Докладчик БлиноваМ.А. |
Апелляционное дело №33-187/2019 Судья Ермолаева Т.П. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А., Филимоновой И.В.,
при секретаре Герасимовой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах Федоровой А.А. к администрации города Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе администрации города Чебоксары на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 октября 2018 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения истца Федоровой А.А., прокурора Власовой Ю.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы на решение суда, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары обратился в суд с иском в интересах Федоровой А.А. к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что Федорова А.А. на основании постановления главы администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 04 августа 2014 года № включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В настоящее время состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>, в котором зарегистрированы всего 7 человек. 31 июля 2014 года главой администрации района утвержден акт об установлении факта невозможности проживания Федоровой А.А. в указанном жилом помещении, поскольку закрепленного жилого помещения не имеет, площадь квартиры, в которой зарегистрирована, составляет ... кв.м., в результате на каждого приходится менее учетной нормы. Ссылаясь на положения п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, заместитель прокурора просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании прокурор Васильева Е.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Истец Федорова А.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, указав, что её мать лишена родительских прав, отец записан со слов матери. До совершеннолетия находилась под опекой. В настоящее время обучается <данные изъяты>, общежитием не обеспечивалась. Зарегистрирована и проживает в квартире ФИО2 и ФИО3, своего жилья не имеет, возможности приобрести его за счет собственных средств не имеет. В списке лиц на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда состоит с 2014 года.
Представитель ответчика администрации г.Чебоксары Чувашской Республики Крупякова А.В., не оспаривая право Федоровой А.А. на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, полагает, что такое право должно быть реализовано в порядке очередности исходя из списка лиц, обладающих аналогичным правом, в связи с чем просила в удовлетворении иска отказать.
Третьи лица администрация Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 октября 2018 года на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Федоровой А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанное решение обжаловано ответчиком администрацией города Чебоксары Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности. Заявитель указывает на отсутствие у истца права на внеочередное обеспечение жильем, поскольку согласно действующему законодательству реализация права должна быть произведена в порядке очередности списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах субвенций, выделенных из республиканского бюджета на указанные цели. Суд не исследовал вопрос наличия и объем субвенций для предоставления жилого помещения истцу на дату рассмотрения дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица Федорова А.А. и прокурор Власова Ю.М. возражали против доводов апелляционной жалобы ответчика.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле,проверив решение суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Федорова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что её мать ФИО1 на основании решения Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 апреля 2006 года лишена в отношении неё родительских прав, сведения об отце в справке о рождении отсутствуют.
В настоящее время Федорова А.А. зарегистрирована в муниципальном жилом помещении, общей площадью ... кв.м., по адресу: <адрес>. Согласно выписки из лицевого счета в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают всего семь человек: ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Федорова А.А. (истец).
Актом, утвержденным главой администрации Калининского района г.Чебоксары, от 31 июля 2014 года установлен факт невозможности проживания Федоровой А.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, так как это противоречит интересам указанного лица в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения (л.д.10).
Какого-либо жилого помещения Федорова А.А. на праве собственности не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 03 сентября 2018 года.
На основании постановления главы администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 04 августа 2014 года № Федорова А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений с 21 июля 2014 года, как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д.9).
Разрешая спор по существу, установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание положения Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению Федоровой А.А.. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции, так как он является правильным, основан на верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и подтвержденных надлежащими доказательствами, соответствует требованиям законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Факт нуждаемости истца Федоровой А.А. в улучшении жилищных условий и её право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», стороной ответчика не оспаривается.
Таким образом, принимая во внимание, что Федорова А.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достигла совершеннолетия, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у неё права на предоставление ей жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку исходя из приведенных выше положений действующего законодательства с момента включения в список детей-сирот на получение жилья и достижения Федоровой А.А. совершеннолетия у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения.
Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. №185-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013 года) и статьи 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заявлению таких лиц завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. На основании изложенного, у ответчика возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Следует иметь в виду, что формирование субъектом РФ сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки (Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2014 г. N 86-КГПР 14-7).
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием отказа в обеспечении указанной категории граждан в порядке, определенном федеральным законодательством. Указанная позиция неоднократно высказывалась в определениях Верховного Суда Российской Федерации (№20-КГПР15-11 от 13.10.2015г.)
Следовательно, наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что указывается в апелляционной жалобе, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Иных доводов апелляционная жалоба администрации города Чебоксары Чувашской Республики не содержит.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации города Чебоксары на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 октября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: А.А. Нестерова
И.В. Филимонова