ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Цыденова Н.М.
УИД 04RS0018-01-2021-006685-22
дело 12-167/2022 пост.11.04.2022
РЕШЕНИЕ
16 мая 2022 г. г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Ихисеева М.В., при секретаре Цыденжаповой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Пугачевой Н.В. с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на постановление Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 5 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Пугачевой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 5 октября 2021 г. Пугачева Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. за то, что она, прибыв на территорию Российской Федерации 30.04.2021, в течение 3 календарных дней со дня прибытия не прошла однократное лабораторное исследование на COVID-2019 методом ПЦР и не разместила информацию о результате лабораторного исследования на COVID-2019 методом ПЦР, или сведения о перенесенном заболевании или сведения о вакцинации в Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации».
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Бурятия, Пугачева Н.В. указывает на незаконность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что она по адресу: <...> не проживает. Зарегистрирована и проживает: <...>, <...> <...>. Пугачева Н.В. не была извещена о рассмотрении дела судом и о составлении протокола об административном правонарушении. О вынесенном постановлении ей стало известно от судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП по Республике Бурятия. Просит восстановить срок для подачи жалобы.
В судебное заседание Пугачева Н.В. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного органа по доверенности Очертаров А.О. с доводами жалобы не согласился.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участвующих лиц, прихожу к следующему.
Заявляя ходатайство о восстановлении срока, Пугачева Н.В. указывает, что она не была извещена надлежащим образом о рассмотрении дела, о вынесенном постановлении узнала от судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП по Республике Бурятия.
Согласно пояснениям Пугачевой Н.В. фактически она зарегистрирована и проживает по адресу: <...>, <...> <...> Однако извещение о судебном заседании и копия постановления были направлены по иному адресу. Таким образом, Пугачева Н.В. не знала о вынесенном постановлении и привлечении ее к административной ответственности.
С учетом конституционного права каждого на судебную защиту и установленных статьей 24.1 КоАП РФ задач производства по делам об административных правонарушениях, в целях исключения неопределенности в окончательности разрешения дела, суд считает возможным восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы.
Разрешая жалобу по существу, вышестоящий суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении №365 от 22.06.2021, Пугачева Н.В. 30.04.2021 прибыла на территорию Российской Федерации из Словении. Однако в течение 3 календарных дней, со дня прибытия на территорию РФ, Пугачева Н.В. не прошла однократное лабораторное исследование на COVID-2019 методом ПЦР и не разместила информацию о результате лабораторного исследования на COVID-2019 методом ПЦР, или сведения о перенесенном заболевании или сведения о вакцинации в Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации».
Судья районного суда пришла к выводу о том, что совокупность представленных доказательств подтверждает факт совершения Пугачевой Н.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела судьей районного суда допущены нарушения процессуальных норм КоАП РФ.
В силу положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в деле, разъясняются их права и обязанности.
Права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, зафиксированы в ч.1 ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.51 Конституции Российской Федерации.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно пояснениям Пугачевой Н.В., с 2012 г. она зарегистрирована и проживает по адресу: <...>, 113 мкрн., <...>А, <...>. Данный факт подтверждается справкой с результатами о проведении тестирования на наличие РНК SARS CoV2 от ....
Вместе с тем, административный орган направил уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ по адресу: <...>. Согласно отчету об отслеживании отправления, корреспонденция, направленная по указанному адресу на имя Пугачевой Н.В., возвращена отправителю по иным обстоятельствам. Сведений о вручении корреспонденции Пугачевой Н.В. не имеется. Также не имеется информации, по каким причинам не была вручена корреспонденция почтовым отделением.
Таким образом, протокол об административном нарушении составлен без участия Пугачевой Н.В. при отсутствии сведений о надлежащем извещении, лица привлекаемого к административной ответственности.
Поскольку после начала рассмотрения дела об административном правонарушении возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков нормами КоАП РФ не предусмотрено, следовательно, возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, суд приходит к выводу об отмене постановления районного суда и прекращения производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление судьи от 5 октября 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.3, ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Ходатайство Пугачевой Н.В. о восстановлении срока для подачи жалобы удовлетворить. Восстановить Пугачевой Н.В. срок для подачи жалобы на постановление судьи от 5 октября 2021г.
Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 5 октября 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Пугачевой Н.В. отменить. Производство по настоящему делу прекратить.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия М.В. Ихисеева