Дело № 2а-487/2021 копия
УИД 59RS0009-01-2021-000627-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Александровск 02 декабря 2021 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Горлановой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Шон Д.И.,
с участием представителя административного истца прокурора
г. Александровска - помощника прокурора Фатыховой С.М.,
представителя административного ответчика администрации Александровского муниципального округа Пермского края Шибановой Ю.В.,
заинтересованного лица Голубцовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровске Пермского края административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Александровска к администрации Александровского муниципального округа Пермского края о признании незаконным бездействия по принятию на учет бесхозяйной линии электропередач, возложении обязанности на администрацию Александровского муниципального округа Пермского края осуществить мероприятия по принятию на учет бесхозяйной линии электропередач,
у с т а н о в и л:
прокурор г. Александровска обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Александровского муниципального округа Пермского края о признании незаконным бездействия по принятию на учет бесхозяйной линии электропередач <адрес>, возложении обязанности на администрацию Александровского муниципального округа Пермского края осуществить мероприятия по принятию на учет бесхозяйной линии электропередач <адрес>
В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой г. Александровска на основании обращения граждан проведена проверка исполнения администрацией Александровского муниципального района требований законодательства о местном самоуправлении. В ходе проверки установлено, что на территории Александровского муниципального округа имеются бесхозяйные участки линий электропередач <адрес> Данная электрическая линия расположена в границах населенного пункта и предназначена для электроснабжения граждан, проживающих в жилых домах на территории указанного садового товарищества. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Александровского муниципального района поступило обращение садоводческого товарищества «За прудом» о постановке на учет бесхозяйной электрической линии и принятии ее в муниципальную собственность. По результатам рассмотрения данного обращения в адрес заявителей направлен ответ об отсутствии оснований для принятия указанной электрической линии в муниципальную собственность ввиду того, что электроснабжение строений, расположенных на земельных участках, предназначенных для садоводства, не относится к вопросам местного значения. ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения гражданина прокурором города в адрес главы администрации Александровского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования администрацией района направлен ответ, согласно которому орган местного самоуправления полагает, что вышеуказанная линия электропередач является самовольной постройкой, в связи с чем мероприятия по признанию данной сети бесхозяйной проводится не будут. Аналогичная позиция высказана администрацией Александровского муниципального округа по результатам повторного рассмотрения вышеуказанного представления. В настоящее время в собственности граждан имеются земельные участки, расположенные в районе «За прудом», а также находящиеся на них жилые строения. Поставка электрической энергии по указанной линии электропередач необходима для обеспечения надлежащих условий проживания в вышеуказанных жилых домах. Исходя из вышеуказанных положений законодательства следует, что решение органа местного самоуправления об отсутствии оснований для признания линий электропередач <адрес>, противоречит требованиям законодательства.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены садоводческое товарищество «За прудом» в лице Голубцовой Л.Н., МУП «Коммунальные электрические сети».
ДД.ММ.ГГГГ протокольным определением к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «ОРЭС-Прикамья».
Представитель административного истца Фатыхова С.М. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации Александровского муниципального округа Шибанова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями административного иска согласилась, пояснила, что администрация будет проводить мероприятия по принятию на учет бесхозяйной линии электропередач <адрес>
Заинтересованное лицо Голубцова Л.Н. в судебном заседании административный иск прокурора поддержала, пояснила, что в данном садоводческом товариществе имеются жилые дома, в частности ее жилой дом, которые нужно обеспечить электричеством, также указала, что данную линию электропередач необходимо оформить в собственность, чтоб обеспечить безопасность граждан. Кроме того пояснила, что она пыталась найти документы на данную линию электропередач, спрашивала в <данные изъяты>, где ей пояснили, что документов в <данные изъяты> на данную линию электропередач не имеется, так как они не занимались ее установкой, лишь оказывали помощь райисполкому.
Заинтересованные лица МУП «Коммунальные электрические сети», АО «ОРЭС-Прикамья» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в части 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Александровска на основании обращения граждан проведена проверка исполнения администрацией Александровского муниципального района требований законодательства о местном самоуправлении.
В ходе проверки было установлено, что на территории Александровского муниципального округа имеются бесхозяйные участки линий электропередач <адрес>, данная линия электропередач расположена в границах населенного пункта.
На основании проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление главе администрации Александровского муниципального района ФИО1 (л.д. 8-9)
Согласно ответу администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, орган местного самоуправления полагает, что вышеуказанная линия электропередач является самовольной постройкой, в связи с чем мероприятия по признанию данной сети бесхозяйной проводится не будут (л.д. 11-13). Аналогичная позиция высказана администрацией Александровского муниципального округа по результатам повторного рассмотрения вышеуказанного представления (л.д. 14).
Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте: линия электропередач <адрес> до трансформаторной подстанции, отсутствуют.
Согласно информации ГБУ «ЦТИ ПК» Губахинского филиала Александровского отдела сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости - линия электропередач <адрес> до трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: <адрес>,
<адрес> не имеется.
Из сведений, представленных МУП «Коммунальные электрические сети», следует, что электросетевой комплекс предприятия передан в долгосрочную аренду в ДД.ММ.ГГГГ году АО «ОРЭС-Прикамья».
Согласно пояснениям заинтересованного лица АО «ОРЭС-Прикамья» на основании договора аренды муниципального имущества объектов электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между МУП «Коммунальные электросети» (арендодатель) и АО «ОРЭС-Прикамья» (арендатор), арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование недвижимое имущество. Спорное имущество, а именно: линия электропередач <адрес> до трансформаторной подстанции, в предмет договора аренды не входит.
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Голубцовой Л.Н. принадлежит на праве собственности объект недвижимости: дом, назначение жилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 16).
Согласно представленных заинтересованным лицом Голубцовой Л.Н. ходатайств и заявлений, она обращалась по вопросу принятия в муниципальную собственность бесхозяйного участка линии электропередач <адрес> до трансформаторной подстанции, в администрацию Александровского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в администрацию Александровского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, решений по данному вопросу органом местного самоуправления не принято.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Голубцова Л.Н. обращалась с заявлением по вышеуказанному вопросу в администрацию Александровского муниципального округа, на ее заявление главой муниципального округа – главой администрации Александровского муниципального округа ФИО1 дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрация сообщает, что будут проведены работы по постановке на кадастровый учет линии электропередач <данные изъяты> до трансформатора в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится в частности организация в границах округа электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Частью 1 ст. 50 Закона № 131-Ф3 определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона Пермского края от 27.05.2019 № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» (далее - Закон № 395-ПК), вступившего в силу с 08.06.2019, Александровский муниципальный округ считается образованным со дня вступления в силу закона.
На основании п. 4 ст. 4 Закона № 395-ПК администрация Александровского муниципального района до формирования администрации Александровского муниципального округа осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 16 Закона № 131-Ф3 на территории Александровского муниципального округа Пермского края.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества определен Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В соответствии с п. 5 данного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления с учетом предоставленных ему законом полномочий.
Принимая во внимание, что собственность на спорный объект недвижимости не зарегистрирована, а в настоящее время в собственности граждан имеются жилые строения, расположенные в районе «За прудом», в частности жилой дом Голубцовой Л.Н, суд полагает, что поставка электрической энергии по указанной линии электропередач необходима для обеспечения надлежащих условий проживания в вышеуказанных жилых домах.
Кроме того, учитывая, что Голубцова Л.Н. с ДД.ММ.ГГГГ года неоднократно обращалась в органы местного самоуправления по вопросу принятия в муниципальную собственность бесхозяйного участка линии электропередач <данные изъяты> до трансформаторной подстанции, однако никаких действий со стороны органов местного самоуправления не последовало, а также учитывая согласие представителя административного ответчика с предъявленными административными исковыми требованиями, суд приходит к выводу, что со стороны административного ответчика имеет место быть незаконное бездействие по принятию на учет бесхозяйной линии электропередач <адрес>
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2, 4 статьи 3 КАС РФ). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статьи 9 КАС РФ).
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, суд считает необходимым возложить на администрацию Александровского муниципального округа Пермского края осуществить мероприятия по принятию на учет бесхозяйной линии электропередач <адрес>
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░