Решение по делу № 33-6332/2019 от 09.08.2019

Судья Альштадт С.Н.     Дело № 33-6332/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе

председательствующего судьи Брюквиной С.В.,

судей Кузьминой О.Ю., Маньковой Е.Н.,

при секретаре Хлестковой О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

9 сентября 2019 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Лапаник Елены Витальевны на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 19 июня 2019 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Лапаник Елене Витальевне отказать.

Заслушав доклад судьи Кузьминой О.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лапаник Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г.Рыбинске Ярославской области (межрайонное) о признании незаконным решения № 380001/18 от 30.01.2019 года, исчислении периодов работы в районах Крайнего Севера в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев, назначении страховой пенсии по старости с учетом уменьшения возраста с 25.10.2018 года.

Исковые требования мотивированы тем, что Лапаник Е.В., 18.05.1966 года рождения, обратилась в пенсионный орган 25.10.2018 года с заявлением о назначении страховой пенсии.

Решением ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Рыбинске Ярославской области (межрайонное) № 380001/18 от 30.01.2019 года Лапаник Е.В. в специальный стаж зачтены периоды работы:

с 14.11.1984 года по 09.03.1985 года в качестве подсобной рабочей на Кировской базе Мурманской области,

с 29.04.1985 года по 18.05.1988 года - в качестве подсобной рабочей в химлаборатории АНОФ-1 и рудников г.Кировск Мурманской области,

с 18.07.1988 года по 10.02.1989 года - в качестве помощника воспитателя в яслях- саду № 29 г.Кировска Мурманской области,

с 17.05.1990 года по 28.09.1990 года - в качестве швеи на Швейной фабрике г.Кировска Мурманской области,

с 01.10.1990 года по 03.11.1993 года - в качестве оператора по эксплуатации швейного оборудования в СП «Совнорсоинг» г.Кирова Мурманской области.

Исключены периоды:

отпусков без сохранения заработной платы с 01.03.1985 года по 03.03.1985 года, с 28.12.1988 года по 10.01.1989 года, с 03.09.1992 года по 16.09.1992 года, с 28.12.1992 года по 30.12.1992 года, 05.01.1993 года, 19.02.1993 года, 16.03.1993 года, 19.04.1993 года, с 24.09.1993 года по 28.09.1993 года, 04.10.1993 года, 03.11.1993 года;

больничные листы без оплаты с 20.08.1988 года по 21.08.1988 года, с 26.09.1988 года по 26.09.1988 года,

прогулы: с 06.12.1984 года по 12.12.1984 года, с 24.11.1988 года по 28.11.1984 года.

Специальный стаж, учитываемый для назначения пенсии Лапаник Е.В., в районах Крайнего Севера в календарном исчислении составил 7 лет 2 месяца 23 дня.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы Лапаник Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене постановленного судом решения.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 33 данного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Анализ приведенных норм права свидетельствует о том, что в случае выработки необходимого стажа в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к нему, у граждан возникает право на досрочное назначение страховой пенсии с уменьшением общего пенсионного возраста на 5 лет.

Положениями абз. 6 ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Статьей 28.1 того же Федерального закона предусмотрено суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно пункту 2 этой статьи (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 319-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Доводы истца, обоснованные ссылкой на норму ст. 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по существу сводятся к тому, что при определении права на трудовую пенсию по старости факт ее работы в районах Крайнего Севера должен учитываться дважды - как основание для исчисления в полуторном размере приобретенного в этих районах стажа работы в особых условиях, дающего право на снижение пенсионного возраста, и как самостоятельное основание для такого снижения.

Однако нормы действующего законодательства не дают оснований для такого применения закона.

Как указано выше, суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда при назначении пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусмотрено статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Ранее аналогичные положения содержались в статье 29 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ.

Таким образом, суммирование трудового стажа в указанных выше случаях предусматривалось положениями пенсионного законодательства, действовавшими как до 01.01.2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и утраты силы Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), так и после этой даты.

Вместе с тем норм, которые предусматривали бы одновременный учет факта работы в районах Крайнего Севера как основания для исчисления в полуторном размере стажа выполнявшейся в этих районах работы в особых условиях, дающего право на снижение пенсионного возраста, и как самостоятельного основания для его дополнительного снижения, пенсионное законодательство не содержало и не содержит.

Статьей 14 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалась пенсия в связи с работой на Крайнем Севере, устанавливавшаяся согласно части 1 этой статьи мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Соответствующее положение содержалось в ч. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

В настоящее время аналогичное положение предусмотрено пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О трудовых пенсиях".

Норма ст. 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", на которую ссылается истец, воспроизводила положение ст. 28 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", которой предусматривалось, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Таким образом, по смыслу указанной статьи, льготное исчисление трудового стажа (в том числе специального) предусматривалось в целях определения права на пенсию по основаниям, предусмотренным статьями 10, 11, 12, 29 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а не в целях суммирования трудового стажа в порядке ст. 29 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

В свою очередь, статьей 29 предусматривалось суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда в целях определения права на пенсию по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 14 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации").

Из этих положений закона в их взаимосвязи не следовала возможность одновременного учета факта работы в районах Крайнего Севера как обстоятельства, влекущего льготное исчисление стажа работы в особых условиях, дающего право на досрочное назначение пенсии, и как самостоятельного основания для дополнительного снижения пенсионного возраста, что к тому же противоречило бы смыслу понятия суммирования трудового стажа.

Следовательно, условием дополнительного снижения на пять лет возраста, установленного для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, является наличие необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, исчисленного в календарном порядке.

Поскольку иного порядка льготного назначения пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных в ним местностям законодательством не предусмотрено, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оснований для исчисления спорных периодов в полуторном размере не имеется.

Доводы жалобы в данной части основаны на неверном толковании закона, опровергаются приведенными выше обстоятельствами и основаниями применения статьи 94 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

Доводы апелляционной жалобы, по сути, повторяют основания заявленных исковых требований, направлены на переоценку выводов суда и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Лапаник Елены Витальевны на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 19 июня 2019 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-6332/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Лапаник ЕВ
Лапаник Е.В.
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Рыбинске
Суд
Ярославский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
25.01.2020Судебное заседание
25.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2020Передано в экспедицию
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2020Передано в экспедицию
09.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее