Дело № 2-23/2020(2-1173/2019)
Поступило в суд 27.09.2019
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июля 2020 г. г. Тогучин
Тогучинский районный суд Новосибирской области
в составе:
председательствующего судьи Красновой О.В.
при секретаре Кудрявцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ещенко О.А. к Государственному казенному учреждению <адрес> «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района», Министерству труда и социального развития <адрес>, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании вдовой участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и понуждению к выдаче удостоверения вдовы участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ещенко О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района», Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании вдовой участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и понуждению к выдаче удостоверения вдовы участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» является органом (организацией) уполномоченным оказывать социальную поддержку и защиту гражданам оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, а в том числе и гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Российской Федерации, отношения связанные с чернобыльской катастрофой регулируются Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан гражданам оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, а в том числе и гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действующим законодательством РФ в части норм не противоречащих настоящему закону и другим актам законодательства РФ, издаваемым в соответствие с ними, а том числе «Порядком условий оформления и выдачи гражданам удостоверения «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного в соответствие с частью 4 статьи 15 указанного Закона Приказами МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 года № 727/831/165н. В соответствие с п.п.4 п.2 данного «Порядка», удостоверение выдается членам семьи, в том числе и вдовам умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Данное удостоверение предоставляет право на льготы его владельцам.
Истец, гражданка Российской Федерации- Ещенко О.А. (добрачная фамилия <данные изъяты>) является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - фио1.
ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с фио1, о чем в книге регистрации актов о заключении брака З. Т. <адрес> произведена актовая запись за №.
Супруг по роду своей деятельности был военнослужащим, профессиональным военным. Воинскую службу он проходил в период с сентября 1976 года по октябрь 1995 года сначала в рядах Советской Армии, а после распада Советского Союза, в частях Вооруженных Сил Украины.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фио1 в звании гвардии капитана Советской Армии, находился в составе войсковой части № на ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. На основании директивы МО СССР от 8 мая 1986 года, а затем Постановления Совета Министров ВЦСПС № 325 от 31.3.1990 года имел право на льготы. В период существования Советского Союза фио1 было получено удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС союзного образца. После распада СССР, ее супруг проживая вместе с нею на территории Украины, принял гражданство этой страны, в соответствие с законодательством которой, удостоверение союзного образца было заменено на удостоверение украинского образца.
В браке с фио1 она находилась до момента его смерти ДД.ММ.ГГГГ.
Являясь гражданкой Российской Федерации и постоянно проживая на ее территории, она, с приложением всех документов, подтверждающих участие ее супруга в ликвидации аварии на ЧЭС, а так же копии удостоверения Украинского государственного образца, обратилась в адрес ответчика по своему месту жительству, с заявлением о выдаче ей Удостоверения вдовы участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ, ее обращение было оставлено ответчиком без удовлетворения в связи с тем, что отсутствует удостоверение союзного образца, выданное до ДД.ММ.ГГГГ для предоставления мер социальной поддержки, и на момент смерти супруг являлся гражданином Украины.
Она полагает, что поскольку ее умерший супруг фио1 участвовал в ликвидации Чернобыльской аварии будучи гражданином Советского Союза, и ранее получал удостоверение союзного образца, а Российская Федерация в соответствие с взятыми на себя обязательствами по ФЗ от 24.05.1999 года №99-ФЗ «О государственной политике» является правопреемником СССР, то она будучи гражданкой России и постоянно проживая на территории страны, Тогучинского района, имеет право получения Удостоверения вдовы участника. Она полагает, что участие мужа в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, подтверждено и доказано как многочисленными воинскими документами, так и удостоверением Украинского государственного образца, выданного взамен союзного, и дополнительное установление юридического факта для этого не требуется. Отсутствие изъятого удостоверения союзного образца при общей доказанности этого факта, не может умалять право на получение льгот и гарантий члену семьи ликвидатора аварии.
Просит признать Ещенко О. АнатО. вдовой участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и обязать ответчика Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» к выдаче удостоверения вдовы участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Истец Ещенко О.А. в судебном заседании пояснила, что она и ее муж родились на территории РФ, проживали в России до 1980 г., брак заключили в <адрес>, ее муж родился в <адрес>, закончил Уссурийское военное училище, после окончания его направили служить в Венгрию, в 1985 г. - в Луганск, после развала Советского Союза в 1995 г. они остались в Украине. На территории Украины муж имел льготы как чернобылец, умер на территории Украины. Она является гражданкой РФ, имеет статус вынужденного переселенца, она и ее сын переехали в Россию в 2014 г., паспорт гражданина России она получила в ноябре 2018 г. Исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» Бусыгина И.Я. и представитель ответчика Морозова Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражали против удовлетворения исковых требований, поддержали доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. В возражениях указывается, что статья 1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определяет, что настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Согласно статье 3 Закона гражданам Российской Федерации гарантируются установленные Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В статье 13 Закона определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона.
Вдовы (нетрудоспособные члены семьи) в данной статье не поименованы.
Согласно части 4 статьи 15 Закона определено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с частью четвертой статьи 15 Закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска», утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 08.12.2006 № 727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Порядок), который устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, до принятия Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки.
Удостоверения союзного образца (выданные до распада Советского Союза), действительны для предоставления гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, мер социальной поддержки до 1 января 2007 года.
Супруг истца на момент смерти не являлся гражданином Российской Федерации, его правовой статус по Закону определен не был, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в установленном законом порядке ему не оформлялось и не выдавалось, меры социальной поддержки, предусмотренные законом, ему не предоставлялись.
В этой связи определить статус истца в соответствии с Законом, рассмотреть вопрос о приеме документов для оформления и выдачи удостоверения как вдове умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не представляется возможным.
В дополнениях к возражениям указывается, что согласно статье 2 Закона отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
Установленная статьей 2 норма Закона носит обязательный императивный характер.
Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Следовательно, обязательным необходимым условием для предоставления мер социальной поддержки в рамках действия Закона является наличие гражданства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Российской Федерации способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.
Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Умерший фио1 на момент смерти не имел гражданства Российской Федерации (такие документы отсутствуют). В свидетельстве о его смерти отсутствует указание на наличие у умершего гражданства Российской Федерации.
Согласно части четвертой статьи 15 Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержден приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 08.12.2006 № 727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Порядок) устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения (далее -удостоверение) гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона (пункт 1 Порядка).
Следовательно, гражданам Российской Федерации, претендующим на получение удостоверения, установлен единый и обязательный порядок на всей территории Российской Федерации.
Удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 1 января 2007 года.
С учетом того, что Закон устанавливает право на предоставление мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации (статьи 3, 4 Закона), удостоверения российского образца, выданные до принятия Порядка являются основанием для предоставления мер социальной поддержки в соответствии с Законом, наряду с удостоверениями, оформленными и выданными в рамках действия Порядка.
Удостоверения союзного образца, т.е. удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые выдавались гражданам в рамках действия письма Госкомчернобыля РФ от 05.08.1993 № ВС-10-3618 «О Порядке оформления и выдачи удостоверений» (вместе с «Порядком оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним», утв. Госкомчернобылем РФ, Минтрудом РФ, Минсоцзащиты РФ, Минатомом РФ, Минобороны РФ, Минтрансом РФ) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.1993 N 342).
Указанным письмом установлено, что ранее действовавший порядок оформления и выдачи удостоверений лицам, участвовавшим в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, объявленный письмом Госкомтруда от 04.07.90 N 2125-ФК, утрачивает силу.
Пунктом 2 Порядка оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним», утв. Госкомчернобылем РФ, Минтрудом РФ, Минсоцзащиты РФ, Минатомом РФ, Минобороны РФ, Минтрансом РФ), утвержденный письмом Госкомчернобыля РФ от 05.08.1993 № ВС-10-3618 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.1993 N 342) (далее- Порядок Госкомчернобыля) было установлено следующее: «2.1. В настоящее время лицам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона выдаются удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки образца 1990 года».
При этом пунктом 1 Порядка Госкомчернобыля было установлено, что он разработан в связи с принятием Закона, Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.03.93 № 253 «О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий», а также ряда ведомственных нормативных актов, имеющих отношение к выдаче удостоверений. Порядок Госкомчернобыля с момента введения его в действие (с 23.09.1993), определял единые обязательные правила оформления и выдачи удостоверений на всей территории Российской Федерации (до 14.07.2000).
До принятия Порядка удостоверения российского образца выдавались в рамках действия Положения о Порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России, Минтруда России, Минфина России от 29.02.2000 № 114/66/23н «Об утверждении Положения о Порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.04.2000 № 2207) (далее - Положение)
Указанный приказ был принят во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 г. N 1773-р, этим же документом был отменен Порядок Госкомчернобыля и утверждено Положение.
Положением было установлено, что выданные гражданам удостоверения действительны для предоставления льгот и компенсаций до замены их на удостоверения нового образца по формам согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Положению до 1 января 2006 года. Изначальный срок замены был определен до 01.01.2003, затем продлен до 01.01.2006.
Приказ МЧС России, Минтруда России, Минфина России от 29.02.2000 № 114/66/23н «Об утверждении Положения о Порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» утратил силу 20.02.2007, в связи с принятием и вступлением в силу приказа МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 08.12.2006 № 727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Указанные документы, регламентирующие порядок выдачи удостоверений гражданам, указанным в пункте 3 и 4 части первой статьи 13 Закона, распространяют (распространяли) свое действие на всей территории Российской Федерации, определяют порядок и условия получения удостоверений гражданами Российской Федерации в рамках действия Закона.
Истцом не представлены документы, подтверждающие, что умерший при жизни обращался в установленном порядке в уполномоченные органы на территории Российской Федерации, указанные в данном пункте за получением удостоверения.
Кроме того, не представлены документы, подтверждающие, что умерший обращался в уполномоченный орган в сфере социальной защиты населения, для оформления и выдачи ему удостоверения в установленном порядке, а также в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района», либо иные органы (организации, учреждения) уполномоченные на территории Тогучинского района Новосибирской области осуществлять прием документов для оформления удостоверения умершему при его жизни.
Обращают также внимание, что пунктом 3 Порядка предусмотрена выдача удостоверения членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона статус граждан определяется согласно Закону при наличии удостоверения, то, следовательно, у умершего гражданина при жизни должен быть определен его статус как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Статья 13 Закона определяет категории граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, но не определяет граждан, указанных в пункте 3 и 4 части первой названной статьи, как участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, это правовое положение указанных граждан определяется на основании удостоверения в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона.
Вдовы (вдовцы) участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, Законом не отнесены, в статье 13 Закона они не поименованы.
При этом, частью 2 статьи 15 Закона членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установлено право на распространение меры социальной поддержки, предусмотренных пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 Закона и пунктом 1 части первой статьи 15 Закона.
Таким образом, право на предоставление мер социальной поддержки предоставлено членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) только в случае, если умерший при жизни был отнесен в соответствии с Законом к категории граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона и ему было выдано удостоверение, подтверждающее его право получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по статье 15, статье 40, статье 27.1 Закона.
Истцом не представлены документы, подтверждающие, что умершему при жизни органами социальной защиты населения по месту его жительства на территории Российской Федерации или иными уполномоченными органами при жизни предоставлялись меры социальной поддержки, в том числе в рамках действия статьи 5.1 Закона.
При жизни умершему органами социальной защиты населения не предоставлялись меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 Закона, поскольку его правовой статус в соответствии с Законом определен не был.
Право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 14 Закона установлено для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также для граждан получивших и (или) перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Частью 4 ст. 14 Закона установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пп. 2, 3, 7, 8, 12, 14, 15 части первой названной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в данной статье.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона, распространяются на членов его семьи в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки.
Указанное положение содержится в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016).
Поскольку при жизни умершему меры социальной поддержки на территории Российской Федерации в соответствии с Законом не предоставлялись, следовательно, и истцу указанные меры предоставлены быть не могут.
Паспорт гражданина Российской Федерации является обязательным документом для получения при жизни удостоверения в рамках действия Порядка.
Умерший при жизни не имел гражданства Российской Федерации, следовательно, он не мог получить в установленном порядке удостоверение.
Иных доказательств, опровергающих эти обстоятельства, в суде истцом представлено не было.
Удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия умершего в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданное на территории Российской Федерации в соответствии с Законом суду не представлено.
Членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, удостоверение выдается на имя умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При оформлении удостоверения в нем указывается фамилия, имя, отчество умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Фотография в бланк удостоверения не вклеивается, а на ее месте делается надпись черными чернилами «Посмертно» и заверяется гербовой печатью уполномоченного органа.
Пункт 5 Порядка устанавливает необходимость предоставления членами семьи вдовами (вдовцами) умершего удостоверения, выданного ему при жизни, либо документы, в соответствии с которыми осуществлялась выдача удостоверения при жизни гражданину, а при их отсутствии и деле -один из перечисленных в пункте 6 Порядка).
К числу необходимых документов также относится и предоставление свидетельства (свидетельств) о его смерти.
Удостоверение выдается только гражданам Российской Федерации, поскольку муж истца умер, наличие гражданства свидетельстве о смерти в графе «гражданство» является обязательной.
Следовательно, при определении права по получение истцом удостоверения должны быть рассмотрены все документы в совокупности, для исключения в дальнейшем необоснованной выдачи удостоверения истцу как члену семьи (вдове) участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Новосибирской области извещен надлежаще, направил возражения на исковое заявление, просил в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть без его участия.
Представитель ответчика Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Главного управления МЧС России по Новосибирской области извещен надлежаще, направил возражения на исковое заявление, просил в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть без его участия.
Суд, заслушав истца, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, согласно которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Из письменных материалов дела, судом установлено следующее.
Согласно свидетельству о смерти, выданному <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, фио1 умер ДД.ММ.ГГГГ, место смерти <адрес>.
Согласно свидетельству о рождении, выданному <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, фио1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Как следует из свидетельства о заключении брака, выданному <адрес>, фио1 заключил брак с фио2 ДД.ММ.ГГГГ с присвоением фамилии Ещенко.
Из удостоверения личности ОЖ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> следует, что фио1 состоит на действительной военной службе в вооруженных силах СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно военному билету ББ №, выданному <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, фио1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В силу справки министерства обороны войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> следует, что капитан фио1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии в 30 километровой зоне Чернобыльской АЭС, доза 5.4р.
Из справки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что фио1. находился на ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, доза 5,4р, имеет право на льготы на основании Постановления Совета Министров ВЦСПС №325 от 31.3.1990 г.
Из трудовой книжки фио1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с 01.09.1976г. по ДД.ММ.ГГГГ служил в ВС, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел <адрес>.
Согласно удостоверению серия А №, выданному <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и вкладке №, фио1 имеет льготы и компенсации, установленные законом Украины «Про статус и социальной защиты граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» ДД.ММ.ГГГГ Удостоверение действует на территории Украины.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1544-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Приказ МЧС России N 727. Минздравсоцразвития России N 831. Минфина России N 165н от 08.12.2006 «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы па Чернобыльской АЭС»
Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок) устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения (далее - удостоверение) гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Оформление и выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится следующими уполномоченными органами (далее - уполномоченные органы):
федеральными органами исполнительной власти, в том числе в системе которых законодательством предусмотрена «пенная (приравненная к ней) служба, гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней службу) в этих федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, в учреждениях и организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, пенсионерам этих органов, а также членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в данном абзаце;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гражданам, работающим в указанных органах исполнительной власти, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении, работникам организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, неработающим гражданам (за исключением инвалидов) и гражданам, работающим в органах государственной власти, не относящихся к органам, уполномоченным на оформление и выдачу удостоверений, а также членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце;
органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, неработающим инвалидам, членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце.
Судом установлено, что истец Ещенко О.А. обращалась за оформлением и выдачей удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района».
Учет гражданских лиц, подвергшихся облучению вследствие участия в ликвидации аварии на ЧАЭС осуществляет Министерство труда и социального развития Новосибирской области.
Министерство труда и социального развития Новосибирской области ведет учет граждан с целью денежных выплат в качестве меры социальной поддержки лиц, подвергшихся облучению в следствии участия в ликвидации аварии на ЧАЭС.
В соответствии с комментариями к ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (постатейный) (Новикова Н.А., Тимофеева Н.Ю., Бевзюк Е.А.), авария на Чернобыльской АЭС произошла в период существования СССР - единого государства, граждане которого приняли активное участие в ликвидации не только самой аварии, но и ее последствий. Географическое положение Чернобыльской зоны свидетельствует о том, что основное количество граждан, принявших участие в ликвидации аварии, проживало на территории современной Украины и Республики Беларусь, а также в РСФСР. Таким образом, в ряде случаев граждане, принимавшие участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в настоящее время являются гражданами различных суверенных государств, и не всегда им предоставлен специальный статус и специальные гарантии.
Подписанное главами трех республик в 1991 г. Беловежское соглашение, которое установило де-юре распад Советского союза, одновременно провозгласило Российскую Федерацию в качестве правопреемницы СССР. Мировое сообщество признало факт правопреемства, вследствие чего к Российской Федерации перешли не только права, но и обязанности распавшегося Советского союза. Одними из таких обязанностей являются обязательства по возмещению ущерба, а также предоставлению гарантий гражданам, участвовавшим в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС или пострадавшим от воздействия радиации вследствие данной аварии.
Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит, что иностранные граждане… пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Положения настоящей статьи направлены на предоставление специальных гарантий бывшим гражданам СССР, которые пострадали вследствие аварии или участвовали в ее ликвидации, являющимся в настоящее время иностранными гражданами, В данном случае общий характер формулировки Закона свидетельствует о возможности предоставления специальных гарантий гражданам любой республики СССР, которые подтвердят свое право на их получение, Комментируемый Закон предусматривает, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам Украины, Республики Беларусь и других государств.
В соответствии с требованиями Конституции РФ, действующих законов Российской Федерации иностранные граждане (граждане бывшего СССР), законно проживающие на территории Российской Федерации, наделяются равным с гражданами Российской Федерации правовым статусом, в том числе и по объему гарантий, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или принимавшим участие в ликвидации последствий данной аварии. Во избежание нарушения прав указанных категорий лиц, комментируемый Закон предусматривает специальное предписание, уравниваюшее в правах российских граждан и граждан иных республик, входивших в состав СССР, однако данное правило действует лишь в случае переселения такого гражданина на территорию России.
Таким образом, правом на получение мер социальной поддержки наделяются лишь те иностранные граждане, которые переселились на территорию Российской Федерации, т.е. относящиеся к категории иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Иным категориям иностранных граждан, обладающим правом на получение мер социальной поддержки, она может быть предоставлена государством, гражданами которого они являются. Например, аналогичные комментируемому Законы приняты в Республике Беларусь и Украине: Закон Республики Беларусь от 22 февраля 1991 г. N 634-ХII "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Закон Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы". При этом каждый из указанных нормативных актов предоставляет гарантии социальной поддержки иностранным гражданам только в случае, если они переселяются на соответствующую территорию и постоянно проживают на территории данного государства.
В силу прямого предписания настоящей статьи иностранные граждане приравниваются в случае их постоянного проживания на территории России к российским гражданам и приобретают равное право на получение мер социальной поддержки, регламентированных комментируемым Законом.
Однако, право Ещенко О. АнатО. по предоставление льгот как вдовы участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС производно от прав фио1. фио1, в свою очередь, не являлся иностранным гражданином, который переселился на территорию Российской Федерации. Таким образом, правовые основания признания Ещенко О. АнатО. вдовой участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и понуждению к выдаче удостоверения вдовы участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС отсутствуют.
Данный вывод подтверждает и Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016):
«Частью 4 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пп. 2. 3. 7. 8. 12- 15 части первой названной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Ч АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в данной статье.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, распространяются на членов его семьи в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки.».
Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Обязательным необходимым условием для предоставления мер социальной поддержки в рамках действия Закона является наличие гражданства Российской Федерации.
фио1 на момент смерти не имел гражданства Российской Федерации (такие документы отсутствуют). В свидетельстве о его смерти отсутствует указание на наличие у умершего гражданства Российской Федерации.
Поскольку при жизни умершему меры социальной поддержки на территории Российской Федерации в соответствии с законом не предоставлялись, следовательно, и истцу указанные меры предоставлены быть не могут, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует, отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ещенко О. АнатО. к Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Центра социальной поддержки населения Тогучинского района», Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании вдовой участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и понуждению к выдаче удостоверения вдовы участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через суд, постановивший решение.
Судья О.В.Краснова