Дело № 2-146/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2020 года пос. Пестяки
Пучежский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Павлова В.В.,
при секретаре Копкиной А.Н.,
с участием прокурора Пестяковского района Ивановской области Сосниной О.В.,
рассмотрев 22 апреля 2020 года в открытом судебном заседании в пос.Пестяки гражданское дело по иску прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Соловьеву С.В. о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пестяковского района Ивановской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Соловьеву С.В. о принудительном медицинском обследовании.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Пестяковского района проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении в части предупреждения распространения туберкулеза, в ходе которой выявлены нарушения законодательства со стороны Соловьева С.В., освобожденного из исправительного учреждения, выразившиеся в не прохождении обязательного профилактического осмотра в целях выявления туберкулеза. Основы профилактики туберкулеза в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 18.06.2001 года №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». В соответствии с ч.ч.2 и 4 ст.8 Федерального закона №77-ФЗ, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно приложения к порядку и срокам проведения профилактических осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденных приказом Министерства Здравоохранения российской Федерации от 21.03.2017 №124н, лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, в течение первых 2 лет обязаны 2 раза в год проходить профилактический осмотр в виде флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких).
Согласно п.1 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ. В п.4.12 санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика туберкулеза» СП 3.1.2.3114-13, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 года №60 установлено, что лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых двух лет после освобождения по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) проходят профилактические медицинские осмотры 2 раза в год.
По результатам проведенной проверки установлено, что Соловьев С.В. освободился из мест лишения свободы 15.03.2019 года. Согласно информации, представленной ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ», ответчиком с указанного времени профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза не пройден.
Уклонение Соловьева С.В. от обязанности по прохождению медицинского обследования влечет за собой не только риск заболевания туберкулезом, но и его несвоевременное выявление, переход в активную и заразную форму заболевания, и, как следствие, его запоздалое лечение. Ответчик создает угрозу жизни и здоровью других граждан, неопределенного круга лиц.
Прокурор Пестяковского района Ивановской области Соснина О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Соловьев С.В. представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ», в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела. Ответчик Соловьев С.В. представил заявление о признании иска, просит рассмотреть дело без его участия.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если неявка лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд, выслушав прокурора Соснину О.В., изучив материалы дела, приходит к следующему.
Положениями ч.1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Положениями ст.5 ФЗ от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч.1). Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств (ч.2). Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний (ч.3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного закона охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона №323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются, в том числе приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 12 Федерального закона №323-ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 4 части 9 статьи 20 указанного выше закона медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 данного закона граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Исходя из требований части 1, пункта 1 части 2 статьи 46 Федерального закона №323-ФЗ медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Одним из видов медицинских осмотров является профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона №52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.
В соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Граждане обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Статьей 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» к профилактике туберкулеза отнесен комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление.
В соответствии со ст.8 Федерального закона №77-ФЗ лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения, которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно приложения к порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2017 №124н, лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, в течение первых 2 лет после освобождения обязаны 2 раза в год проходить профилактический осмотр в виде флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких).
В п.4.12. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 года №60 (в действующей редакции) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» установлено, что по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых 2 лет после освобождения.
Из материалов дела следует, что Соловьев С.В., зарегистрированный по адресу: <адрес> отбывал наказание в местах лишения свободы и освободился 15.03.2019 года. По сообщению ОБУЗ «Пестяковская ЦРБ» Соловьев С.В. с момента освобождения и до настоящего времени флюорографическое обследование не проходил.
Суд соглашается с позицией представителя истца о том, что уклонение ответчика от прохождения флюорографического обследования влечет за собой не только риск заболевания туберкулезом, но также его несвоевременное выявление, переход в активную и заразную форму заболевания, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью других граждан, то есть, затрагивает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст.11 Федерального закона от 18 июня 2011 года №77-ФЗ медицинские противотуберкулезные организации ведут государственное статистическое наблюдение в области предупреждения распространения туберкулеза в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурором заявлено требование об исполнении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр с целью выявления туберкулеза в течение 20 дней с момент вступления решения суда в законную силу. Суд считает, что данный срок является достаточным для исполнения решения суда и разумным.
Ответчик Соловьев С.В. исковые требования признал в полном объеме.
В силу ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Признание иска ответчиком заявлено добровольно, без какого-либо принуждения, выражено в представленном суду письменном заявлении, последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны, данное признание иска не нарушает закона, права и интересы других лиц, суд считает необходимым принять признание иска ответчиком.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры, обращающиеся в суды с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.
Таким образом, с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей (п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ) в доход Пестяковского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 20 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2020 ░░░░.