Дело № 2-2614/2021

32RS0020-01-2021-000558-40

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2021 года г. Брянск

Бежицкий районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Морозовой Е.В.

при секретаре Шеремет М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федеральной службы судебных приставов России к Проничевой Марине Леонидовне о взыскании ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная служба судебных приставов России (далее ФССП России) обратилась в суд с данным иском о взыскании с ответчика ущерба в регрессном порядке в сумме 2000 рублей. В обоснование иска указано, что ответчик осуществляла трудовую деятельность в должности судебного пристава- исполнителя Бежицкого РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области. Решением Бежицкого райсуда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по иску Юхманова К.Э., действия судебного пристава - исполнителя Проничевой М.Л. в виде списания денежных средств с банковской карты без уведомления должника Юхманова К.Э. признаны незаконными. Указанным решением в связи с этим с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации в пользу Юхманова К.Э. взыскана компенсация морального вреда в размере 2000 руб. Указанные денежные средства в сумме 2000 рублей были перечислены Юхманову К.Э. ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст.238 ТК РФ, ст.1081 ГК РФ, истец просил требования удовлетворить.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика, третьих лиц- УФССП России по Брянской области, Минфина России в лице УФК по Брянской области.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.2 ст.3 Федерального закона «О судебных приставах» №118-ФЗ от 21.07.1997 г. в ред. на 01.05.2019 ( ныне ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ», далее ФЗ №118-ФЗ ) судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, утратила силу с 01.01.2020.

Согласно пункту 1 статьи 6.4 ФЗ №118-ФЗ к работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения.

Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе (пункт 3 указанной статьи ФЗ №118 - ФЗ).

Федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – ФЗ №58-ФЗ).

На основании пункта 3 статьи 10 ФЗ №58-ФЗ нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация. государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 10 ФЗ №58-ФЗ правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

В силу пп.2,4 ч.1 ст.15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004 г. (далее Закон №79-ФЗ) гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

Из указанного следует, что пристав-исполнитель, выполняя обязанность, возложенную на него действующим законодательством как на должностное лицо, действует от имени государственного органа (Федеральной службы судебных приставов) в целях реализации задачи по исполнению судебных актов. Именно на судебного пристава возлагается обязанность доказывания соответствия закону его действий и принятых постановлений.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ №79-ФЗ представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Ущерб, причиненный сотрудником органов принудительного исполнения гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 19 ФЗ №118-ФЗ ).

В Гражданском кодексе Российской Федерации отношения, связанные с возмещением вреда, регулируются нормами главы 59 (обязательства вследствие причинения вреда).

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу пункта 1 статьи 1081 ГК РФ, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 названного кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение (пункт 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, в частности, следует, что в случае причинения федеральным государственным гражданским служащим при исполнении служебных обязанностей вреда гражданину или юридическому лицу его возмещение производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации. Лицо, возместившее вред, причиненный федеральным государственным гражданским служащим при исполнении им служебных обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Вместе с тем в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ, Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральном законе от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» не определены основания, порядок и виды материальной ответственности государственных гражданских служащих за ущерб, причиненный нанимателю, в том числе при предъявлении регрессных требований в связи с возмещением вреда.

Статьей 73 ФЗ №79-ФЗ предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим федеральным законом.

Поскольку данным законом вопрос о взыскании ущерба, причиненного незаконным решением, действием (бездействием), принятого или совершенного должностным лицом не урегулирован, применению подлежат положения статьи 238 Трудового Кодекса РФ ( далее ТК РФ).

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

По общему правилу, закрепленному в статье 241 ТК РФ, за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодеком или иными федеральными законами.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных Кодексом или иными федеральными законами ( ч.2 ст.242 ТК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю» ( далее постановление Пленума ВС РФ №52) под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь ввиду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам.

В силу разъяснений, содержащихся в п.16 постановления Пленума ВС РФ №52, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный ущерб, суд в соответствии с ч.1 ст.250 ТК РФ может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности. Снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности. Оценивая материальное положение работника, следует принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), его семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т.п.

С учетом заявленных исковых требований, и регулирующих спорные отношения норм материального права по настоящему делу юридически значимыми подлежащими определению и установлению являются следующие обстоятельства, наличие у истца (нанимателя) прямого действительного ущерба; противоправность действий или бездействия ответчика; причинная связь между поведением судебного пристава-исполнителя и наступившим у истца (нанимателя) ущербом; вина судебного пристава-исполнителя в причинении ущерба истцу; размер ущерба.

Суд находит установленным в доказательствах наличие совокупности вышеприведенных условий для возмещения ущерба в порядке регресса ввиду следующего.

Установлено, что ответчик Проничева М.Л. с ДД.ММ.ГГГГ была принята на федеральную государственную службу и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава исполнителя Бежицкого РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области, с установлением должностного оклада в размере 4541 руб. ежемесячно, ежемесячной надбавкой за особые условия государственной службы в размере 60% от оклада, ежемесячным денежным поощрением в размере 1 должностного оклада.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком расторгнут служебный контракт, ответчик освобождена от замещаемой ею должности федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ по инициативе гражданского служащего.

Решением Бежицкого районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными действия судебного пристава - исполнителя Бежицкого РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Проничевой М.Л., выразившиеся в списании денежных средств с банковской карты без уведомления должника Юхманова К.Э.

Как следует из решения, судебным приставом- исполнителем Проничевой М.Л., в нарушение требований ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве в РФ», было принято постановление об обращении взыскания на денежные средства должника Юхманова К.Э., на основании которого были списаны со счета денежные средства, до уведомления должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства.

Данным решением с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации в пользу Юхманова К.Э. взыскана компенсация морального вреда в размере 2000 руб. Компенсация морального вреда взыскана в связи с незаконными действиями судебного пристава- исполнителя.

Данное решение исполнено ДД.ММ.ГГГГ, из чего следует, что истец в силу закона вправе обратиться к причинителю вреда (работнику) о взыскании ущерба в порядке регресса.

Среднемесячный доход ответчика за последние 9 месяцев до расторжения служебного контракта – 23692,12 руб.

Оценив представленные доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ, суд, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, с учетом материального положения ответчика, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Как следует из материалов дела, ответчик в собственности имеет жилое помещение по адресу: <адрес>, на июнь 2021 ответчик был трудоустроен в ООО «М.Б.А. Финансы» со средней заработной платой 15686,58 руб. (согласно сведений, ЦПФР).

Сведений о тяжелом материальном положении, наличии иждивенцев или иных обстоятельствах, которые могли бы послужить основанием для снижения судом размера взыскания причиненного работодателю ущерба, ответчиком суду не представлено, по делу не установлено.

Ввиду изложенного, суд взыскивает с ответчика в пользу казны Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России ущерб в порядке регресса в сумме 2 000 рублей.

На основании ст.103 ГПК РФ, с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в сумме 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 2 000 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 400 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░- 02.11.2021 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

2-2614/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ФССП России
Ответчики
Проничева Марина Леонидовна
Суд
Бежицкий районный суд г. Брянск
Судья
Морозова Е.В.
Дело на сайте суда
bezhitsky.brj.sudrf.ru
13.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.08.2021Передача материалов судье
19.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2021Подготовка дела (собеседование)
14.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2021Судебное заседание
02.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее