Решение по делу № 2а-414/2018 от 04.06.2018

административное дело № 2а-414/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

Балейский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Бирюковой Е.А. при секретаре Матафоновой Е.А.,

с участием помощника Балейского межрайонного прокурора Колотовкиной М.С.,

представителя ответчика Черняевой Н.В., действующей на основании прав по должности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 31 июля 2018 г. административное дело по административному исковому заявлению Балейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 4», муниципальному казенному учреждению Комитету образования администрации муниципального района «Балейский район», администрации муниципального района «Балейский район» об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Балейского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия МКОУ «ООШ №4» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно - эпидемиологического законодательства.

Возложить на МКОУ «ООШ № 4» обязанность в срок до 01 сентября 2019 года обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспечение мылом, бумажными полотенцами, туалетной бумагой путем производства ремонтных (строительных) работ.

Возложить на администрацию МР «Балейский район», МКУ Комитет образования администрации МР «Балейский район» обязанность в срок до 1 мая 2019 года профинансировать МКОУ «ООШ № 4» в целях устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Возложить на МКОУ «ООШ № 4», администрацию МР «Балейский район», МКУ Комитет образования администрации МР «Балейский район» обязанность сообщить об исполнении решения суда в суд и Балейскому межрайонному прокурору не позднее истечения месячного срока со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано либо принесено апелляционное представление в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.                

Судья                                                 Е.А. Бирюкова

административное дело № 2а-414/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Балейский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Бирюковой Е.А. при секретаре Матафоновой Е.А.,

с участием помощника Балейского межрайонного прокурора Колотовкиной М.С.,

представителя ответчика Черняевой Н.В., действующей на основании прав по должности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 31 июля 2018 г. административное дело по административному исковому заявлению Балейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 4», муниципальному казенному учреждению Комитету образования администрации муниципального района «Балейский район», администрации муниципального района «Балейский район» об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

у с т а н о в и л :

Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным административным иском к администрации муниципального района «Балейский район» (далее - Администрация района), муниципальному казенному учреждению Комитету образования администрации муниципального района «Балейский район» (далее - Комитет образования), муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 4» (далее - МКОУ «ООШ № 4»), ссылаясь на то, что межрайонной прокуратурой в МКОУ «ООШ №4» установлены нарушения требований законодательства ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», а также санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Ссылаясь на пункт 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189, указывает, чтонадворный туалет образовательной организации не соответствует требованиям вышеуказанных санитарных Правил. По информации ФГБУ «Забайкальское управление по гидрометереологии и мониторингу окружающей среды» среднемесячная температура воздуха на территории края, с октября по апрель месяц отрицательная, при этом, начиная с ноября по февраль месяц, составляет от -15 до -30 градусов Цельсия. Согласно данным Министерства здравоохранения Забайкальского края посещение детьми школьного возраста надворных туалетов в холодное время года негативно влияет на их здоровье, приводит к высокому риску переохлаждения. Факт переохлаждения в зимний период времени способствует обострению хронических заболеваний мочевыделительной системы у детей, состоящих на диспансерном учете, а также увеличивает риск развития первичных воспалительных заболеваний, как у мальчиков, так и у девочек. В ходе проверки установлено, что образовательной организацией не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами санитарно - эпидемиологического законодательства, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья, благоприятную окружающую среду, установленные ст.43 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления, кроме того, указанные функции и обязанности органа местного самоуправления содержатся и в Уставе МКОУ «ООШ №4». Поскольку для устранения выявленных нарушений закона в деятельности образовательной организации необходимо значительное количество денежных средств от учредителя учреждения требуются дополнительные меры по финансированию школы.

Прокурор просит признать действия МКОУ «ООШ №4» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными; обязать МКОУ «ООШ №4» в срок до 1 ноября 2018 года обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспеченные мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой путем производства соответствующих ремонтных (строительных) работ; обязать Администрацию района профинансировать МКОУ «ООШ № 4» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в срок до 1 сентября 2018 года.

В судебном заседании помощник Балейского межрайонного прокурора Колотовкина М.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привел вышеизложенные доводы, уточнила требования в части срока исполнения заявленных требований, просит обязать МКОУ «ООШ №4» в срок до 1 сентября 2019 года обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспеченные мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой путем производства соответствующих ремонтных (строительных) работ; обязать Администрацию района профинансировать МКОУ «ООШ № 4» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в срок до 1 мая 2019 года.

Представитель ответчика МКОУ «ООШ №4» Черняева Н.В. в судебном заседании уточненные требования прокурора признала, пояснила, что при соответствующем финансировании данные требования будут исполнены. Пояснила, что в здании школы имеется помещение для оборудования туалета.

Соответчики Комитет образования, Администрация района, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, представив в суд возражения на исковое заявление, в которых выражают не согласие с заявленными требованиями, считая их незаконными и необоснованными.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» указано, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе законодательного обеспечения прав ребенка.

Согласно статье 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (пункты 2 и 15 части 3).

Пунктом 2 части 6 той же статьи указанного закона предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 указанного Закона).

В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МКОУ «ООШ № 4» обладает статусом общеобразовательного учреждения и имеет право осуществлять образовательную деятельность.

Межрайонной прокуратурой проведена проверка в МКОУ «ООШ №4» на предмет исполнения законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних и санитарно-эпидемиологического законодательства, в результате которой выявлены нарушения требований вышеприведенных федеральных законов, а также санитарно-эпидемиологических требований, установленных к условиям и организации обучения в МКОУ «ООШ №4». Здание школы, расположенной по адресу: Забайкальский край, г. Балей, ул. Дарасунская, 8, введено в эксплуатацию в 1952 году, на прилегающей территории имеется надворный туалет, который не отапливается, не имеет вентиляции и освещения.

На требование прокурора директором образовательного учреждения дана информация о том, что школа не имеет теплого туалета, на территории школы имеется надворный туалет.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации. Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы (п.1.3 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Согласно пункту 1.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 данные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся. Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

Согласно пункту 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек. В санитарных узлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещаются электро- или бумажные полотенца, мыло. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения.

При этом установлено, что в ранее построенных зданиях общеобразовательных организаций допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 в неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.

При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных организаций необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательной организации и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды (пункт 8.2).

Вместе с тем, до настоящего времени сохраняют свое действие Санитарные правила устройства и содержания общественных уборных, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 19 июня 1972 года № 983-72, которые при отсутствии иных санитарных правил, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к надворным туалетам в неканализованных районах, подлежат применению во взаимосвязи с вышеприведенными положениями СанПиН 2.4.2.2821-10.

Общественные уборные должны быть канализованными путем присоединения к общей канализационной сети. В населенных пунктах, где нет централизованной сети канализации, общественные уборные должны иметь подводку воды со спуском на местные очистные сооружения (например, система подземной фильтрации). В сельских местностях уборные должны устраиваться с водонепроницаемым выгребом. Возможно также устройство неканализованных общественных уборных в виде люфт-клозетов.

Общественные уборные в зависимости от их размещения должны иметь естественное или искусственное освещение и отапливаться и должны быть оборудованы вентиляцией (пункты 4, 7, 8 названных Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных).

Пункт 4.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, исходя из системного анализа санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, распространяется на архитектурно-планировочные решения здания, указанные в нем, а не на требования по обеспечению общеобразовательных организаций туалетами и их оснащению.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относятся к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с уставом МКОУ «ООШ № 4» учредителем образовательного учреждения является Администрация района, функции и полномочия учредителя от имени Администрации района осуществляет Комитет образования.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении обязанности на МКОУ «ООШ № 4» обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а на Администрацию района - финансирования, являются законными и обоснованными.

Устанавливая срок по исполнению заявленных административных исковых требований, учитывая мнение прокурора, а также объемы финансирования образовательных учреждений, суд полагает возможным предоставить МКОУ «ООШ №4» срок до 1 сентября 2019 года, а Администрации района и Комитету образования - до 1 мая 2019 года.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Балейского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия МКОУ «ООШ №4» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно - эпидемиологического законодательства.

Возложить на МКОУ «ООШ № 4» обязанность в срок до 01 сентября 2019 года обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспечение мылом, бумажными полотенцами, туалетной бумагой путем производства ремонтных (строительных) работ.

Возложить на администрацию МР «Балейский район», МКУ Комитет образования администрации МР «Балейский район» обязанность в срок до 1 мая 2019 года профинансировать МКОУ «ООШ № 4» в целях устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Возложить на МКОУ «ООШ № 4», администрацию МР «Балейский район», МКУ Комитет образования администрации МР «Балейский район» обязанность сообщить об исполнении решения суда в суд и Балейскому межрайонному прокурору не позднее истечения месячного срока со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано либо принесено апелляционное представление в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.                

Судья                                                 Е.А. Бирюкова

Решение в окончательной форме составлено 3 августа 2018 г.

2а-414/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Балейский межрайонный прокурор
Ответчики
МКОУ "Основная общеобразовательная школа №4"
Администрация муниицпального района "Балейский район"
МКУ КО Администрации муниципального района "Балейский район"
Суд
Балейский городской суд Забайкальский края
Судья
Бирюкова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
baley.cht.sudrf.ru
09.05.2020Регистрация административного искового заявления
09.05.2020Передача материалов судье
09.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.05.2020Дело оформлено
09.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее