Гр. дело № г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 14 февраля 2017 года
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Чукмаевой Т.Г., при секретаре Ш.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, включении определенных периодов в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения,
УСТАНОВИЛ:
С.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии, (далее - УПФ РФ в <адрес> ЧР) о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, включении определенных периодов в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения.
Исковые требования мотивированы тем, что решением УПФ РФ в <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Основанием отказа послужило, по мнению ответчика, недостаточность специального стажа дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с исключением из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., а также в связи не применением льготного порядка исчисления стажа 1 год за 1 год и 3 месяца при исчислении специального стажа к следующим периодам до ДД.ММ.ГГГГ:
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – периоды нахождения в отпуске по беременности и родам.
Просила признать решение УПФ РФ в <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать применить льготный порядок исчисления стажа, 1 год за 1 год и 3 месяца к следующим периодам до ДД.ММ.ГГГГ: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – период нахождения в отпуске по беременности и родам и назначить пенсию с момента первоначального обращения, с 26.12.2016г.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала в полном объеме по заявленным основаниям и вновь привела их суду. На рассмотрение дела в заочном порядке согласна.
Ответчик - УПФ РФ в <адрес> ЧР, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительности причины не явки суду не сообщил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель БУ «<адрес> центральная районная больница», будучи извещенным надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, от имени главного врача поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что решением УПФ РФ в <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом из специального стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. УПФ РФ в <адрес> включен в специальный стаж в календарном исчислении.
Из трудовой книжки С.Д. следует, что она в оспариваемые периоды и по настоящее время работала и работает в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории в Батыревской центральной районной больнице (л.д. 9-10).
Из справки, уточняющей работу в должностях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения представленной работодателем следует, что истица с 04.06.1991г. по настоящее время действительно работает фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории БУ «Батыревская ЦРБ» на полную ставку. С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истице предоставлялся отпуск по беременности и родам, а с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. находилась на курсах повышения квалификации.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон №-«О страховых пенсиях», который вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с ДД.ММ.ГГГГ, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Пунктом 20 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях», предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По обстоятельству требования истицы об исчислении периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. один год работы как один год и три месяца суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что истица в период работы в должности фельдшера-лаборанта БУ «Батыревская ЦРБ» находилась в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
При исчислении стажа работы истицы, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды нахождения её в отпусках по беременности и родам - с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. УПФ РФ в <адрес> ЧР засчитаны в специальный стаж календарным исчислением без применения коэффициента 1 год за 1 год и 3 месяца.
Указанный расчет стажа, суд находит ошибочным, по следующим основаниям.
Истица имеет детей СМ. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения и С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем имеются копии свидетельств о рождении (л.д.7 и 8).
Справкой уточняющей работу в должностях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения БУ «Батыревская ЦРБ» подтверждается, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истица находилась на больничном листе по беременности и родам (л.д. 12).
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Лишь с принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были вынесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Требование истицы о применении льготы 1 год работы как 1 год и 3 месяцев к периодам нахождения в отпусках по беременности и родам суд считает обоснованным по вышеизложенным обстоятельствам. Вышеуказанные нормы закона, позволяющие включить периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком, не содержат каких-либо ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях.
Поскольку в период до предоставления отпуска по беременности и родам истица занимала должность фельдшера-лаборанта БУ «Батыревская ЦРБ», то есть осуществляла лечебную деятельность в должности и в учреждении, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца, соответственно нормы закона, предоставляющие право на льготное исчисление страхового стажа должны быть применены и на периоды нахождения в отпуске по беременности и родам.
Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., также подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (п. 4 ст. 196 ТК РФ).
Для допуска к осуществлению лечебной деятельности медицинский работник обязан проходить специализацию 1 раз в 5 лет, что предусмотрено в Перечне циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.06.1998 г. № 186.
Таким образом, прохождение курсов повышения квалификации являлось обязанностью С.Д. и составной частью её профессиональной деятельности, вызванной необходимостью повышения её профессиональных знаний и навыков.
На курсы повышения квалификации истица направлялась по распоряжению работодателя, при этом она продолжала состоять в трудовых отношениях с работодателем, за ней сохранялось место работы и её должность, выплачивалась заработная плата, отчислялись страховые взносы в пенсионный фонд, и подтверждается выписками из приказов по БУ «Батыревская ЦРБ» справкой БУ «Батыревская ЦРБ» о прохождении курсов повышения квалификации.
Учитывая, что период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направляется на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и соответствующую профессиональную деятельность.
Установив, что у истицы с учетом включенных пенсионным органом периодов её работы и оспариваемых периодов работы, зачтенных судом, суд приходит к выводу, что у истицы на момент обращения с заявлением в УПФ РФ в <адрес> специальный стаж составляет более 25 лет, что дает ей право для назначения ей досрочной трудовой пенсии.
В соответствии с пунктом 20 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях», предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования С.Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, включении определенных периодов в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения, удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении С.Д. досрочной страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным и отменить его.
Включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации С.Д. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.; периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) назначить С.Д. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Т.Г. Чукмаева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.