Дело № 2-1080/2021 год

УИД 76RS0023-01-2021-001079-31

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2021 года г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Бачигиной С.В.,

при секретаре Калайтановой Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Леонтьева Алексея Александровича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле о назначении пенсии по инвалидности,

у с т а н о в и л :

    Леонтьев А.А. обратился в Красноперекопский районный суд г. Ярославля с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле о назначении пенсии по инвалидности с 12.08.2019. В обоснование требований указано, что 12.08.2019 Леонтьев А.А. признан инвалидом, установлена впервые третья группа инвалидности, что отражено в выписке из акта освидетельствования серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Ярославской области» Минтруда России Бюро № 12-филиалом ФКУ МСЭ по Ярославской области.

    13.08.2019 истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле с целью назначения полагающихся выплат (ежемесячной денежной выплаты и пенсии по инвалидности), что подтверждается заявлением от 13.08.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о назначении ежемесячной денежной выплаты.

    03.09.2019 Леонтьев А.А. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг. В 2021 году стало известно, что пенсия по инвалидности с даты ее установления не была назначена.

    19.03.2021 истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле за разъяснением причины не назначения пенсии по инвалидности с момента обращения в пенсионный орган. Из пояснений специалиста следует, что для установления пенсии необходимо было написать еще одно заявление – заявление о назначении пенсии, что не было сделано своевременно. Решение о назначении пенсии по инвалидности вынесено Управлением 24.03.2021, пенсия установлена с 19.03.2021, ввиду чего Леонтьев А.А. был лишен возможности получать пенсию по инвалидности с 12.08.2019 по 18.03.2021. Неверная консультация повлекла неблагоприятные для истца последствия, его права нарушены. Полагал, что поданное 13.08.2019 заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) также будет рассмотрено как и заявление о назначении пенсии по инвалидности. С 28.07.2020 ЕДВ назначается в проактивном режиме, необходимость в подаче личного заявления отсутствует. Сведения об установлении Леонтьеву А.А. инвалидности имеются в Федеральном реестре инвалидов (ФРИ), что является достаточным для принятия Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле решения о назначении пенсии по инвалидности с 12.08.2019. Просит: обязать УПФР в г. Ярославле назначить пенсию по инвалидности с 12.08.2019.

    В судебном заседании истец Леонтьев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам. Дополнительно сообщил суду, что 12.08.2019 была установлена инвалидность 3 группы, 13.08.2019 состоялась врачебная комиссия, где было разъяснено право на обращение в пенсионный орган для оформления соответствующих пособий. 13.08.2019 обратился в пенсионный орган по месту жительства в Дзержинском районе г. Ярославля, при обращении имел справку об установлении инвалидности, паспорт и водительское удостоверение, иных документов не было. После получения на карту Сбербанк ЕДВ супруга обратила внимание на ее незначительный размер. Поскольку при поступлении денежных средств Сбербанк указывал наименование перевода как пенсия, полагал, что это размер пенсии по инвалидности, а не иная выплата. Выяснив у врача количество с учетом установленной инвалидности препаратов для лечения, 03.09.2019 оформил отказ от получения набора социальных услуг.

    16.03.2021 обратился в период ограничительных мер с учетом эпидемиологической обстановки в пенсионный орган за разъяснением по вопросу пенсии по инвалидности, где был выдан талон о явке в пенсионный орган на 30.03.2021 с указанием перечня документов, необходимых для оформления пенсии по инвалидности. В последующем обратился за разъяснением относительно перечня документов, поскольку на талоне указан был список документов для назначения пенсии по старости, а не по инвалидности. Сотрудники пенсионного органа сообщили, что перечень документов для назначения пенсии по старости и по инвалидности идентичный. 19.03.2021 через Филиал «МФЦ» по Дзержинскому району г. Ярославля подал документы для назначения пенсии по инвалидности, одновременно аналогичное заявление оформил через сайт «Госуслуги». Пенсионный орган пенсию по инвалидности оформил с даты обращения, с 19.03.2021.

    Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле по доверенности Манухина О.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях с учетом их дополнения на исковое заявление, где указано следующее. В силу п.2 ч.5 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня. Назначение пенсии, в том числе страховой пенсии по инвалидности, носит заявительный характер, обусловлена наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя данного права.

    Согласно положениям ст. 22 Закона № 400-ФЗ назначение пенсии производится по заявлению гражданина, а обращение за ее назначением может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком, не ущемляет пенсионные права граждан. 13.08.2019 Леонтьев А.А. обратился в Управление с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, заявление о назначении пенсии по инвалидности не подавалось, а поступило лишь 19.03.2021. Поскольку Леонтьевым А.А. до 19.03.2021 не было реализовано право на обращение за назначением пенсии, правовых оснований для возложения на УПФР в г. Ярославле обязанности по назначению пенсии по инвалидности с более ранней даты с 12.08.2019 Леонтьеву А.А. не имеется.

    Дополнительно обратила внимание, что 13.08.2019 при обращении в пенсионный орган истцом не был представлен полный пакет документов для назначения пенсии по инвалидности, соответствующие разъяснения гражданам даются сотрудниками пенсионных органов в обязательном порядке, в том числе по пакету документов. Сотрудником пенсионного органа были приняты от Леонтьева А.А. документы для назначения ежемесячной денежной выплаты, соответствующая выплата назначена. Сбербанк не является органом, который осуществляет назначение пенсии и устанавливает ее размер, при переводе денежных средств кредитной организацией пенсионный орган не несет ответственности за указанные банком комментарии при перечислении денежных средств гражданам.

    Суд, заслушав истца Леонтьева А.А., представителя ответчика по доверенности Манухину О.А., исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу.

    В силу статьи 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    В силу принципа состязательности, закрепленного статьей 12 ГПК РФ, стороны, если они желают добиться для себя наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные процессуальные действия, в том числе заявить ходатайство о вызове и допросе свидетелей, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.

    Ставя реализацию процессуальных прав в зависимость от принципов разумности и добросовестности, законодатель возлагает на лиц обязанность претерпевать негативные последствия в случае нарушения данных принципов.

На основании части 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

    В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 133 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Согласно ч. 1 ст. 21 Закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

    Согласно п.2 ч.5 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня.

    Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

    Согласно ч.6 ст. 21 Закона № 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

    Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 № 35496) утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии (Перечень).

    Согласно п. 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

    Согласно п. 25 Указанного выше Перечня для назначения пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению необходимы документы в зависимости от категории лица, которому назначается указанная пенсия.

    В зависимости от категории лиц, к которой относится инвалид, устанавливается один из следующих видов пенсии по инвалидности (п. 2 ст. 6 Закона № 400-ФЗ; пп. 3, 5 п. 1, п. п. 4, 6 ст. 5, п. 2 ст. 8 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ; ст. 2, п. "б" ч. 1 ст. 5, ст. 19 Закона от 12.02.1993 N 4468-1): 1) страховая пенсия; 2)    пенсия в рамках пенсионного обеспечения, в том числе: - пенсия по инвалидности, назначаемая по Закону № 166-ФЗ, в частности, военнослужащим, ставшим инвалидами при прохождении военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, участникам ВОВ, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (далее - государственная пенсия по инвалидности); - пенсия по инвалидности, назначаемая по Закону № 4468-1, в частности, военнослужащим, ставшим инвалидами при прохождении военной службы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (далее - военная пенсия); - социальная пенсия по инвалидности нетрудоспособным.

    В соответствии с п. 14 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 11.12.2019 № 685п (Административный регламент) решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии, о переводе с одной пенсии на другую либо об отказе в переводе с одной пенсии на другую осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии (перевода с одной пенсии на другую) документами, обязанность по предоставлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.

    В п. 20 Административного регламента установлено, что для получения государственной услуги гражданином представляются следующие документы: заявление; документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, гражданство гражданина; документы (информация), подтверждающие место постоянного жительства за пределами территории Российской Федерации; документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие представлению гражданином, предусмотренные пунктами 23 - 39, 45 Административного регламента (далее - документы, необходимые для предоставления государственной услуги).

    Согласно п. 23 Административного регламента Граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

    Административным регламентом утверждена соответствующая форма заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты и о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) – приложение № 1 к Административному регламенту. Формы соответствующих заявлений представлены ответчиком в судебном заседании, являются идентичными, что утверждены Административным регламентом.

    Согласно положений ст. 9 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены ст. 14 Закона № 400-ФЗ.

    Судом установлено, что 12.08.2019 Леонтьев А.А. признан инвалидом, установлена третья группа инвалидности, что отражено в справке серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Ярославской области» Минтруда России Бюро № 12-филиалом ФКУ МСЭ по Ярославской области (л.д. 14-15).

    13.08.2019 Леонтьевым А.А. подано заявление в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле в Дзержинском районе о назначении ежемесячной денежной выплаты, что подтверждается заявлением от 13.08.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 5-6) и не оспаривается ответчиком. Сам истец пояснил в ходе рассмотрения дела, что иных документов, креме паспорта, водительского удостоверения и справки серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН он на руках в момент обращения не имел. В указанной части суд принимает во внимание пояснения истца, в ходе рассмотрения дела они не опровергнуты.

    Решением пенсионного органа от 16.08.2019 Леонтьеву А.А. назначена ежемесячная денежная выплата с 13.08.2019 по 31.08.2020 в размере 2 162 руб. 67 коп. (л.д. 7).

    03.09.2019 истец путем обращения в пенсионный орган оформил заявление об отказе от получения набора социальных услуг, что документально подтверждено (л.д. 8-9) и не оспаривается ответчиком.

    Судом установлено, что в 2021 году, как указывает истец 16.03.2021, что не оспорено, Леонтьеву А.А. был выдан при личном обращении в пенсионный орган талон на 30.03.2021 в 11 час. 40 мин. для оформления его права на получение пенсии по инвалидности, в талоне указан перечень документов, необходимых для назначения страховой пенсии по старости, среди которых: паспорт, страховое свидетельство (СНИЛС), трудовая книжка, военный билет, диплом об образовании, свидетельство о браке (для женщин), свидетельства о рождении детей (для женщин), справка из Центра занятости (если были на учете). Пакет документов для назначения пенсии по старости и для назначении пенсии по инвалидности идентичен.

    19.03.2021 через ГАУ ЯО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» филиал по Дзержинскому району г. Ярославля Леонтьевым А.А. подано заявление об установлении пенсии по инвалидности, предоставлены следующие документы: заявление о назначении пенсии, паспорт, трудовая книжка, справка из медицинского учреждения, военный билет, диплом, что вытекает из представленной истцом расписки от 19.03.2021.

    24.03.2021 принято решение о назначении Леонтьеву А.А. страховой пенсии по инвалидности с 19.03.2021 в размере 11 143 руб. 60 коп., установлена фиксированная выплата к страховой пенсии в соответствии со ст. 16 Закона № 400-ФЗ в размере 3 022 руб. 24 коп., что документально подтверждено (л.д. 13).

    Поскольку 13.08.2019 при обращении в пенсионный орган Лентьевым А.А. не был представлен полный пакет документов, необходимый для оформления пенсии по инвалидности, истцом не было оформлено соответствующее заявление установленной формы о назначении пенсии по инвалидности, у пенсионного органа отсутствовали правовые основания для оформления Леонтьеву А.А. пенсии по инвалидности по собственной инициативе, так как оформление соответствующего права носит заявительный характер и зависит от волеизъявления гражданина. Указанным правом Леонтьев А.А. воспользовался 19.03.2021, подав соответствующее заявление через ГАУ ЯО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» филиал по Дзержинскому району г. Ярославля. Заявление истца было рассмотрено в установленный законом срок, процессуально пенсионным органом оформлено соответствующим решением от 24.03.2021 о назначении пенсии.

    Оснований для оформления Леонтьеву А.А. пенсии по инвалидности при обращении 13.08.2019 в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты у ответчика не имелось, поскольку истцом не был представлен кроме соответствующего заявления в том числе и полный пакет необходимых для разрешения вопроса документов.

    Указание Леонтьева А.А. о том, что он был введен в заблуждение, поскольку получая на карту Сбербанк переводы денежных средств с указанием наименования операции «пенсия» полагал, что ее размер составляет именно указанную сумму, не может быть принят судом во внимание, поскольку вопросами о назначении пенсий, ее размере занимается Пенсионный фонд Российской Федерации, Сбербанк данным правом не наделен, при этом указание наименовании операции производится соответствующим банком, а не пенсионным органом.

    При наличии сомнений в размере пенсии, фактическом наименовании операции Леонтьев А.А. имел реальную возможность обратиться любым удобным для него способом в пенсионный орган и получить соответствующие разъяснения, что было сделано истцом только в марте 2021 года, т.е. спустя значительный промежуток времени с момента установления ему инвалидности и первоначального обращения 13.08.2019, при этом суд учитывает и пояснения самого истца, который указывал при рассмотрении дела, что супруга Леонтьева А.А. обращала внимание истца на низкий размер получаемой им пенсии, однако сам истец должной активности не проявил, указанным вопросом занялся лишь в 2021 году. При этом суд учитывает и тот факт, что получив на карту Сбербанк 23.08.2019 денежные средства в размере 638 руб. 19 коп. с указанием наименования операции «пенсия», что отражено в выписке Сбербанк, представленной истцом, Леонтьев А.А. при оформлении заявления 03.09.20219 об отказе от получения набора социальных услуг не интересовался вопросом размера полученной пенсии.

    С учетом установленных по делу обстоятельств, судом не установлено оснований для удовлетворения требований Леонтьева А.А. о назначении ему пенсии по инвалидности с 12.08.2019. Доказательств для иного вывода суда по делу не представлено.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 12.08.2019 ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

2-1080/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Леонтьев Алексей Александрович
Ответчики
Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле
Суд
Красноперекопский районный суд г. Ярославль
Судья
Бачигина Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
krasnoperekopsky.jrs.sudrf.ru
26.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2021Передача материалов судье
29.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.05.2021Предварительное судебное заседание
15.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее