Докладчик Вассияров А.В.
Апелляционное дело № 33-498/2023
Судья Матвеева Т.В.
Гражданское дело № 2-4395/2022
УИД 21RS0025-01-2022-005455-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2023 года город Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Агеева О.В., судей Александровой А.В., Вассиярова А.В.,
при секретаре судебного заседания Жуковой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Чернова В.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, произвести перерасчет страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе истца Чернова В.А. на решение Московского районного суда города Чебоксары от 7 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Вассиярова А.В., судебная коллегия
установила:
Чернов В.А. обратился в суд исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии, Учреждение), в котором просил возложить на ответчика обязанности: включить в страховой стаж период работы в ОБЩЕСТВО с 1 января по 31 декабря 2019 года; произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом указанного периода работы; выплатить неполученные в связи с отказом в перерасчете пенсии в период с 5 января 2020 года по 30 июня 2022 года денежные средства в размере 40 060, 25 руб.
Свои требования истец мотивировал тем, что размер страховой пенсии по старости, назначенной ему решением ответчика с 5 января 2020 года, рассчитан последним неверно: при подсчете страхового стажа ответчик не включил в него период работы истца после 1 января 2019 года, определив продолжительность страхового стажа по состоянию на 31.12.2020 в 32 года 2 месяца и 1 день вместо положенных 33 лет 2 месяцев 1 дня, что повлекло, как полагал истец, неполучение им в период с января 2020 года по июнь 2022 года денежной суммы в размере 40060, 25 руб.
В судебном заседании истец Чернов В.А. и его представитель Никитин А.В. просили удовлетворить исковые требования, ответчик в письменном отзыве их не признал.
Решением Московского районного суда города Чебоксары от 7 ноября 2022 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истца на предмет отмены судебного постановления повторяются доводы искового заявления, не учтенные и не получившие надлежащей правовой оценки, как утверждает истец, при рассмотрении дела судом первой инстанции, и приводится альтернативный расчет страховой пенсии как основа для перерасчета пенсии на основании решения суда.
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 25 января 2023 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии.
Признав возможным, в соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), рассмотрение дела в отсутствие участвующих в нем лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона №400-ФЗ, целью данного федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В пункте 5 статьи 3 Федерального закона №400-ФЗ для целей этого федерального закона дано понятие установления страховой пенсии, назначения страховой пенсии, перерасчета и корректировки ее размера, перевода с одного вида пенсии на другой.
Статьей 6 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с этим федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности и страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в части 1 статьи 15 Федерального закона №400-ФЗ.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Федерального закона №400-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.
Индивидуальный лицевой счет - электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона № 27-ФЗ).
Общая часть индивидуального лицевого счета - составная часть индивидуального лицевого счета, в которой отражаются страховой номер индивидуального лицевого счета, сведения о зарегистрированном лице, сведения о периодах работы и (или) другой деятельности, об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», о заработке (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах, направляемых на финансирование страховой пенсии, о пенсионных правах застрахованного лица и об установлении страховой пенсии, о дате регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, о закрытии индивидуального лицевого счета и иные сведения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете сведения уточняются и дополняются (п. 6 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ).
По общим правилам в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В силу статьи 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением ответчика от 27.12.2019 №190001288578/625499/19 истцу Чернову В.А. назначена страховая пенсия по старости с 5 января 2020 года в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Суммарный размер страховой пенсии истца и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 05.01.2020, согласно указанному решению, составил 14110, 75 руб. (л.д. 68).
ОБЩЕСТВО Чернову В.А. выдана справка №186 от 26.07.2022, по содержанию которой, последний принят на работу 19 декабря 2014 года согласно приказу №156-к от 19.12.2014 и работает в должности «<данные изъяты>» (л.д. 40).
После назначения пенсии истец вступил в переписку с ответчиком по вопросам определения размера страховой пенсии и включения в страховой стаж определенных периодов работы.
В письме ответчика от 01.09.2021 Чернову В.А. разъяснено, что размер страховой пенсии рассчитывается исходя из количества индивидуальных пенсионных коэффициентов и следующих показателей: продолжительность общего трудового стажа до 1 января 2022 года; продолжительность трудового стажа, выработанного до 1 января 1991 года; отношение среднемесячного заработка за период работы с января 1997 года по декабрь 2001 года к среднемесячной заработной плате по стране в этот период; сумма страховых взносов, уплаченных работодателями за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, отраженных на индивидуальном лицевом счете с учетом увеличения на коэффициенты индексации (л.д. 25-30).
В указанном письме и последующих ответах на обращения от 14.12.2021, 29.06.2022 ответчик неоднократно подчеркивал, что в общий страховой стаж истца для назначения страховой пенсии по старости включены все периоды трудовой деятельности, отраженные на его индивидуальном лицевом счете, продолжительность страхового стажа истца по состоянию на 31.12.2020 определена в 32 года 1 месяц и 2 дня (л.д. 35-38).
Суд также установил, что при назначении истцу страховой пенсии по старости действительно не был учтён период его работы с 01.01.2019 по 31.12.2019 ввиду отсутствия на день принятия соответствующего решения о назначении пенсии (27.12.2019), таких сведений в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. На тот момент в нем содержались сведения о периоде работы истца в ОБЩЕСТВО за 1-3 квартал 2019 года и с учётом страховых взносов, начисленных работодателю истца за этот период в размере 58 733, 86 руб., индивидуальный пенсионный коэффициент истца за 2019 год и составил 3,192 (58 733,86 руб./184 000 руб. (нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующий календарный год) Х 10).
В связи с поступлением сведений о начисленных суммах страховых взносов ОБЩЕСТВО в отношении истца за 4 квартал 2019 года, распоряжением ответчика от 14 апреля 2020 года произведен перерасчет размера пенсии Чернова В.А. с даты её назначения с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за 2019 год на 0, 807, что составило величину 3, 999, после чего размер страховой пенсии истца по старости на 05.01.2020 составил 14185, 8 руб., доплата к пенсии в сумме 290, 52 руб. за период с 5 января 2020 года по 30 апреля 2020 года произведена истцу в мае 2020 года путем зачисления на банковский счет (л.д. 61).
Установив эти обстоятельства и разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями пенсионного законодательства, а также ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ, содержащей формулу для определения размера страховой пенсии по старости, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, при этом исходил из того, что в страховой стаж период работы последнего с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года в ЗАО «Хлебокомбинат Петровский» включён, и в связи с этим произведён перерасчет размера страховой пенсии истца, нарушений пенсионных прав истца при начислении и перерасчете страховой пенсии по старости ответчиком не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу принятого по делу решения в силу следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона №400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Пенсионным законодательством также предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК х СПК; где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс + ИПКн) х КвСП; где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года; ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В целях определения индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, применяется размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 173-Ф3 расчетный размер трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года может быть определен либо в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо в соответствии с пунктом 4 вышеупомянутой нормы названного Федерального закона № 173-Ф3.
Как видно из дела, расчетный размер трудовой пенсии истца определен по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20 (п. 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Не оспаривая применение такого расчета и предлагая альтернативный расчет страховой пенсии по старости, истец указывает на то, что применяемый в упомянутой формуле стажевый коэффициент, составляющий 0, 55, подлежит повышению, поскольку он имеет общий стаж не 25 лет, а большей продолжительности. Между тем, истец не учитывает, что данная формула применяется в целях определения индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и к периодам работы после указанной даты применяться не может. Доказательств того, что по состоянию на 1 января 2002 года истец имел общий трудовой стаж более 25 лет, что и предусматривает повышение коэффицента на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, в деле не имеется.
В рассматриваемом случае в связи с продолжением трудовой деятельности после назначения пенсии, в том числе в связи с работой истца с 1 января по 31 декабря 2019 в ОБЩЕСТВО , имеет место увеличение по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, а не стажевого коэффициента, используемого для расчета индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года.
Перерасчет пенсии в связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования индивидуального пенсионного коэффициента ответчиком произведен. Как указывалось выше, распоряжением ответчика от 14 апреля 2020 года произведен перерасчет размера пенсии Чернова В.А. с даты её назначения с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за 2019 год на 0, 807 (с учетом периода работы за 4 месяца 2019 года). Расчетов величины индивидуального пенсионного коэффициента после 1 января 2015 года,
Дополнительно разъясняя порядок назначения пенсии 29.06.2022, ответчик сообщил истцу о том, что страховая пенсия по старости назначена ему в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, установленный размер пенсии исчислен по наиболее выгодному варианту с оценкой пенсионных прав по п.3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ исходя из следующих показателей: продолжительность общего трудового стажа, выработанного до 1 января 2022 года – 18 лет 10 месяцев 12 дней, в том числе до 1 января 1991 года -7 лет 10 месяцев 7 дней; отношение среднемесячного заработка за период работы с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года к среднемесячной заработной плате по стране за этот период – 3, 564 (учитываемое не более 1,2); суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете за периоды с 01.01.2002 по 31.12.2014 – 316396, 83 руб. (с учетом индексации), величина индивидуального пенсионного коэффициента по начисленным страховым взносам после 1 января 2015 года – 24, 312, в том числе учтенная при беззаявительном перерасчете с 1 августа 2021 года – 3 (за период работы с 01.01.2020 по 31.12.2020 в ОБЩЕСТВО (л.д. 37-38).
Учитывая изложенное, приведенные в апелляционной жалобе доводы судебной коллегией признаются необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда первой инстанций не опровергли. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда города Чебоксары от 7 ноября 2022 года без изменения, апелляционную жалобу истца Чернова В.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий Агеев О.В.
Судьи: Александрова А.В.
Вассияров А.В.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 января 2023 года.