Решение по делу № 33-1308/2024 от 21.03.2024

    Судья Просолов В.В.                                                      Дело № 2-2261/2023

                                                   (первая инстанция)

     № 33-1308/2024

    (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Севастополь                                                                  08 апреля 2024 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего, судьи - Козуб Е.В.,

судей - Ваулиной А.В., Григоровой Ж.В.,

при секретаре - Дубравской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу истца Терещенко Александра Владимировича на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 21 ноября 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению Терещенко Александра Владимировича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя об исключении контура земельного участка из зоны с особыми условиями использования территории, признании обременения отсутствующим, возложении обязанности исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о наличии обременений,

УСТАНОВИЛА:

06 сентября 2023 года истец Терещенко Александр Владимирович обратился в суд с исковыми требованиями к ответчикам Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя, просил исключить контур земельного участка, принадлежащего Терещенко А.В., с координатами в части, относящейся к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером 91:01:032001:386, из зоны с особыми условиями использования территории – особо охраняемой природной территории Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Байдарский», признать имеющиеся обременения на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем Терещенко А.В., связанные с нахождением земельного участка в границах особо охраняемой природной территории Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Байдарский» отсутствующими, обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о наличии на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем Терещенко А.В., обременений, связанных с нахождением участка в границах особо охраняемой природной территории государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Байдарский», мотивируя исковые требования тем, что Терещенко А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 22.01.2022 года. Предыдущему собственнику Болотову А.В. земельный участок предоставлен на основании решения исполнительного комитета Орлиновского сельского Совета народных депутатов № 5/24 от 25.03.1992 года для строительства жилого дома. При рассмотрении материалов ИСОГД в апреле 2023 года истцу стало известно, что земельный участок с кадастровым номером ошибочно включен в территориальную зону, в требованиях к видам разрешенного использования земельных участков к которой отсутствует вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», что препятствует освоению земельного участка и строительству жилого дома. Считает, что отсутствие в распоряжении Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя указания на наличие каких-либо ограничений в использовании образуемого земельного участка свидетельствует о наличии технической или реестровой ошибки.

17 октября 2023 года Балаклавским районным судом г. Севастополя протокольно к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Правительство Севастополя.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 21 ноября 2023 года отказано в удовлетворении исковых требований Терещенко Александра Владимировича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя об исключении контура земельного участка из зоны с особыми условиями использования территории, признании обременения отсутствующим, возложении обязанности исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о наличии обременений.

Истцом Терещенко Александром Владимировичем подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Указывает, что решение вынесено при неполном исследовании обстоятельств, которые имеют значение для дела, судом дана неправильная оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела, истец был необоснованно ограничен судом в реализации процессуальных прав, выводы суда первой инстанции сделаны без учета имеющихся в деле материалов, законодательства, регулирующего данные правоотношения, а также сложившейся судебной практики по делам данной категории. Фактически судом спор не был разрешен, права истца не защищены, ситуация осталась не разрешенной, так как суд необоснованно занял позицию ответчика Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя, отклонив при этом обоснованные ходатайства истца об истребовании документов, которые явились основанием для формирования и установления границ особо охраняемой природной территории «Байдарский» (далее - ООПТ «Байдарский»), а также о назначении судебной землеустроительной экспертизы для проверки законности и обоснованности формирования границ ООПТ «Байдарский» путем сопоставления результатов экспертных исследований и документов на земельный участок истца и на территорию, занятую ООПТ Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Байдарский». Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя свою позицию по данному вопросу вообще не высказал, правом на участие в судебном процессе не воспользовался. Отклоняя исковые требования, суд первой инстанции просто сослался на сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, без соответствующей проверки наличия либо отсутствия в указанных сведениях ЕГРН технической, либо реестровой ошибки с учетом того, что в материалах дела имеется и выкопировка из Генерального плана с. Орлиное за 1992 год, то есть после формирования границ Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Байдарский», а также распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 2017 года о предоставлении земельного участка истцу с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», что было согласовано Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя. Фактически доводам, на которые ссылается истец, судом первой инстанции вообще не дана какая-либо правовая оценка, в решении отсутствуют соответствующие правовые обоснования несогласия суда с указанными доводами, подтверждёнными документально истцом. Суд отказал истцу в содействии в сборе доказательств, полностью продублировав позицию ответчика Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя, изложенную отзыве на исковое заявление, без проверки наличия в данных, на которые ссылался ответчик, технических либо реестровых ошибок. Факты, которые легли в основу решения, не были проверены судом, в том числе, с привлечением соответствующих специалистов. Земельный участок был сформирован на основании решения исполнительного комитета Орлиновского сельского Совета народных депутатов № 5/24 от 25.03.1992 года, согласно которого земельный участок площадью 0,10 га предоставляется Болотову А.В. для строительства жилого дома. Согласно выкопировки из генплана с. Орлиное под застройку жилого дома Болотову А.В. генеральным планом с. Орлиное предусматривалась застройка <адрес> индивидуальными жилыми домами, полоса застройки находилась за границами земель лесного фонда. Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя распоряжением от 25.07.2017 года № 10023-РДЗ утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый квартал 91:01:032001. При этом, указанное распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не содержит указаний на наличие каких-либо ограничений в использовании образуемого земельного участка, в том числе по основному виду разрешенного использования, равно как не содержит и указания о включении контура образуемого земельного участка в состав зоны с особыми условиями использования территории, в том числе ООПТ Государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Байдарский». Земельный участок передан в собственность Болотову А.В. на основании решения Орлиновского сельского Совета Балаклавского района г. Севастополя от 25.03.1992 года № 5/24, в выписке на имя Болотова А.В. в графе «ограничение прав и обременение объекта недвижимости» имеется запись «не зарегистрировано». Отсутствие в распоряжении Департамента по имущественным им земельным отношениям города Севастополя указания на наличие каких-либо ограничений в использовании образуемого земельного участка, в том числе по основному виду разрешенного использования, равно как и указания о включении контура образуемого земельного участка в состав зоны с особыми условиями использования территории, в том числе ООПТ Государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Байдарский», свидетельствует о том, что при определении границ указанной ООПТ не были учтены границы ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка истца, что может также свидетельствовать о наличии технической или реестровой ошибки в сведениях ЕГРН. На момент определения границ ООГН Государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Байдарский» и внесения в Единый государственный реестр недвижимости учетных номеров зон строго ограниченного пользования (91.01.2.226), хозяйственно-селитебной зоны (91.01.2.227), рекреационной зоны (91.01.2.228) земельный участок по адресу: <адрес>, уже существовал, поскольку образование его было проведено в 1992 году, то есть до 16.03.2014 года. Площадь, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости на спорный земельный участок 1000 кв.м, соответствует площади, указанной в Решении исполнительного комитета Орлиновского сельского Совета народных депутатов № 5/24 от 25.03.1992 года. Фактическое местоположение земельного участка соответствует местоположению, указанному в правоустанавливающем документе и не изменялось с 1992 года.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу третье лицо Правительство Севастополя просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Терещенко А.В. - Кужелева Е.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение районного суда, удовлетворить иск.

Представитель ответчика Департамента пригородных ресурсов и экологии г. Севастополя Лысак С.Н. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца, просил оставить без изменения решение районного суда.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Терещенко А.В., представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, представителя третьих лиц Правительства Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя не явились, о дате, времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы представителя истца Кужелевой Е.С., возражения представителя ответчика Департамента пригородных ресурсов и экологии г. Севастополя Лысак С.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на апелляционную жалобу, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Судебным разбирательством установлено, что на основании решения Исполнительного комитета Орлиновского сельского Совета народных депутатов № 5/24 от 25.03.1992 года Болотову А.В. предоставлен земельный участок, площадью 0,10 га, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства жилого дома и хозяйственных построек.

Из акта об отводе границ и красных линий участка в натуре от 18.05.1992 года следует, что Болотову А.В. отведен под индивидуальное строительство земельный участок, площадью 0,10 га, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с разрешением Межведомственной инспекции государственного архитектурно-строительного контроля № 1396/93 от 26.05.1993 года на производство основных работ по индивидуальному жилому дому Болотову А.В. разрешено на земельном участке по адресу: <адрес>, производство основных работ, указанных в утвержденном проекте.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.07.2017 года № 10023-РДЗ по заявлению Болотова А.В. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу:    <адрес>, площадью 1000 кв.м.

Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 02.10.2019 года установлен факт предоставления Болотову А.В. земельного участка, площадью 0,10 га, расположенного по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, на основании решения Исполнительного комитета Орлиновского сельского Совета народных депутатов № 5/24 от 25.03.1992 года.

22.01.2022 года между Болотовым А.В. и Терещенко А.В. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка, согласно которому, Болотов А.В. продал, а Терещенко А.В. купил земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, кадастровый , принадлежащий продавцу на основании решения Балаклавского районного суда города Севастополя по делу № 2-1452/2019 от 02.10.2019 года, решения Исполнительного комитета Орлиновского сельского Совета народных депутатов № 5/24 от 25.03.1992 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано за Терещенко А.В. 25.01.2022 года. Дата присвоения кадастрового номера земельного участка 02.12.2017 года, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

Спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114, расположен в зоне природно-заповедного фонда и в зоне особо охраняемых природных территорий "Государственный природный ландшафтный заказник регионального значения "Байдарский".

Из выписки ЕГРН от 04.10.2023 года следует, что на указанный земельный участок зарегистрированы ограничения прав, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса РФ; срок действия с 17.10.2017 года; документ-основание: постановление Правительства Севастополя "Об утверждении Положения о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения "Байдарский" от 29.04.2016 года N 408-ПП.

Согласно заключению специалиста - инженера ООО «Севгеоцентр» от 21.11.2023 года, земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 91:01:032001:386, расположен в зоне природно-ландшафтных территорий Р-5/О/-/3, установить причину изменения территориальной зоны, в которой изначально предполагалось размещение земельного участка с кадастровым номером 91:04:002015:55, не представляется возможным.

Постановлением Правительства Севастополя № 621-ПП от 02 декабря 2022 года утверждены Правила землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований, включающие порядок применения Правил землепользования и застройки; градостроительные регламенты; карты градостроительного зонирования.

Данным постановлением Правительства Севастополя земельный участок, принадлежащий истцу, отнесен к территориальной зоне Р-5/О/-/3 - природно-ландшафтных территорий.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Терещенко А.В., исходя из того, что спорный земельный участок частично находится в границах природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский", в связи с чем, на него распространяются ограничения, установленные для земель особо охраняемых природных территорий. Требования об оспаривании правового акта, установившего границы природного заказника, в результате издания которого часть принадлежащего истцу участка оказалась в хозяйственно-селитебной зоне природного ландшафтного заказника с установлением соответствующих обременений, истцом не заявлено. Оснований для исключения сведений из ЕГРН в отсутствие принятого в соответствии с положениями действующего законодательства нормативного акта об исключении земельного участка из особо охраняемой территории – природного заказника не имеется.

С выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Терещенко А.В. соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельного кодекса Российской Федерации, федеральными законами.

Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом такие ограничения в соответствии с частью 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном названным Кодексом для охранных зон.

В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В силу статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: в том числе, государственные природные заказники.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Севастополя от 29.04.2016 N 408-ПП утверждено Положение о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения "Байдарский", согласно которому Государственный природный ландшафтный заказник республиканского значения "Байдарский" создан в соответствии с постановлением Совета Министров Украинской ССР от 31.05.1990 N 120 "Об образовании ландшафтного государственного заказника республиканского значения "Байдарский".

Государственный природный ландшафтный заказник республиканского значения "Байдарский" площадью 24295 га был создан на землях: Севастопольского лесхоззага Минлесхоза УССР (13788 га); Куйбышевского лесхоззага Минлесхоза УССР (3613 га); птицесовхоза "Красный Октябрь" Госагропрома УССР (6065 га) и производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства Севастопольского горисполкома (829 га).

Территория, объявленная природным ландшафтным заказником республиканского значения "Байдарский", на момент его создания не изымалась у землепользователей.

Постановлением Правительства Севастополя от 25.05.2015 N 417-ПП "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных в городе Севастополе" государственный природный ландшафтный заказник республиканского значения "Байдарский" утвержден как государственный природный ландшафтный заказник регионального значения "Байдарский" (далее - заказник).

Границы и режим особой охраны заказника учитываются при осуществлении градостроительной деятельности, лесоустройстве, а также при планировании всех видов управленческой, хозяйственной и иной деятельности, разработке проектной и иной документации, проведении экологической экспертизы. В натуре границы заказника обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру его территории (пункт 9 Положения).

Согласно подпункту 1 пункта 19 Положения, в зонах строго ограниченного пользования заказника запрещаются все виды деятельности, противоречащие целевому назначению выделенной в зону строго ограниченного пользования территории, в том числе строительство, не связанное с охраной заказника, за исключением случаев, установленных настоящим Положением.

В силу пункта 27 и 28 Положения, собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах заказника, а также все иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный в заказнике режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах заказника, а также все иные физические и юридические лица обязаны в установленном порядке возместить ущерб, причиненный природным комплексам и объектам заказника, в соответствии с действующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя.

Судебная коллегия, отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, исходит из того, что земельный участок истца находится в границах особо охраняемой природной территории - природного заказника «Байдарский», утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 29 апреля 2016 года № 408-ПП, из состава земель заповедного фонда не выбывал, в связи с чем, на него распространяются соответствующие ограничения, которые определены для данной территории. Государственный природный ландшафтный заказник республиканского значения "Байдарский" площадью 24295 га образован в соответствии с постановлением Совета Министров Украинской ССР от 31.05.1990 N 120, утвержден как государственный природный ландшафтный заказник регионального значения "Байдарский" постановлением Правительства Севастополя от 25.05.2015 N 417-ПП, спорный участок, принадлежащий истцу, согласно сведениям ЕГРН поставлен на кадастровый учет в 2017 году, то есть, после принятия в 2016 году Положения о заказнике и утверждения его границ. При этом, нормативно-правовой акт, который являлся основанием для формирования и установления границ особо охраняемой природной территории «Байдарский» и которым были введены указанные ограничения, истцом не оспаривался, незаконным не признавался.

Подлежат отклонению доводы истца относительно того, что при утверждении Правил землепользования и застройки была допущена техническая ошибка, поскольку ПЗЗ не оспорено истцом, иных доказательств неправомерности внесения сведений в ЕГРН об особо охраняемой зоне не представлено.

Доводы апелляционной жалобы истца о процессуальных нарушениях, выражающихся в отказе в удовлетворении ходатайства истца об истребовании доказательств, отклоняются судебной коллегией, сам по себе отказ суда в удовлетворении заявленных ходатайств не является нарушением норм процессуального права и основных принципов гражданского судопроизводства, относится к полномочиям суда, определяющего, какие обстоятельства имеют значение для дела, какие доказательства принимать либо отказывать в их принятии.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности отказа в назначении по делу судебной экспертизы, отклоняются судебной коллегией. Назначение экспертизы в соответствии со статьей 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является правом, а не обязанностью суда. Вопрос о назначении экспертизы разрешается судом в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела и имеющейся совокупности доказательств. В рассматриваемом случае необходимость проведения судебной экспертизы у суда первой инстанции не имелась, поскольку не имеет правового значения для разрешения данного спора.

Иные доводы апелляционной жалобы также не влияют на правильность выводов районного суда и не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, в соответствии с положениями статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, создал все необходимые условия для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, все представленные в материалы дела доказательства судом исследованы, заявленные ходатайства разрешены судом в установленном законом порядке, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.

        Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

        ОПРЕДЕЛИЛА:

        Апелляционную жалобу истца Терещенко Александра Владимировича на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 21 ноября 2023 года оставить без удовлетворения.

        Решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 21 ноября 2023 года оставить без изменения.

        Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

        Председательствующий, судья:                                                      Е.В.Козуб

        Судьи:                                                                                           А.В.Ваулина

                                                                                                           Ж.В.Григорова

33-1308/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Терещенко Александр Владимирович
Ответчики
Департамент природных ресурсов и экологии г. Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Кужелева Елена Сергеевна
Правительство Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Козуб Елена Викторовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
21.03.2024Передача дела судье
08.04.2024Судебное заседание
16.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2024Передано в экспедицию
08.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее