Дело № 2а-940/2024
УИД № 52RS0047-01-2024-002162-38
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 октября 2024 года г. Семенов Нижегородской области
Семеновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Ложкиной М.М., при секретаре Диденко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семеновского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации г.о. Семеновский Нижегородской области об обязании истребовать документы по исполнению ремонтных работ,
УСТАНОВИЛ:
Семеновский городской прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к администрации г.о. Семеновский Нижегородской области об обязании истребовать документы по исполнению ремонтных работ.
В судебном заседании поставлен вопрос о возможности перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Участвующий по делу прокурор Комлева О.М. возражений в данной части не выразила, оставила вопрос на разрешении суда.
Представитель администрации. о. Семеновский Нижегородской области Рученькина Д.Л. также не возражала против перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Заслушав позиции участников процесса, изучив представленные материалы, разрешая вопрос о возможности перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, против чего стороны возражений не выразили, суд указывает следующее.
Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.
Под иными государственными органами понимаются, в частности, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, другие избирательные комиссии, Счетная палата Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий. В то же время не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ не связанные с реализацией публичных полномочий дела по внутрикорпоративным спорам, возникающим между адвокатами и адвокатскими палатами, нотариусами и нотариальными палатами, медиаторами и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации медиаторов, а также между членами и органами управления иных саморегулируемых организаций, которые подлежат разрешению в исковом порядке.
Согласно ч. 4 ст. 1 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном(процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно разъяснениям, данным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, а подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Таким образом, критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъекта таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому.
Вместе с тем, в силу части 6 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.
Из представленных материалов, позиций сторон, сути заявленных исковых требований усматривается, что предмет спора не связан с реализацией администрацией г.о. Семеновский административных и иных публично-властных полномочий, иск направлен на защиту со стороны истца законных интересов неопределенного круга лиц, в частности пользователей имущества <адрес>, заказчиком ремонта которого является ответчик.
Статьей 22 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрена подведомственность гражданских дел.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Таким образом, исходя из сути заявленных требований, существа спора, суд приходит к выводу о необходимости перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам ГПК РФ.
Указанное не нарушает прав участников процесса, права на судебную защиту.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Семеновского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации г.о. Семеновский Нижегородской области об обязании истребовать документы по исполнению ремонтных работ, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1, 16.1 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Перейти к рассмотрению дела по исковому заявлению Семеновского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации г.о. Семеновский Нижегородской области об обязании истребовать документы по исполнению ремонтных работ по правилам гражданского судопроизводства.
Назначить судебное заседание по данному делу на 23 октября 2024 года на 16 часов 30 минут, вызвать в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Определение обжалованию не подлежит.
Судья Ложкина М.М.