Решение по делу № 2-187/2023 от 14.04.2023

Дело № 2-187/2023

УИД 11RS0014-01-2023-000227-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2023 года          с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Ларуковой Е.И., с участием истца Королевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Королевой Валентины Алексеевны к администрации муниципального района «Корткеросский» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

установил:

Королева В.А. обратилась в суд с заявлением к администрации МР «Корткеросский» о признании за ней права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма. В обоснование указала, что с 2004 г. проживает по указанному адресу. Жилое помещение в настоящее время находится в собственности администрации района. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключен, что препятствует ей обратиться в органы местного самоуправления для постановки на учет для участия в программе переселения граждан из аварийного жилья.

В судебном заседании Королева В.А. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что в спорном жилом помещении ранее проживала ее бабушка и отец. Отец работал в Подъельском лесопункте, после смерти бабушки и отца она продолжила проживать в указанной квартире, проживала там до 2018 г., пока дом не признали аварийным. Администрация МР «Корткеросский» с требованием о выселении к ней не обращалась.

Ответчик администрация МР «Корткеросский» в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела. Представила отзыв на исковое заявление, в котором разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.

Суд с учетом ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав истца, изучив материалы дела, судом установлено следующее.

В соответствии со стст. 8, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ от 29.12.2004 (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Ст. 7 ЖК РФ закреплено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Ч. 1 ст. 49, ч. 4 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В соответствии со стст. 60, 63 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия, изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Подтверждается копиями похозяйственных книг за период с 2002 г. по настоящее время, что истец проживала в жилом помещении по адресу: <адрес> вместе с отцом., который умер в 2011 году. В паспорте истца содержатся сведения о регистрации ее по месту жительства с 13.04.2004 по адресу: <адрес>.

В похозяйственной книге в сведениях о правообладателе жилого помещения до 2012 года указано «списано», «не на балансе».

Вместе с тем установлено судом, что спорное жилое помещение ранее принадлежало АООТ «Парма».

23.09.1998 АООТ «Парма» решением Арбитражного суда Республики Коми признано несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Республики Коми от 16.11.2000 № А29-1898/98Б конкурсное производство, связанное с ликвидацией АООТ «Парма», завершено.

В соответствии с чч. 4, 5 ст. 104 Федерального закона РФ от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действовавшего до 02.12.2002, жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей статьи. Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего. Передача объектов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, уполномоченным органам местного самоуправления осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. Источниками финансирования содержания данных объектов являются соответствующие бюджеты.

Согласно акту приема-передачи основных средств от 06.05.2000 жилой фонд, числящийся на балансе АООТ «Парма», передан в эксплуатацию МО «Корткеросский район», в том числе кв. ХХХ дома ХХХ, 1960 года постройки, расположенного по ул. <адрес>.

Администрацией МР «Корткеросский» суду не представлены документы о принятии в муниципальную собственность спорного жилого дома (жилых помещений в нем) после передачи его из АООТ «Парма».

Между тем, на основании Распоряжения Правительства Республики Коми от 11.12.2008 № 502-р «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами» муниципального образования муниципального района «Корткеросский», передаваемого в собственность муниципального образования сельского поселения «Подтыбок» спорное жилое помещение - <адрес> передано в собственность СП «Подтыбок».

На основании распоряжения Правительства Республики Коми № 134-р от 30.04.2020 жилое помещение – <адрес> вновь включена в реестр муниципальной собственности МР «Корткеросский».

Таким образом, указанными документами подтверждается, что квартира <адрес> в настоящее время находится в муниципальной собственности МР «Корткеросский». Истец проживала в спорном жилом помещении до введения в действие ЖК РФ.

Стст. 10, 28, 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено право граждан РСФСР на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. Жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями на основании ордера.

Из положений ст. 18 Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР» N 4199-1 от 23.12.1992 следует, что при передаче государственных предприятий в иную форму собственности, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий должен быть передан в полное хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий, иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установлением порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию.

Из материалов дела не усматривается, что жилое помещение, принадлежавшее АООТ «Парма», выделено отцу истца во временное пользование, а потому суд приходит к выводу, что оно было предоставлено в бессрочное пользование.

Отсутствие ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в жилое помещение, проживание в нем, исполнение обязанности нанимателя, не влечет само по себе незаконность такого вселения и проживания. Доказательств самовольного занятия истцом спорного жилого помещения ответчиком не представлено, учитывая, что истец зарегистрирована и фактически проживает в нем на протяжении длительного времени, как по месту жительства.

Также не оспаривалось ответчиком, что с истцом каким-либо образом ее право пользования жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности, до настоящего времени оформлено. Проживая в спорной квартире, истец содержала ее, оплачивала коммунальные услуги. Собственники жилого помещения – органы местного самоуправления, как сельского поселения, так и муниципального района, права Королевой В.А. на пользование квартирой и проживание в ней не оспаривали, требований об освобождении жилого помещения в течение длительного времени не предъявляли.

Между тем отсутствие надлежащего оформления права пользования истцом спорным жилым помещением препятствует реализации ей права получения мер государственной поддержки в области жилищных правоотношений.

Подтверждено в ходе рассмотрения дела, что истцу при ее обращении о заключении договора социального найма было отказано ввиду отсутствия у нее статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий и отсутствия документа о предоставлении жилого помещения.

В настоящее время ЖК РФ предусмотрено право пользования гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании договора социального найма, договора найма специализированных жилых помещений, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

При этом спорное жилое помещение не относится к специализированному жилому помещению, как и жилому помещению фонда социального использования.

Доводы о том, что истец не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, не состоит на соответствующем учете, не могут быть приняты во внимание, поскольку применение положений стст. 49 - 59 ЖК РФ, регламентирующих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, при котором учитывается такой критерий, как признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующим предоставлением им на условиях социального найма другого жилого помещения из числа свободных жилых помещений, невозможно, поскольку в рассматриваемом случае имеют место другие правоотношения по оформлению договора социального найма уже занятых гражданами жилых помещений на законных основаниях.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о фактическом существовании между сторонами отношений, возникающих из договора социального найма спорного жилого помещения.

Принимая во внимание изложенное, суд считает требования Королевой В.А. о признании права пользования жилым помещением, расположенном по адресу: <адрес> на условиях социального найма, подлежащими удовлетворению.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Признать за Королевой Валентиной Алексеевной, <дата> г.р., право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья - М.В. Федотова

В окончательной форме решение изготовлено 17.05.2023.

2-187/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Королева Валентина Алексеевна
Ответчики
Администрация МО МР "Корткеросский"
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Федотова Марина Владимировна
Дело на странице суда
kortsud.komi.sudrf.ru
14.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2023Передача материалов судье
19.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее