соответствует требованиям вышеуказанных санитарных Правил. По информации ФГБУ «Забайкальское управление по гидрометереологии и мониторингу окружающей среды» среднемесячная температура воздуха на территории края, с октября по апрель месяц отрицательная, при этом, начиная с ноября по февраль месяц, составляет от -15 до -30 градусов Цельсия. Согласно данным Министерства здравоохранения Забайкальского края посещение детьми школьного возраста надворных туалетов в холодное время года негативно влияет на их здоровье, приводит к высокому риску переохлаждения. Факт переохлаждения в зимний период времени способствует обострению хронических заболеваний мочевыделительной системы у детей, состоящих на диспансерном учете, а также увеличивает риск развития первичных воспалительных заболеваний, как у мальчиков, так и у девочек. В ходе проверки установлено, что образовательной организацией не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами санитарно - эпидемиологического законодательства, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья, благоприятную окружающую среду, установленные ст.43 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления, кроме того, указанные функции и обязанности органа местного самоуправления содержатся и в Уставе МКОУ «ООШ №4». Поскольку для устранения выявленных нарушений закона в деятельности образовательной организации необходимо значительное количество денежных средств от учредителя учреждения требуются дополнительные меры по финансированию школы.
Прокурор просит признать действия МКОУ «ООШ №4» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными; обязать МКОУ «ООШ №4» в срок до 1 ноября 2018 года обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспеченные мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой путем производства соответствующих ремонтных (строительных) работ; обязать Администрацию района профинансировать МКОУ «ООШ № 4» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в срок до 1 сентября 2018 года.
В судебном заседании помощник Балейского межрайонного прокурора Колотовкина М.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привел вышеизложенные доводы, уточнила требования в части срока исполнения заявленных требований, просит обязать МКОУ «ООШ №4» в срок до 1 сентября 2019 года обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспеченные мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой путем производства соответствующих ремонтных (строительных) работ; обязать Администрацию района профинансировать МКОУ «ООШ № 4» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в срок до 1 мая 2019 года.
Представитель ответчика МКОУ «ООШ №4» Черняева Н.В. в судебном заседании уточненные требования прокурора признала, пояснила, что при соответствующем финансировании данные требования будут исполнены. Пояснила, что в здании школы имеется помещение для оборудования туалета.
Соответчики Комитет образования, Администрация района, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, представив в суд возражения на исковое заявление, в которых выражают не согласие с заявленными требованиями, считая их незаконными и необоснованными.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» указано, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе законодательного обеспечения прав ребенка.
Согласно статье 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (пункты 2 и 15 части 3).
Пунктом 2 части 6 той же статьи указанного закона предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 указанного Закона).
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МКОУ «ООШ № 4» обладает статусом общеобразовательного учреждения и имеет право осуществлять образовательную деятельность.
Межрайонной прокуратурой проведена проверка в МКОУ «ООШ №4» на предмет исполнения законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних и санитарно-эпидемиологического законодательства, в результате которой выявлены нарушения требований вышеприведенных федеральных законов, а также санитарно-эпидемиологических требований, установленных к условиям и организации обучения в МКОУ «ООШ №4». Здание школы, расположенной по адресу: Забайкальский край, г. Балей, ул. Дарасунская, 8, введено в эксплуатацию в 1952 году, на прилегающей территории имеется надворный туалет, который не отапливается, не имеет вентиляции и освещения.
На требование прокурора директором образовательного учреждения дана информация о том, что школа не имеет теплого туалета, на территории школы имеется надворный туалет.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации. Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы (п.1.3 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Согласно пункту 1.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 данные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся. Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
Согласно пункту 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек. В санитарных узлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещаются электро- или бумажные полотенца, мыло. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения.
При этом установлено, что в ранее построенных зданиях общеобразовательных организаций допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 в неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.
При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных организаций необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательной организации и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды (пункт 8.2).
Вместе с тем, до настоящего времени сохраняют свое действие Санитарные правила устройства и содержания общественных уборных, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 19 июня 1972 года № 983-72, которые при отсутствии иных санитарных правил, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к надворным туалетам в неканализованных районах, подлежат применению во взаимосвязи с вышеприведенными положениями СанПиН 2.4.2.2821-10.
Общественные уборные должны быть канализованными путем присоединения к общей канализационной сети. В населенных пунктах, где нет централизованной сети канализации, общественные уборные должны иметь подводку воды со спуском на местные очистные сооружения (например, система подземной фильтрации). В сельских местностях уборные должны устраиваться с водонепроницаемым выгребом. Возможно также устройство неканализованных общественных уборных в виде люфт-клозетов.
Общественные уборные в зависимости от их размещения должны иметь естественное или искусственное освещение и отапливаться и должны быть оборудованы вентиляцией (пункты 4, 7, 8 названных Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных).
Пункт 4.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, исходя из системного анализа санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, распространяется на архитектурно-планировочные решения здания, указанные в нем, а не на требования по обеспечению общеобразовательных организаций туалетами и их оснащению.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с уставом МКОУ «ООШ № 4» учредителем образовательного учреждения является Администрация района, функции и полномочия учредителя от имени Администрации района осуществляет Комитет образования.
При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении обязанности на МКОУ «ООШ № 4» обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а на Администрацию района - финансирования, являются законными и обоснованными.
Устанавливая срок по исполнению заявленных административных исковых требований, учитывая мнение прокурора, а также объемы финансирования образовательных учреждений, суд полагает возможным предоставить МКОУ «ООШ №4» срок до 1 сентября 2019 года, а Администрации района и Комитету образования - до 1 мая 2019 года.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Балейского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконными действия МКОУ «ООШ №4» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно - эпидемиологического законодательства.
Возложить на МКОУ «ООШ № 4» обязанность в срок до 01 сентября 2019 года обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспечение мылом, бумажными полотенцами, туалетной бумагой путем производства ремонтных (строительных) работ.
Возложить на администрацию МР «Балейский район», МКУ Комитет образования администрации МР «Балейский район» обязанность в срок до 1 мая 2019 года профинансировать МКОУ «ООШ № 4» в целях устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Возложить на МКОУ «ООШ № 4», администрацию МР «Балейский район», МКУ Комитет образования администрации МР «Балейский район» обязанность сообщить об исполнении решения суда в суд и Балейскому межрайонному прокурору не позднее истечения месячного срока со дня исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано либо принесено апелляционное представление в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Е.А. Бирюкова
Решение в окончательной форме составлено 3 августа 2018 г.