Центральный районный суд <адрес>
Максима Горького, ул., <адрес>, 630099
Дело №- |
5612 |
/2015 |
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации | ||
11 |
ноября |
2015 г. |
Центральный районный суд <адрес> в составе
судьи Бутырина А.В.,
при секретаре судебного заседания с участием: истца представителя истца представителя ответчика представителя третьего лица |
Злобиной Е.А., Ш Г С С |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х к Управлению по жилищным вопросам мэрии <адрес> о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
у с т а н о в и л:
Истец Х обратилась в суд с иском к к Управлению по жилищным вопросам мэрии <адрес> о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, в котором просит обязать управление по жилищным вопросам мэрии <адрес> о незамедлительном предоставлении (вне установленной очередности) жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещений Х, как лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в получении жилого помещения.
В обоснование иска указала, что по решению Дзержинского районного суда <адрес> от 22 июля 2013 года по делу № она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений. Согласно Федеральному закону № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Письму Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ИР-884/07 "О направлении рекомендаций" (Рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) с ДД.ММ.ГГГГ после внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец имеет льготы, как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, и не реализовавшая принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до настоящего времени.
Полагая, что закон предоставляет ей право получить жилое помещение в <адрес> при наступлении обстоятельств, предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями), т.е. совершеннолетие, завершение обучения в высшем учебном заведении, постоянная работа, рождение ребенка, истец обратилась 13.03.2015г. в управление по жилищным вопросам мэрии <адрес> с просьбой предоставить мне жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Однако был получен ответ 24.03.2015г. о том, что вопрос предоставления жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет рассмотрен в соответствии с объемом выделяемых денежных средств и согласно сводного списка.
Истец полагает, что данные выводы управления по жилищным вопросам мэрии <адрес> не соответствуют закону и не должны ограничивать ее в праве, установленном федеральным законом. Закон не ставит в зависимость обеспечение жилым помещением с объемом выделяемых денежных средств, а формирование и ведение сводного списка обеспечивает заблаговременный учет указанных лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствие в законодательстве указаний на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено свидетельствует о том, что оно должно быть предоставлено незамедлительно.
Истец и ее представитель Х., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, дали пояснения в соответствии с исковым заявлением.
Представитель ответчика Х., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, дала соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменного отзыва, приобщенного к материалам дела.
Представитель третьего лица Министерства социального развития <адрес> Х. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, дала соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменного отзыва, приобщенного к материалам дела.
Представитель третьего лица <адрес> о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и письменный отзыв.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участвующих лиц, приходит к следующему.
Согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна представить суду доказательства тех обстоятельств, на которых она основывает свои требования или возражения.
Как установлено судом, истец Х., родившаяся Х, являлась лицом, имеющим статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла Х, отец от воспитания уклонялся, постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Х был назначен попечитель Х (л.д.13).
В период с 1997 года по 2002 год истец обучалась в Новосибирском государственном педагогическом университете (л.д.18), с 2003 года работает в МКДОУ <адрес> «Детский сад № компенсирующего вида», что подтверждается выпиской из трудовой книжки (л.д.24-25).
Приказом <адрес> от 18. 02.2005г. №-од Х поставлена на учет для получения жилой площади в счет общей очереди (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ комитет жилищно-коммунального хозяйства мэрии <адрес> заключил со Х договор на проживание в маневренном фонде, истцу предоставлено для временного проживания жилое помещение в маневренном фонде по адресу: Х.
В 2007 году истцу установлена инвалидность 3 группы (л.д.23).
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> отказала Х. в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Х к Министерству социального развития <адрес> и администрации <адрес> о признании нуждающейся в жилом помещении и включении в список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, удовлетворен частично; Х признана в качестве нуждающейся в жилом помещении с обязанием администрации <адрес> включить Х в список лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения для предоставления в дальнейшем жилого помещения в порядке очередности, требования к Министерству социального развития <адрес> оставлены без удовлетворения (л.д.27-31).
Суд считает, что заявленные истцом требования о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке, удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. <адрес> №-ОЗ от 05.06.2013г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным в сфере опеки и попечительства, формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно п.1 ст. <адрес> от 05.06.2013г. №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" был признан утратившим силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Данная норма гарантировала внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С ДД.ММ.ГГГГ таким гражданам в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч.3 ст. 8 указанного Федерального закона формируется список по включению указанных детей-сирот, который формируется органом исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства таких лиц.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно приказу главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.10).
В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, с ДД.ММ.ГГГГ указанная категория граждан не относится к числу лиц, которым жилые помещения предоставляются вне очереди.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска исходя из заявленных требований о предоставлении истцу жилого помещения по договору специализированного найма вне установленной очередности, как об этом просит истец, поскольку в данном случае указание в решении суда на внеочередной порядок обеспечения истца жилым помещением не соответствует нормам закона, а также нарушает права и законные интересы иных лиц данной категории, включенных в сводный список ранее Х и до настоящего времени не обеспеченных жильем.
При этом, истец не лишена возможности защиты своих прав путем предъявления соответствующих требований, в том числе, посредством судебной защиты, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения вне ссылок на установленный порядок очередности, поскольку законом такой порядок не предусмотрен, соответственно, исковые требования в заявленной редакции в рамках настоящего дела удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Х к Управлению по жилищным вопросам мэрии <адрес> о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке оставить без удовлетворения.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья А.В. Бутырин
Мотивированное решение составлено 26.11.2015