г.Сыктывкар УИД: 11RS0001-01-2023-008811-28
Дело № 2-8149/2023 (№33-9788/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Константиновой Н.В., Никитенковой Е.В.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 ноября 2023 года дело по апелляционной жалобе ОСФР по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 августа 2023 года, которым постановлено:
Требования Дьяченко С.И. (СНИЛС ...) к ОСФР по Республике Коми (ИНН ...) удовлетворить частично.
Обязать ОСФР по Республике Коми включить в страховой стаж Дьяченко С.И. период работы с 01.01.1991 по 17.10.1992, учебы с 01.02.1983 по 27.02.1983, военной службы по призыву с 26.11.1980 по 25.11.1982 в двойном размере.
Требование Дьяченко С.И. к ОСФР по Республике Коми об обязании включить в страховой стаж период учебы с 28.02.1983 по 27.07.1983, назначить страховую пенсию по старости оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., пояснения представителя ответчика ОСФР по Республике Коми Фотиевой Е.А., судебная коллегия
установила:
Дьяченко С.И. обратился в суд с иском к ОСФР по Республике об оспаривании действий ответчика по невключению в страховой стаж периода работы в Кыргызской Республике с 01.01.1991 по 17.10.1992, периода учебы, службы в армии в двойном размере, обязании назначить страховую пенсию по достижении возраста 55 лет.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании отсутствовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено при установленной явке лиц.
Судом принято приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Республике Коми просит решение суда в части включения в страховой стаж периода работы с 01.01.1991 по 17.10.1992 отменить как незаконное, по тем основаниям, что указанный период работы не подтвержден компетентным органом Республики Казахстан в установленном действующим соглашением порядке.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив её доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 названного закона предусмотрено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ.
По общему правилу, на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону №400-ФЗ).
Вместе с тем пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам (пункт 1 части 1 статьи 30);
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона №400-ФЗ).
Пунктом 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 предусмотрено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. В частности, пунктом 11 предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец 14.03.2019, 15.12.2020, 30.11.2021 обращался в УПФР в г.Ухте, ОПФР по Республике Коми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решениями ответчика от 24.09.2019, 29.03.2021, 13.12.2021 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.
Решением ОПФР по Республике Коми от 13.12.2021 истцу установлен стаж: страховой – 12 лет 3 месяца 15 дней, стаж работы с вредными условиями труда – 5 лет 5 месяцев 20 дней.
При этом в страховой стаж истца не были засчитаны: работа на территории Кыргызской Республики с 01.01.1991 по 17.10.1992, так как не поступили сведения, подтверждающие период работы; период учебы по аттестату № 348, так как печать учебного заведения нечитаемая; период службы в армии учтён календарно, так как не представлены документы, подтверждающие службу по призыву.
Разрешая исковые требования, суд, с учётом положений статей 2 – 4, 11, 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пунктов 5, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее – Правила №1015), Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного 13.03.1992, Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, утверждённых Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р, пришёл к выводу об обоснованности требований истца в части включения в страховой стаж периодов его работы в Республике Казахстан с 01.01.1991 по 17.10.1992, поскольку указанный период подтверждён как записями в трудовой книжке истца, так и архивной справкой КГУ «Талдыкорганский государственный архив».
Кроме того, суд удовлетворил требования истца в части включения в страховой стаж периодов его учёбы с 01.02.1983 по 27.02.1983, отказав при этом во включении в страховой стаж периода учёбы с 28.02.1983 по 27.07.1983 ввиду того, что указанный период учтён пенсионным органом как в страховом, так и в специальном стаже; а также с учётом требований абзаца 8 статьи 94 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» посчитал обоснованными требования истца об учёте периода службы в армии в двойном размере. В указанной части решение сторонами не обжалуется и проверке не подлежит.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из трудовой книжки истца он в период с 11.03.1990 по 17.10.1992 работал в Текелийском свинцово-цинковом комбинате Республики Казахстан.
Период работы истца в Текелийском свинцово-цинковом комбинате с 11.03.1990 по 31.12.1990 ответчиком засчитан в страховой стаж. Однако период с 01.01.1991 по 17.10.1992 в такой стаж не включен.
Как верно указано судом, Российская Федерация и Казахстан являлись участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», действие которого прекращено с 01.01.2023 (далее – Соглашение от 13.03.1992).
Статьей 1 названного Соглашения от 13.03.1992 предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участникам Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В силу пункта 11 Соглашения от 13.03.1992 необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, утверждённых Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р (далее – Рекомендации №99р), указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Федеральным законом от 09.11.2020 №354-ФЗ ратифицировано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенное 20.12.2019 (далее – Соглашение от 20.12.2019). В число участников указанного Соглашения вошла и Республика Казахстан.
Пунктами 3 и 7 статьи 10 Соглашения от 20.12.2019 предусмотрено, что уполномоченные органы и компетентные органы взаимодействуют друг с другом (в том числе с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза) по вопросам, связанным с реализацией настоящего Соглашения, на безвозмездной основе. Компетентные органы представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения настоящего Соглашения, а также принимают меры по установлению этих обстоятельств. Реализация настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм настоящего Соглашения, утверждаемым Советом Евразийской экономической комиссии.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122 «О Порядке взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019» установлено, что до перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза между собой, а также с Евразийской экономической комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии (пункт 1).
Пунктом 10 названного решения предусмотрено, что компетентный орган государства-члена, получивший запрос о стаже работы трудящегося на территории своего государства-члена, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос.
Если для подтверждения стажа работы требуется проведение дополнительных мероприятий (истребование сведений, документов), в формуляре "О стаже работы" отражается промежуточная информация с указанием планируемых сроков направления формуляра «О стаже работы», содержащего исчерпывающую информацию.
Компетентные органы государств-членов принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке, за период до 13.03.1992 без направления формуляра «Запрос».
При поступлении формуляра «Запрос» о стаже работы и (или) заработной плате за период с 13.03.1992 компетентные органы государств-членов направляют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе полученную от организаций (учреждений) государств-членов.
По смыслу приведённого правового регулирования спорный период работы истца не должен подтверждаться справкой компетентных органов государства, участника Соглашения от 13.03.1992, так как такие требования установлены названным соглашением лишь в отношении периодов работы, имевших место после 01.01.2002, на что прямо указано в пункте 5 Рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ № 99р от 22.06.2004 «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР». Из Порядка взаимодействия, утверждённого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122 также усматривается, что для подтверждения страхового стажа, приобретенного работником до 13.03.1992 на территории иного государства, участника Соглашения от 20.12.2019, направление формуляров не требуется.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, требования к предоставлению сведений о стаже работы истца за спорный период в форме ответов компетентных органов, данных в ответ на запросы либо формуляры, направленные пенсионным органом в адрес государства – участника Соглашения, действующим на момент обращения истца правовым регулированием не устанавливались.
Дьяченко С.И. обращался в пенсионный орган с 2019 года, то есть на момент действия Соглашения от 13.03.1992, и соответственно, его стаж работы мог быть подтверждён сведениями трудовой книжки и иными документами, в том числе архивными справками.
Как верно указано судом, в данном случае период работы истца на территории Казахстана подтверждён записями в трудовой книжке и архивными справками КГУ «Талдыкорганский государственный архив» от 11.10.2021, из которых следует, что приказом от 11.03.1990 №90ок Дьяченко С.И. был принят горным подземным проходчиком 4 разряда на рудник Текели СЦК, а приказом от 17.10.1992 №322ок был уволен с рудника 17.10.1992 в связи с вступлением в законную силу приговора суда. В период с марта 1990 года по ноябрь 1992 года истцу начислялась заработная плата.
По сведениям ответчика период работы истца с 11.03.1990 по 31.12.1990 включен в его страховой стаж Дьяченко С.И. Однако работа истца на руднике Текели СЦК (Свинцово-цинковый комбинат) в период с 11.03.1990 по 17.10.1992 являлась непрерывной, в связи с чем, не может быть включена в трудовой стаж лишь в части (с 11.03.1990 по 31.12.1990), а подлежит включению в страховой стаж в полном объеме.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены верно, нормы материального права судом первой инстанции применены правильно. Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого решения, судом не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по Республике Коми, - без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 10 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи