Дело №3а-514/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Владимир 19 сентября 2017 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.
при секретаре Гаришине А.В.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Владимирской области Куропаткина А.В., административного истца уполномоченного представителя инициативной группы Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) по проведению референдума Владимирской области Галинкиной А.З., являющейся председателем регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) и представляющей, в том числе его интересы, как заинтересованного лица, представителей административного ответчика Избирательной комиссии Владимирской области по доверенностям Бриль Е.В. и Исаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума Владимирской области Галинкиной А.З. о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Владимирской области от 9 июня 2017 года № 65 «О ходатайстве Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) о регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области»,
УСТАНОВИЛ:
уполномоченный представитель инициативной группы Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) по проведению референдума Владимирской области Галинкина А.З. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточнённым в ходе рассмотрения дела, о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Владимирской области от 9 июня 2017 года № 65 «О ходатайстве Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) о регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области».
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 31 мая 2017 года в Избирательную комиссию Владимирской области было подано ходатайство Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) о регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области по проекту закона Владимирской области «О порядке избрания глав городских округов, глав муниципальных районов во Владимирской области на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и их месте в системе органов местного самоуправления». Вместе с данным ходатайством был представлен протокол заседания Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) от 11 мая 2017 года.
Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 9 июня 2017 года № 65 «О ходатайстве Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) о регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области» отказано Совету регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) в регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области.
Отказ в регистрации инициативной группы мотивирован тем, что в Избирательную комиссию Владимирской области не представлены документы, предусмотренные пунктами 4,6,7 статьи 56.1 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее - Избирательный кодекс Владимирской области), необходимые для регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) выступающего в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области, поскольку пунктом 7 статьи 56.1 Избирательного кодекса Владимирской области установлено, что одновременно с регистрацией инициативной группы по проведению референдума должны быть зарегистрированы уполномоченные представители по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума с представлением в комиссию установленных данной статьёй Кодекса документов.
Административный истец полагает, что поскольку часть 4 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющего прямое действие, предусматривает приложение к ходатайству лишь одного документа - протокола собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума, который был приложен к ходатайству, требование административного ответчика иных документов, противоречит положениям названного Федерального закона.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление Избирательной комиссии Владимирской области лишает Совет регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) права на выдвижение инициативы проведения референдума и реализовывать право на проведение референдума, предусмотренного частью 3 статьи 14 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В судебном заседании административный истец Галинкина А.З., являющаяся председателем регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) и представляющая, в том числе его интересы, как заинтересованного лица, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учётом уточнений, дополнительно пояснив, что полномочия Избирательной комиссии Владимирской области на принятие подобного рода постановлений, порядок принятия постановления от 9 июня 2017 года № 65 она не оспаривает.
Административный ответчик Избирательная комиссия Владимирской области в своих письменных возражениях (т.1, л.д.128-136) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании её представителями по доверенностям Бриль Е.В. и Исаевой Н.А., просила отказать в удовлетворении заявленных требований, по тем мотивам, что оспариваемое постановление было принято в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями, как Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так и Избирательного кодекса Владимирской области, не нарушает права и законные интересы Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС), которое не лишено возможности вновь обратиться в Избирательную комиссию Владимирской области с вышеназванным ходатайством, приложив к нему документы, предусмотренные пунктами 4,6,7 статьи 56.1 Избирательного кодекса Владимирской области.
Заслушав объяснения административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего о необходимости удовлетворения заявленных требований, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Региональное отделение во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (т.1, л.д.98-100).
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Устава Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) (принятого XV Съездом Политической партии «Республиканская партия России» 16 июня 2012 года, с изменениями, внесенными XVI Съездом Политической партии «Республиканская партия России - Партия народной свободы» 5 июля 2015 года, XVII Съездом Политической партии «Республиканская партия России - Партия народной свободы» 10 октября 2015 года), зарегистрированного в установленном законом порядке, основными целями Партии являются, в том числе, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, глав субъектов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов (т.1, л.д.65).
Пунктом 2 статьи 20 Устава предусмотрено, что высшим руководящим органом регионального отделения Партии является общее собрание (конференция) регионального отделения. Постоянно действующим коллегиальным руководящим органом регионального отделения является совет регионального отделения. Высшими выборными лицами регионального отделения являются председатель (сопредседатели) регионального отделения (по решению общего собрания (конференции) регионального отделения). Контрольно-ревизионным органом регионального отделения является контрольно-ревизионная комиссия регионального отделения (т.1, л.д.72).
Согласно пункту 4 статьи 33 Устава заседание совета регионального отделения является правомочным, если на нем присутствует более половины от установленного количества его членов. Решение совета регионального отделения считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих на его заседании (т.1, л.д.82).
В силу пункта 4 статьи 57 Устава правом принятия решений по иным вопросам, связанным с участием Партии, ее структурных подразделений в выборах и референдумах, обладают органы Партии, ее структурных подразделений, указанные в законодательстве Российской Федерации, законодательстве субъекта Российской Федерации. При отсутствии такого указания правом принятия указанных решений обладают органы Партии, ее структурных подразделений, уполномоченные на то решениями, в том числе, при проведении референдума субъекта Российской Федерации - совета регионального отделения (т.1, л.д.95).
На заседании Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС), проведенного 11 мая 2017 года, в котором из трех членов Совета участвовало двое, единогласно принято решение о выступлении Совета в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области по проекту закона Владимирской области «О порядке избрания глав городских округов, глав муниципальных районов во Владимирской области на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и их месте в системе органов местного самоуправления», о предлагаемой редакции закона Владимирской области, а также о назначении лицами, уполномоченными действовать от имени инициативной группы, Галинкиной А.З. и Л
Решения заседания оформлены протоколом, подписанным председателем заседания – председателем регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) Галинкиной А.З. и секретарем заседания Л (т.1, л.д.59-63).
31 мая 2017 года в Избирательную комиссию Владимирской области поступило ходатайство Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) о регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области по проекту закона Владимирской области «О порядке избрания глав городских округов, глав муниципальных районов во Владимирской области на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и их месте в системе органов местного самоуправления», предлагаемому для вынесения на референдум Владимирской области, устанавливающего обязательность избрания на муниципальных выборах глав городских округов и муниципальных районов и их месте в системе органов местного самоуправления.
Ходатайство о регистрации инициативной группы в Избирательную комиссию Владимирской области направлено председателем регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) Галинкиной А.З., подписано ею и всеми членами Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума, с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат и мест рождения, мест жительства, паспортных данных, наименования и места нахождения руководящего органа регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС). В ходатайстве также содержатся вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум, проставлена печать.
К ходатайству был приложен заверенный протокол заседания Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) от 11 мая 2017 года (т.3, л.д.41-53).
Таким образом, инициатива проведения референдума Владимирской области была в установленном порядке выдвинута избирательным объединением, при этом в качестве инициативной группы по проведению референдума выступил руководящий орган - Совет регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС).
Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 9 июня 2017 года № 65 «О ходатайстве Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) о регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области» отказано Совету регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) в регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области (т.3, л.д.1-5).
Отказ в регистрации инициативной группы мотивирован тем, что в Избирательную комиссию Владимирской области не представлены документы, предусмотренные пунктами 4,6,7 статьи 56.1 Избирательный кодекс Владимирской области, необходимые для регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС), выступающего в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области, поскольку пунктом 7 статьи 56.1 Избирательного кодекса Владимирской области установлено, что одновременно с регистрацией инициативной группы по проведению референдума должны быть зарегистрированы уполномоченные представители по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума с представлением в комиссию установленных данной статьёй Кодекса документов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.
Аналогичные положения содержат и пункт 7 статьи 20, часть 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ) политическая партия, представившая в уполномоченные органы документы, подтверждающие государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о референдумах.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
Статьёй 24 Федерального закона № 95-ФЗ предусмотрено избрание руководящих органов региональных отделений политической партии, которые являются постоянно действующими. В данном случае таким руководящим органом вышеуказанного регионального отделения политической партии является Совет этой партии.
В соответствии с пунктами 2-5 статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Таким образом, на федеральном уровне установлен порядок участия политических партий и их региональных отделений в референдумах соответствующего уровня.
Судом установлено, что основанием для отказа административному истцу в регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области послужило отсутствие документов, предусмотренных пунктами 4,6,7 статьи 56.1 Избирательного кодекса Владимирской области.
В указанных пунктах статьи 56.1 Избирательного кодекса Владимирской области закреплены следующие требования.
Уполномоченные представители по финансовым вопросам осуществляют свои полномочия на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законом порядке доверенности, в которой указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, полномочия указанного лица, а для уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, являющегося юридическим лицом, также приводится оттиск печати для финансовых документов. Оплата за нотариальное оформление доверенности не включается в расходы средств избирательного фонда, фонда референдума, фонда отзыва (пункт 4).
Список назначенных уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, представляется в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума на бумажном носителе и в электронном виде по установленной избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, отзыв, форме с указанием следующих сведений о них: фамилии, имени, отчества, даты рождения, серии, номера, даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименования или кода органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, адреса места жительства, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), полномочий указанного лица. К данному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность (пункт 6).
Уполномоченные представители, в том числе по финансовым вопросам, подлежат регистрации соответственно окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования, Избирательной комиссией Владимирской области в течение трех дней со дня представления в комиссию установленных настоящим Кодексом документов, за исключением уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, инициативной группы по проведению референдума, отзыва, иной группы референдума, которые регистрируются одновременно с регистрацией инициативной группы по проведению референдума, отзыва, иной группы референдума при представлении в комиссию установленных настоящим Кодексом документов. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам производится при предъявлении уполномоченным представителем паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, на основании предусмотренных пунктами 4 и 6 настоящей статьи доверенности, списка назначенных уполномоченных представителей с приложением согласий указанных лиц, а для уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения также решения, указанного в пункте 5 настоящей статьи (пункт 7).
Однако, таких требований к регистрации инициативной группы, как усматривается из перечисленного выше федерального законодательства, ни Законом № 67-ФЗ и ни Законом № 95 - ФЗ не предусмотрено.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона № 67-ФЗ федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
С учетом указанного положения областной суд, удовлетворяя заявленные требования в данном случае полагает необходимым применить нормы вышеназванного Федерального закона № 67-ФЗ, а не Избирательного кодекса Российской Федерации.
При этом судом установлено, что 11 мая 2017 года на заседании Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) в соответствии с предоставленными Федеральным законом № 67-ФЗ, Федеральным законом № 95-ФЗ, а также пунктом 2 статьи 20, пунктом 4 статьи 33, пунктом 4 статьи 57 Устава Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) полномочиями было принято решение об инициативе проведения референдума во Владимирской области, за что проголосовали единогласно 2 присутствующих из 3 членов указанного Совета.
Обстоятельств, которые бы позволили суду сомневаться в легитимности принятого Советом регионального отделения во Владимирской области «Партия народной свободы» (ПАРНАС) 11 мая 2017 года решения, не установлено.
Ходатайство о регистрации инициативной группы в Избирательную комиссию Владимирской области направлено председателем регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) Галинкиной А.З. и подписано всеми членами Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума, с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат и мест рождения, мест жительства, паспортных данных, наименования и места нахождения руководящего органа регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС). В ходатайстве также содержатся вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум, проставлена печать.
К ходатайству приложен, заверенный протокол заседания Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС).
Приложение к ходатайству только именно этого документа предписывают положения пункта 4 статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ.
Таким образом, инициатива проведения референдума Владимирской области в установленном порядке выдвинута избирательным объединением, при этом в качестве инициативной группы по проведению референдума выступил руководящий орган - Совет регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС).
Установленный порядок реализации инициативы проведения референдума Владимирской области, в том числе с надлежащим оформлением соответствующего ходатайства и приложения к нему всех, предусмотренных Федеральным законом № 67-ФЗ документов, Советом регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) следует признать соблюденным.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с позицией административного ответчика, заключающейся в том, что к ходатайству избирательного объединения, иного общественного объединения, являющегося инициатором проведения референдума Владимирской области в любом случае должны быть приложены документы, предусмотренные пунктами 4,6,7 статьи 56.1 Избирательного кодекса Владимирской области), поскольку пунктом 7 статьи 56.1 Избирательного кодекса Владимирской области установлено, что одновременно с регистрацией инициативной группы по проведению референдума должны быть зарегистрированы уполномоченные представители по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума с представлением в комиссию установленных данной статьёй Кодекса документов.
Федеральный закон № 67-ФЗ, в том числе и пункт 3 статьи 58 этого Федерального закона, не содержит положений, регламентирующих одновременную регистрацию инициативной группы по проведению референдума и регистрацию уполномоченных представителей по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума с представлением в комиссию соответствующих документов, как в рассматриваемом случае фактически относящихся к регистрации представителей по финансовым вопросам инициативной группы.
Как уже отмечалось выше пункт 4 статьи 36 Федерального закона №67-ФЗ обязывает инициативную группу по проведению референдума приложить к соответствующему ходатайству лишь протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Данное требование инициативной группой Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) по проведению референдума Владимирской области было выполнено.
При таком положении у Избирательной комиссии Владимирской области отсутствовали правовые основания считать, что инициативной группой Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) представлены не все документы, необходимые для регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области.
Следует признать, что незаконное решение Избирательной комиссии Владимирской области нарушило права и законные интересы регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) на выдвижение инициативы о проведении референдума Владимирской области.
Доводы административного ответчика о том, что установленные Избирательным кодексом Владимирской области требования об одновременной регистрации инициативной группы и уполномоченных представителей инициативной группы по финансовым вопросам являются дополнительной гарантией реализации права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поскольку отсутствие зарегистрированных уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума по финансовым вопросам на стадии регистрации инициативной группы влечет невозможность и самой реализации права на проведение референдума, с учётом приведенных выше обстоятельств и положений Федерального закона № 67-ФЗ, являются несостоятельными.
Перечисленные обстоятельства в силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 9 июня 2017 года № 65.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180,244,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление уполномоченного представителя инициативной группы Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) по проведению референдума Владимирской области Галинкиной А.З. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Избирательной комиссии Владимирской области от 9 июня 2017 года № 65 «О ходатайстве Совета регионального отделения во Владимирской области Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) о регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Владимирской области».
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда Д.А.Завьялов