Ад. дело № 2а-962/19
39RS0011-01-2019-001209-06
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 ноября 2019 года г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Реминец И. А., при секретаре Петуховой У. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области административное дело по административному исковому заявлению Ядыкиной Натальи Викторовны к администрации МО «Зеленоградский городской округ» об оспаривании постановления о предоставлении земельного участка в собственность в части определения выкупной цены и понуждении к предоставлению земельного участка по цене 3% от кадастровой стоимости
установил:
Ядыкина Н. В. обратилась в суд с иском к администрации МО «Зеленоградский городской округ» (далее Администрация) об оспаривании постановления о предоставлении земельного участка в собственность в части определения выкупной цены и понуждении к предоставлению земельного участка по цене в размере 3% от кадастровой стоимости земельного участка.
В обосновании своих требований указала, что на основании решения Зеленоградского районного суда Калининградской области от 23.01.2019 года, вступившего в законную силу (дело №2а-154/2019), 31 июля 2019 года ею была получена на руки копия постановления администрации МО «Зеленоградский городской округ» № 1045 от 13.06.2019 г. «О предоставлении в собственность за плату Ядыкиной Н.В. земельного участка в <адрес>». Данный участок принадлежит ей на праве аренды по договору № 391-K30/2005 от 25.10.2005 г. и соглашений к нему, для строительства индивидуального жилого дома - сроком до 01.04.2020 г.
Однако в п. 3.1 постановления администрации МО «Зеленоградский городской округ» № 1045 от 13.06.2019 года, размер стоимости земельного участка указывается 232 165,00 руб., из чего следует, что расчет производился на основании Решения окружного совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 23.01.2019 года № 286 «Об утверждении Порядка определения цены земельного участка находящегося в собственности муниципального образования «Зеленоградский городской округ» при заключении договора купли-продажи земельного участка без предоставления торгов», и составляет 25 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Истец полагает, данный пункт Постановления является незаконным и подлежащим изменению, нарушающим его права, поскольку такой размер выкупной цены был определен Окружным советом депутатов 23.01.2019, тогда как первоначально с заявлением о выкупе земельного участка она обратилась до указанной даты, кроме того, из выписки из ЕГРН от 12.12.2018 следует, что данный земельный участок не является собственностью МО «Зеленоградский городской округ».
Просит:
- признать незаконным п. 3.1 постановления администрации МО «Зеленоградский городской округ» № 1045 от 13.06.2019 года, в части расчета размера стоимости земельного участка с кадастровым номером №;
- обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» внести изменения в постановление № 1045 от 13.06.2019 года, и назначить стоимость выкупа земельного участка в размере десятикратной ставки земельного налога, т.е. 3% от кадастровой стоимости земельного участка (27 859 рублей 80 копеек).
В судебном заседании административный истец Ядыкина Н. В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям в нем изложенным.
Представитель административного ответчика администрации МО «Зеленоградский городской округ» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, возражений на иск не представили.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, представленные в нем доказательства и дав им оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениям которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1).
Из материалов дела следует, что решением Зеленоградского районного суда от 23 января 2019 года по административному делу № 2а-154/19 были удовлетворены исковые требования Ядыкиной Н. В. к администрации МО «Зеленоградский городской округ» об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность и понуждении к повторному рассмотрению заявления:
- ответ администрации МО «Зеленоградский городской округ» от15 ноября 2018 года за № И-1532\МФЦ выданный Ядыкиной Н. В. в части отказа в предоставлении в собственность земельного участка признан незаконным;
- на администрацию МО «Зеленоградский городской округ» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Ядыкиной Н. В. о предоставлении в собственность земельного участка с КН № площадью 1000 кв.м, расположенного в <адрес> течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Вышеуказанное решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу 01 марта 2019 года.
Этим же решением установлено, что Ядыкина Н.В. является собственником жилого <адрес>, площадью 246,5 кв.м, расположенного по <адрес> в <адрес> с КН №, что подтверждается сведениями об основанных характеристиках объекта недвижимости от 29.12.2017.
Земельный участок, на котором расположен жилой дом с КН №, находится в <адрес>, имеет площадь 1000 кв.м, категорию земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома, поставлен на кадастровый учет 10.12.2012 с присвоением КН №, и находится в аренде у Ядыкиной Н.В. на основании договора аренды от 25.10.2005 и заключенных на основании него соглашений, сроком до 01.04.2020.
24.09.2018 Ядыкина Н.В. обратилась в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» с заявлением о предоставлении земельного участка с КН № в собственность.
Ответом от 15.11.2018 администрация отказала в передаче данного земельного участка в собственность, поскольку земельный участок с КН № расположен в зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения.
Во исполнение указанного выше решения суда, 13 июня 2019 года администрацией МО «Зеленоградский городской округ» было принято постановление № 1045 о предоставлении Ядыкиной Н. В. в собственность за плату земельного участка с КН №, уточнив разрешенное использование данного земельного участка – «для индивидуального жилищного строительства», указав в качестве основания предоставления: ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации; решение Зеленоградского районного суда от 05.03.2019 по административному делу № 2а-154/19; п. 5 ст. 25 Закона Калининградской области от 21.12.2006 за № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области».
При этом в п. 3.1 оспариваемого Постановления указано: обязать Ядыкину Н. В. оплатить стоимость земельного участка в размере 232165 рублей.
Учитывая, что кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка составляет 928 660 рублей, согласно сведениям о характеристиках объекта недвижимости от 06.12.2018, то выкупная стоимость земельного участка в указанном выше размере, установленная Администрацией без ссылки на какой-либо нормативный документ, устанавливающий такую цену, составляет 25% от кадастровой стоимости земельного участка, исходя из расчета 928 660 х 25%.
Не согласившись с таким постановлением администрации по выкупной стоимости земельного участка, истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец Ядыкина Н. В. вправе обратиться в суд в защиту своих нарушенных прав.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлен общий срок для обращения с административным исковым заявлением в суд - 3 месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219).
Учитывая, что оспариваемое постановление было получено Ядыкиной Н. В. 31 июля 2019 года, что не опровергнуто стороной ответчика, то срок обращения административного истца в суд с настоящими требования, в силу приведенных выше положений закона, не пропущен.
Оценивая требования истца, заявленные в обосновании своих доводов и давая оценку действиям ответчика, связанным с обращением истца, суд приходит к следующему.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных истцом требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК Российской Федерации закреплено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.4 ЗК Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (п. 3 ст. 39.4 указанного выше кодекса).
Решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 23 января 2019 за № 286 был утвержден Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности МО «Зеленоградский городской округ» при заключении договора купли-продажи без проведения торгов, из п. 3 которого следует, что цена земельного участка определяется в размере 25% его кадастровой стоимости при продаже земельного участка предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на приобретаемом земельном участке.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, земельный участок с КН № на момент принятия решения судом в 2019 году не являлся собственностью МО «Зеленоградский городской округ».
В силу ст. 25 Закона Калининградской области от 21.12.2006 N 105 (ред. от 22.02.2019) "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности Калининградской области, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Калининградской области, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога при заключении договора купли-продажи земельного участка предоставленного гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на таком земельном участке (п.5).
Ставка земельного налога на земли, находящиеся в пределах границ МО «Зеленоградский городской округ» установлена с 01.01.2016 решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 26 ноября 2015 года за № 314, который составляет 0,15 % в отношении земельных участков, предназначенных для размещения малоэтажной многоквартирной жилой застройки, блокированной жилой застройки, для индивидуального жилищного строительства, а так же для обслуживания индивидуальных жилых домов.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка с КН №81 составляет 928 660 рублей, следовательно размер земельного налога составит 1392 рубля 99 копеек, а его десятикратный размер будет составлять не более 13929 рублей 90 копеек, из расчета (928 660 х 0.15% х10).
Таким образом, указание в постановлении выкупной цены земельного участка с КН № более чем в 10 раз от установленной Законом Калининградской области нарушает права истца, и закону не соответствует.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению, при этом определяя способ защиты нарушенных прав истца, суд приходит к выводу, что в принятое органом местного самоуправления постановление необходимо внести изменения, а именно: в п. 3.1 Постановления от 13 июня 2019 года № 1045 необходимо указать выкупную цену земельного участка с КН № в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога, которая составит не более 13929 рублей 90 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ядыкиной Натальи Викторовны удовлетворить.
Признать незаконным п. 3.1 постановления администрации МО «Зеленоградский городской округ» № 1045 от 13 июня 2019 года «О предоставлении в собственность за плату Ядыкиной Н. В. земельного участка в <адрес>» в части установления выкупной цены в размере 232 165 рублей.
Обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» внести изменения в п.3.1 вышеназванного Постановления, указав выкупную цену земельного участка с КН № в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога.
О принятом решении сообщить административному истцу и суду в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 19 ноября 2019 года.
Судья, подпись –
Копия верна, судья - И. А. Реминец