РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2024 года г. <адрес обезличен>
Свердловский районный суд г. <адрес обезличен> в составе председательствующего судьи Смирновой Т.В., при секретаре судебного заседания ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 77RS0002-02-2024-006071-12 (производство № 2-4304/2024) по иску <адрес обезличен> транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании образовать и привлечь для защиты железнодорожной станции «<адрес обезличен> железной дороги в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска для рассмотрения по подсудности поступил настоящее гражданское дело по иску Иркутского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» об обязании образовать и привлечь для защиты железнодорожной станции "Китой-Комбинатская» Восточно-Сибирской железной дороги в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. В обоснование иска указано, что в ходе проведения прокурорской проверки на объекте ответчика - железнодорожная станция Китой-Комбинатская (реестровый номер – ЖСГ 506190) выявлены нарушения Федерального закона Российской Федерации от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон «О транспортной безопасности»), требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (далее – Требования <Номер обезличен>). А именно, проверкой выявлено отсутствие привлеченных сил обеспечения транспортной безопасности. По фактам допущенных нарушений <Дата обезличена> начальнику Восточно-Сибирской дирекции управления движением вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. <Дата обезличена> получен ответ на предписание прокурора о том, что силы обеспечения транспортной безопасности для охраны железнодорожной станции <адрес обезличен> будут привлечены только после полного оснащения железнодорожной станции техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. До настоящего времени, на протяжении длительного периода времени, мер по привлечению подразделения транспортной безопасности не принято, т.е. на категорированной железнодорожной станции <адрес обезличен> в полном объеме не соблюдаются требования по обеспечению транспортной безопасности. Указанные нарушения в виде отсутствия охраны могут повлечь совершение актов незаконного вмешательства и, как следствие, большое количество человеческих жертв, причинение вреда жизни и здоровью людей, возникновение аварий и чрезвычайных ситуаций в транспортной сфере. Бездействие ОАО «РЖД» нарушает права граждан на безопасное использование объектов железнодорожного транспорта. В связи с чем, истец прокурор просит суд обязать ОАО «РЖД» в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с пп. «в» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2020 № 1633, образовать и привлечь для защиты железнодорожной станции «<адрес обезличен> железной дороги в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.
В судебном заседании помощник <адрес обезличен> транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры ФИО требования иска поддержал в полном объеме, суду пояснил, что то бездействие ответчика выражается в том, что планом от <Дата обезличена> обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции «<адрес обезличен> железной дороги предусмотрено привлечение подразделений транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры в течение 4-х месяцев, в том числе по антитеррористической защищенности объектов (территорий). Станции присвоена 2 категория транспортной безопасности. Срок исполнения истек, однако положения, приведенные в подп. «в» п. 5 требований Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2020 № 1633, ответчиком до настоящего времени не исполнены. В связи с чем, иск просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на законных основаниях». Ежегодно в соответствии с указаниями Департамента безопасности ОАО «РЖД» формируются перечни объектов, передаваемых для охраны и защиты от актов незаконного вмешательства. Планом обеспечения транспортной безопасности определены системы мер для защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства и попыток проведения террористических актов. В соответствии с федеральным законодательством реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно, включая оснащение транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. В настоящий момент привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры преждевременно, поскольку такое оснащение запланировано на пятый этап, начиная с 2025 года. Решением первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД», изложенного в протоколе от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>, возложение обязанностей по заключению договоров с подразделениями транспортной безопасности определено на дирекции по эксплуатации зданий и сооружений по мере завершения оборудования станций необходимыми техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с выделенными лимитами денежных средств. Понуждение к заключению договора не допускается. В связи с чем, полагал, что требования прокурором заявлены преждевременно, нарушений со стороны ответчика не допущено. Письменный отзыв на иск поддержал, в иске просил отказать в полном объеме.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению. К данному выводу суд пришел в силу следующего.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства.
Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и ее реализация не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий.
В соответствии со статьями 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно п. «а» ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции являются объектами транспортной инфраструктуры - технологический комплекс.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 13 указанного закона реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности, до <Дата обезличена>, за исключением объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения, объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется организациями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" или используемых этим обществом на ином законном основании, судоходных гидротехнических сооружений, которые расположены на внутренних водных путях, при условии, что оснащение указанных объектов и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Во исполнение статьи 7 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об установлении уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлены три уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а именно уровни № 1, №2, №3. При этом определено, что уровень № 1, безопасности действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию» (далее - Требования №1635).
Обязательные к исполнению требования для субъекта транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), направленные на обеспечения транспортной безопасности ОТИ при уровне безопасности № 1, закреплены в п. 5 Требований №1635, а дополнительные для объектов, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, в п.6 Требований №1635.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Требований №1635, субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Согласно подпункту "ж" пункта 5 Требований № 1635, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры: реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки, для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1635 требования вступают в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.
Из имеющихся материалов дела следует, что в ходе проведения прокурорской проверки на объекте ответчика - железнодорожная станция <адрес обезличен> (реестровый номер – <Номер обезличен>) выявлены нарушения Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2020 № 1633. А именно, проверкой выявлено отсутствие привлеченных сил обеспечения транспортной безопасности на железнодорожной станции <адрес обезличен> (реестровый номер – <Номер обезличен>), о чем в адрес начальника <адрес обезличен> дирекции управления движением вынесено представление прокурора от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об устранении выявленных нарушений требований федерального законодательства.
В ответе от <Дата обезличена> Исх. <Номер обезличен>/ФИО на предписание прокурора, заместитель начальника дирекции (по безопасности движения) указал на то, что силы обеспечения транспортной безопасности для охраны железнодорожной станции <адрес обезличен> будут привлечены только после полного оснащения железнодорожной станции техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. В соответствии с федеральным законодательством реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно, включая оснащение транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. В настоящий момент привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры преждевременно, поскольку такое оснащение в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> запланировано на пятый этап, начиная с 2025 года. Решением первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД», изложенного в протоколе от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>, возложение обязанностей по заключению договоров с подразделениями транспортной безопасности определено на дирекции по эксплуатации зданий и сооружений по мере завершения оборудования станций необходимыми техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с выделенными лимитами денежных средств.
Указанное содержится также и в ответе И.о. начальника дирекции от <Дата обезличена> Исх. <Номер обезличен> на повторный запрос прокурора от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, из которого следует, что железнодорожная станция <адрес обезличен> не включена в договоры на 2024 год на охрану/защиту объектов транспортной инфраструктуры, указанный объект будет рассматриваться в перечне защиты на 2025 год в соответствии с ежегодным телеграфным указанием Департамента безопасности ОАО «РЖД» «О формировании Перечня объектов защиты…».
Согласно уведомлению Федерального агентства Железнодорожного транспорта (Росжелдор) Управление транспортной безопасности на имя ОАО «РЖД» от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>, железнодорожной станции <адрес обезличен> железной дороги – филиала ОАО «РЖД» реестровый номер <Номер обезличен> присвоена вторая категория уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
До настоящего времени, как следует из доводов иска, подтверждается имеющимися материалами дела и, не отрицалось ответчиком, мер по привлечению подразделения транспортной безопасности на железнодорожной станции не принято, поскольку запланировано на пятый этап, начиная с 2025 года.
Оценив доводы сторон, представленные доказательства, с учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу, что объект транспортной инфраструктуры – железнодорожная станция <адрес обезличен> железной дороги – филиала ОАО «РЖД» реестровый номер <Номер обезличен> (вторая категория уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры) подлежит оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с п.п. «в» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2020 № 1633, образованию и привлечению для защиты железнодорожной станции в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.
Поскольку ОАО «Российские железные дороги» не исполнена обязанность по оснащению станции <адрес обезличен> железной дороги техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, указанными в подпункте «в» пункта 5 Требований № <Номер обезличен>, и в установленные сроки, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом, довод представителя ответчика о преждевременности требования прокурора о возложении обязанности по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности станции отклоняется судом, поскольку распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, на которое ссылается ответчик, вынесено без учета Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, устанавливающего данную обязанность.
Ссылки представителя ответчика на распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 N 974-р, не свидетельствуют о незаконности заявленных прокурором требований, фактически сводятся к зависимости невыполнения положений постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1635, срок исполнения по которым наступил, от финансовой возможности и сроков для использования возможности, тогда как обеспечение транспортной безопасности должно осуществляться непрерывно в течение всего времени эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры.
Кроме того, железнодорожная станция <адрес обезличен> железной дороги в вышеуказанном распоряжении Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р прямо не поименована, что не позволяет суду прийти к однозначному выводу о том, что действие пункта 5 настоящего распоряжения об оснащении объектов транспортной инфраструктуры на пятом этапе (начиная с 2025 года) распространяет свое действие на железнодорожную станцию <адрес обезличен> железной дороги.
Суд учитывает, что несвоевременное принятие мер, направленных на исполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, может повлечь за собой осуществление противоправных действии, в том числе совершение террористического акта, что создает угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса, причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также материального ущерба.
В вязи с чем, удовлетворяя требования истца, суд обязывает ОАО «Российские железные дороги» в соответствии с п.п. «в» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2020 № 1633, образовать и привлечь для защиты железнодорожной станции «<адрес обезличен> железной дороги в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Учитывая, что ответчику необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, суд с учетом требований части 2 статьи 206 ГПК РФ полагает возможным установить заявленный истцом шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу для исполнения решения суда. Суд полагает, что данный срок отвечает требованиям разумности и реальной возможности юридического лица устранить нарушения требований безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации); государственная пошлина подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов.
Согласно ст. 1 Устава <адрес обезличен>, утвержденного решением Государственной Думой <адрес обезличен> от <Дата обезличена> «О принятии Устава <адрес обезличен> в новой редакции», <адрес обезличен> входит в состав <адрес обезличен> и является ее административным центром; Город является муниципальным образованием и наделен законом <адрес обезличен> статусом городского округа.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры при обращении в суды общей юрисдикции с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика ОАО «РЖД» согласно ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, а также в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ (в редакции, действующей до внесения изменений, действующих с <Дата обезличена>), подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет <адрес обезличен> в размере 6 000 рублей, как за требование неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес обезличен> транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с п.п. «в» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2020 № 1633, образовать и привлечь для защиты железнодорожной станции «<адрес обезличен> железной дороги в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.
Взыскать с акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <Номер обезличен>) государственную пошлину в муниципальный бюджет <адрес обезличен> в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен> областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Смирнова Т.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 сентября 2024 года.