Председательствующий: Буцких А.О.
19RS0011-01-2022-000855-64
дело № 33-2071/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Абакан 8 сентября 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Вениченко О.В., Долгополовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павлюченко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макаренко Людмилы Васильевны к администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия об установлении границ земельного участка и возложении обязанности предоставить земельный участок, по апелляционной жалобе представителя истца Колесниковой Ирины Владимировны на решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 23 мая 2022 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения представителя истца Колесниковой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макаренко Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия об установлении границ земельного участка и возложении обязанности предоставить земельный участок. Указывала, что является собственником нежилого здания с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>. Письмом от 20.05.2020 № 1065 администрацией Усть-Абаканского района Республики Хакасия ей отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания в связи с нахождением формируемого земельного участка в границах территориальной зоны Ж2. Получив отказ, Макаренко Л.В. обратилась в Комиссию по внесению изменений в Генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета в связи с необходимостью приведения документов территориального планирования в соответствие с назначением объекта недвижимости. Решением Комиссии, выраженном в протоколе заседания от 06.08.2020 № 8, ей отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в части перевода территориальной зоны «Ж2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами, на зону «О» - зона делового, общественного и коммерческого назначения. Решением администрации Усть-Абаканского района от 25.09.2020 № 2006 отказано в положительном решении вопроса со ссылкой на обращения жителей п. Расцвет, проживающих по ул. Космонавтов, дом 8, которые выразили несогласие с использованием объекта капитального строительства, примыкающего непосредственно к многоквартирному дому, в качестве объекта коммерческого назначения. Решением суда от 03.02.2021 признано незаконным решение администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 25.09.2020 об отказе во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района в части приведения документов территориального планирования в отношении формируемого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего истцу, в соответствии с назначением объекта недвижимости, на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Макаренко Л.В. от 31.07.2020. 31.08.2021 Макаренко Л.В. обратилась в администрацию Усть-Абаканского района с заявлением о повторном рассмотрении своего заявления о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета, однако ответчик повторно отказал во внесении изменений со ссылкой на опасения причинения неудобства собственникам жилого дома, к которому примыкает объект недвижимости. Макаренко Л.В. обратилась в прокуратуру Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения администрации Усть-Абаканского района об отказе во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета, на основании которого прокуратурой Усть-Абаканского района вынесено представление в адрес администрации Усть-Абаканского района об устранении нарушений. Однако ответчик до настоящего времени нарушения не устранил со ссылкой на те же доводы, на которые ссылался при рассмотрении судом административного дела. Полагала, что администрация Усть-Абаканского района, пользуясь властными полномочиями, уклоняется от рассмотрения её заявления в соответствии с нормами действующего законодательства с учетом вступившего в законную силу решения суда. Просила установить границы земельного участка с условным № общей площадью ..... кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации объекта бытового обслуживания, по адресу: <адрес> в соответствии с координатами, указанными в межевом плане от 05.03.2022, обязать администрацию Усть-Абаканского района предоставить Макаренко Л.В. в собственность указанный земельный участок путем заключения договора купли-продажи в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца Солушкина И.Н. требования поддержала, привела доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия Федотов В.В. требования не признал, полагая, что отказ ответчика во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета является законным и обоснованным, решение принято с учетом мнения жителей смежного дома.
Истец Макаренко Л.В. в судебное заседание не явилась.
Решением суда от 23.05.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Колесникова И.В. просит решение отменить, требования удовлетворить. Полагает неверными выводы суда о несоблюдении истцом порядка предоставления спорного земельного участка в собственность. Указывает, что единственной возможностью сформировать земельный участок, и поставить его на кадастровый учет было обращение в суд с исковым заявлением, поскольку изменить территориальную зону и установить вид разрешенного использования земельного участка в административном порядке истцу не представляется возможным в связи с невозможностью исполнить решение Усть-Абаканского районного суда от 03.02.2021. Ссылаясь на положения статьи 3.3. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статей 39.20 и 64 Земельного кодекса Российской Федерации, указывает, что единственной возможностью образовать земельный участок и восстановить исключительное право истца на его получение является удовлетворение требований иска.
Письменные возражения относительно апелляционной жалобы не поступили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Колесникова И.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Выслушав представителя истца, обсудив апелляционную жалобу жалобы и проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах ее доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из материалов дела следует, что Макаренко Л.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание - объект бытового обслуживания, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым №.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (подпункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, и не отрицается истцом, что на кадастровом учете земельный участок, который Макаренко Л.В. просит обязать ответчика предоставить ей в собственность, не стоит, а решение администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 20.05.2020 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не обжаловалось.
Кроме того, Макаренко Л.В. просит обязать администрацию Усть-Абаканского района Республики Хакасия предоставить земельный участок с видом разрешенного использования – для эксплуатации объекта бытового обслуживания, однако в соответствии с Правилами землепользования и застройки Расцветовского сельсовета, утвержденными решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23.12.2019 № 97, спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж2, не предусматривающей использование земельных участков с указанным видом разрешенного использования.
В силу части 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета не оспорены, судом в указанной части незаконными и недействующими не признаны и подлежат применению.
При таких обстоятельствах не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о неисполнении вступившего в законную силу решения Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 03.02.2021 по административному делу № 2а-108/2021, которым признано незаконным решение администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия об отказе во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия в части изменения территориальной зоны «Ж2»- зона застройки малоэтажными жилыми домами, на зону «О» - зона делового, общественного и коммерческого назначения в отношении формируемого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым №.
Установив, что предполагаемый истцом вид разрешенного использования земельного участка не соответствует требованиям действующих Правил землепользования и застройки Расцветовского сельсовета, а сам земельный участок на кадастровом учете не стоит, суд, учитывая требования статей 39.14, 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отказал в удовлетворении требований иска.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, не содержат ссылок на доказательства, не исследованные судом, и не могут служить основанием для ее удовлетворения и отмены решения, принятого при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, и правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 23 мая 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Макаренко Людмилы Васильевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий | О.А. Страхова |
Судьи | О.В. Вениченко |
Т.В. Долгополова |
В мотивированной форме апелляционное определение составлено 12 сентября 2022 г.