Решение по делу № 2-1455/2018 от 12.04.2018

Дело № 2-1455/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2018 года         г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи      Цыкаловой Н.А.,

при секретаре              Бадлееве Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Очирова Владимира Улюмджиевича к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет,

у с т а н о в и л :

Очиров В.У. обратился в суд с указанным иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия. В обоснование заявленных требований указал, что 22 февраля 2007 г. принят Закон Республики Калмыкия № 335-III-3 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия». Он (Очиров В.У.) является пенсионером и получателем пенсии за выслугу лет, назначенной ему с 1 февраля 2015 г. решением Министерства социального развития, труда и занятости РК от 30 января 2015 г. № 537 в размере 12 062 руб. 19 коп. как лицу, замещавшему государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в соответствии с вышеназванным Законом. На 27 июля 2016 г. размер пенсии составлял 10 346 руб. 84 коп.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016г. вышеуказанный закон признан недействующим, решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г. решение суда оставлено без изменения. 18 ноября 2016г. Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия принял Закон Республики Калмыкия № 207-V-3 «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия», в тот же день закон был подписан Врио. Главы Республики Калмыкия, и опубликован в газете «Хальмг Унн» от 22 ноября 2016 г. № 2016 (17538). В настоящее время в Республике Калмыкия отменены дополнительные гарантированные пенсионные права, новые не установлены. С 27 июля 2016 г. выплата пенсии по выслуге лет прекращена. Вместе с тем, исходя из требований Конституции Российской Федерации, объем социальных гарантий не должен уменьшаться. Просит суд взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 11 апреля 2018 г. в размере 210 730 руб. за счет средств бюджета Республики Калмыкия; обязать Министерство финансов Республики Калмыкия перечислить денежные средства в указанном размере из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.

В судебном заседании истец Очиров В.У., ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Хулхачиева В.С. в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в удовлетворении иска просила отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Представитель Министерства финансов Республики Калмыкия Батаева Е.С. в судебное заседание не явилась, согласно телефонограмме просила о рассмотрении дела в её отсутствие, в удовлетворении иска просила отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

В соответствии со ст.ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное (выплатное) дело Очирова В.У., пенсионное дело № 076500, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1), включающее право на получение трудовой пенсии.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).

Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан регулируются, в частности, Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В настоящее время отсутствует единый федеральный закон, регулирующий деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в отличие от деятельности лиц, находящихся на государственной гражданской службе - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 1, статья 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Поскольку гражданский служащий обеспечивает исполнение полномочий, в том числе и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, к правоотношениям в сфере пенсионного обеспечения (включая доплаты за выслугу лет) последних применимы нормы, регулирующие аналогичные отношения с гражданскими служащими субъекта Российской Федерации.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Пунктом 11 части 1 статьи 52 названного Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются, в том числе государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные правовые предписания содержатся в части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающей условия, регламентирующие назначение пенсии за выслугу лет только федеральным государственным служащим, который закрепляет право государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

Федеральный закон «О страховых пенсиях» правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, относит к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 2).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно выражал правовую позицию о том, что, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки.Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 19 августа1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного указа исключительно за счет собственных средств.

В рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации.

Во исполнение предоставленных полномочий Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия был принят Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», регулирующий правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.

Из материалов дела следует, что Очиров В.У. в период с июня 1993 г. назначен начальником отдела межпарламентских связей и информации Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, то есть замещал государственную должность Республики Калмыкия 14 лет.

На основании Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 30 января 2015 г. № 537 Очирову В.У. назначена пенсия за выслугу лет с 1 февраля 2015 г. в размере 7 782 руб. 06 коп., на 1 июля 2016 г. размер пенсии составлял 10 346 руб. 84 коп.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г. Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З (в редакции от 14 мая 2015 г.) «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом суд исходил из того, что реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств, объективных показателей социально-экономического положения субъекта, и должна отвечать принципу сбалансированности бюджета, который в данном случае устанавливает необходимость минимизации размера дефицита бюджета для достижения соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г. решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года оставлено без изменения, апелляционную жалобу Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия - без удовлетворения.

Во исполнение апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г. 18 ноября 2016 г. Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия принял Закон № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия», в соответствии с которым Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» признан утратившим силу.

С 27 июля 2016 г. выплата пенсии за выслугу лет Очирову В.У. была прекращена. Судом установлено, что Очиров В.У. с 7 января 2015 г. является получателем пенсии по старости, назначенной на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации решением УПФ в г. Элиста № 68852/2014 от 19 февраля 2014 г. С 1 июля 2016 г. по 31 января 2017 г. размер страховой пенсии по старости составил 11 511 руб. 27 коп., с 1 февраля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. – 12 169 руб. 86 коп., с 1 января 2018 г. - 12 620 руб. 39 коп.

Обращаясь с настоящим иском, Очиров В.У. просит взыскать за счет средств бюджета Республики Калмыкия с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 11 апреля 2018 г. в размере 210 730 руб.

Однако в силу того, что Закон Республики Калмыкия № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» признан недействующим, поскольку противоречил нормам федерального законодательства, в частности, в части установления более льготных условий назначения и размеров пенсии за выслугу лет по сравнению с условиями назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы, требования Очирова В.У. об исчислении ему пенсии в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З удовлетворению не подлежат.

В настоящее время Республика Калмыкия реализовала право по установлению гарантий, связанных с государственным пенсионным обеспечением лиц, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, путем принятия Закона Республики Калмыкия от 09 июня 2018 г. № 291-V-З.

Данный закон регулирует правоотношения по установлению ежемесячной компенсационной выплаты лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 г. Ежемесячная компенсационная выплата предоставляется лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 г. (ст. 2). Размер выплаты составляет двести руб. (ст. 3). Порядок её предоставления определяется Правительством Республики Калмыкия (ст. 4). Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 27 июля 2016 г. (ст. 6).

Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09 июня 2018 г.).

Принимая во внимание, что в настоящее время Законом Республики Калмыкия от 09 июня 2018 г. № 291-V-З урегулированы правоотношения по установлению ежемесячной компенсационной выплаты лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 г., оснований для взыскания пенсии за выслугу лет, исходя из заявленного размера, установленного Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З, у суда не имеется. При этом истец не лишен права на получение компенсационной выплаты по вступлении Закона Республики Калмыкия № 291-V-З в силу (20 июня 2018 г.)

При установленных в судебном заседании обстоятельствах оснований для взыскания с Министерства социального развития, труда и занятости населения Республики Калмыкия невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет в пользу истца у суда не имеется, как и отсутствуют основания для возложения обязанности на Министерство финансов Республики Калмыкия перечислить невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости населения Республики Калмыкия.

В связи с чем суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

    В удовлетворении исковых требований Очирова Владимира Улюмджиевича о взыскании с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченной сумму пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016г. по 11 апреля 2018г. в размере 210 730 руб. за счет средств бюджета Республики Калмыкия, о возложении на Министерство финансов Республики Калмыкия обязанности по перечислению денежных средств в размере 210 730 руб. на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий:      Н.А. Цыкалова

2-1455/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Очиров Владимир Улюмджиевич
Ответчики
Министерство финансов Республики Калмыкия
Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Дело на сайте суда
elistinsky.kalm.sudrf.ru
23.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2020Передача материалов судье
23.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2020Судебное заседание
23.04.2020Судебное заседание
23.04.2020Судебное заседание
23.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2020Дело оформлено
19.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее