Судья Бойкова И.В. Дело №22 - 925
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Пермь 13 февраля 2018 года
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Евстюниной Н.В.,
при секретаре Делидовой П.О.,
с участием прокурора Климовой И.В.,
адвоката Варанкиной Н.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу осужденного Каменских А.С. на постановление Дзержинского районного суда г. Перми от 28 декабря 2017 года, которым
разъяснены неясности, возникшие при исполнении приговора Дзержинского районного суда г. Перми от 10 октября 2017 года в отношении Каменских Артема Сергеевича, осужденного по ч. 3 ст. 180 УК РФ. Вещественные доказательства – изъятые этикетки, коробки, упаковки с контрафактной продукцией, мешки с растительным веществом, а также иную продукцию, переданную в АО «НПО «Микроген» филиал в г. Перми «Пермское НПО «Биомед», в соответствии с ч. 5 ст. 1252 ГК РФ уничтожить за счет средств осужденного Каменских А.С.,
прекращено производство по делу в части разрешения вопроса о процессуальных издержках, связанных с проведением экспертиз в ходе предварительного следствия,
УСТАНОВИЛ:
Каменских А.С. осужден по приговору Дзержинского районного суда г.Перми от 10 октября 2017 года по ч. 3 ст. 180 УК РФ к 3 годам лишения свободы со штрафом в размере 150000 рублей, в соответствии со ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком 3 года.
По приговору решен вопрос по вещественным доказательствам. Постановлено вещественные доказательства – изъятые этикетки, коробки, упаковки с контрафактной продукцией, мешки с растительным веществом, а также иную продукцию, переданную в ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России в г. Перми Пермское НПО « Биомед», уничтожить. Пустые флаконы, хранящиеся в НПО «Биомед», возвратить НПК «Апифитогрупп».
Директор филиала ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России в г.Перми «Пермское НПО «Биомед» (с настоящее время АО «НПО «Микроген» филиал в г. Перми «Пермское НПО «Биомед») обратилась в суд с заявлением, в котором просила разъяснить неясности, возникающие при исполнении приговора в части того, кем и за чей счет, а также в какие сроки должно быть осуществлено уничтожение хранящихся по месту нахождения филиала вещественных доказательств, а также вправе ли ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России самостоятельно осуществить передачу хранящихся в НПО «Биомед» пустых флаконов ООО НПК «Апифитогрупп», принимая во внимание, что помещение опечатано.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе осужденный Каменских Э.С. полагает, что постановление суда подлежит отмене, поскольку при разъяснении неясностей и сомнений, возникающих при исполнении приговора, не применяются нормы гражданского права. Считает, что уничтожение вещественных доказательств производится в порядке, установленном правительством Российской Федерации, в частности Положением «О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых затруднено», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2012 года №848, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2015 года №449.
Проверив представленные материалы, заслушав выступление адвоката Варанкиной Н.А., поддержавшей доводы жалобы, мнение прокурора Климовой И.В., полагавшей решение суда отменить в части, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда в части решения вопроса по вещественным доказательствам и прекращении производства по заявлению ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России в г.Перми «Пермское НПО «Биомед» по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 82 УПК РФ вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пп «а» п. 1 ч. 1 ст. 82 УПК РФ вещественные доказательства в виде предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку, по возможности опечатываются и по решению дознавателя, следователя передаются на хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 года N449 "Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам" (далее Правила N 449).
Согласно абзацу 3 п. 2 Правил N 449 вещественные доказательства в виде предметов, в том числе больших партий товаров, которые в силу громоздкости или иных причин, в частности в связи с необходимостью обеспечения специальных условий их хранения, не могут храниться при уголовном деле или в камере хранения вещественных доказательств, передаются на хранение в государственные органы, имеющие условия для их хранения и наделенные правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, а при отсутствии такой возможности - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющим условия для их хранения и наделенным правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, на основании договора хранения, заключенного уполномоченным органом и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, при условии, что издержки по обеспечению специальных условий хранения этих вещественных доказательств соизмеримы с их стоимостью.
Инструкцией (§ 62) о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18октября 1989 года N34/15, утвержденной Генеральным прокурором СССР, Министром внутренних дел СССР, Министром юстиции СССР, Председателем Верховного Суда СССР, первым заместителем Председателя КГБ СССР, применяемой в части, не противоречащей действующему уголовно-процессуальному законодательству, предусмотрено, что если вещественные доказательства и иное имущество находятся на специальном хранении, по месту их хранения направляется копия или выписка из приговора, определения, постановления, в которой указано о дальнейшей судьбе этих объектов. Принятое решение является обязательным для руководителей учреждений, где находятся на хранении вещественные доказательства.
Вещественные доказательства и иное имущество, подлежащее возвращению владельцам, выдаются им в натуре под расписку, которая подшивается в уголовное дело и нумеруется очередным его листом. О возможности получения заинтересованными лицами изъятых у них предметов и ценностей им сообщается письменно, копия уведомления подшивается в уголовном деле. В расписке получатель указывает данные своего паспорта или иного удостоверяющего его личность документа, место проживания. В случае невозможности личной явки владельца предметов и ценностей они могут быть получены по его доверенности другим лицом, расписка которого также приобщается к делу. Если владельцем является предприятие, учреждение, организация, предметы и ценности передаются их представителям при наличии доверенности, удостоверяющего их личность документа и под расписку (§ 63 указанной Инструкции).
Согласно приговору Дзержинского районного суда г. Перми от 10октября 2017 года в отношении Каменских А.С. судом разрешен вопрос, как следует поступить с вещественными доказательствами, переданными на хранение в ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России в г. Перми Пермское НПО «Биомед».
Таким образом, принятое судом в приговоре решение по вещественным доказательствам не содержит неясностей, в связи с чем постановление суда в этой части нельзя признать обоснованным, оно подлежит отмене с прекращением производства по заявлению ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России в г.Перми «Пермское НПО «Биомед».
Вопросы возмещения расходов, связанных с хранением и уничтожением вещественных доказательств, разрешаются в ином порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.15, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Дзержинского районного суда г. Перми от 28 декабря 2017 года в части разъяснения неясностей, возникших при исполнении приговора Дзержинского районного суда г. Перми от 10 октября 2017 года в отношении Каменских Артема Сергеевича в части решения вопроса по вещественным доказательствам, отменить, производство по заявлению ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России в г.Перми «Пермское НПО «Биомед» прекратить.
В остальном постановление Дзержинского районного суда г. Перми от 28 декабря 2017 года оставить без изменения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий