Дело №2-1042/202 06 апреля 2022 года
29MS0025-01-2021-004140-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при помощнике судьи Рудакове И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Каргопольского района в защиту интересов Птицына Бориса Павловича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности произвести ежегодные денежные выплаты ко Дню Победы,
установил:
исполняющий обязанности прокурора Каргопольского района в защиту интересов Птицына Б.П. обратился к мировому судье судебного участка № 2 Ломоносовского судебного района г. Архангельска с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности произвести ежегодные денежные выплаты за 2019 год в размере 10 000 рублей, за 2020 год в размере 10 000 рублей, за 2021 год в размере 10 000 рублей согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года №186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан ко Дню Победы».
В обоснование заявленных требований указано, что Птицын Б.П. имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны и относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», а именно к военнослужащим, принимавшим участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Западной Украины, в связи с чем имеет право на получение ежегодной денежной выплаты согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года №186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан ко Дню Победы». Поскольку ответчиком незаконно было отказано Птицыну Б.П. в получении данной выплаты за 2019-2021 годы, исполняющий обязанности прокурора Каргопольского района в защиту интересов Птицына Б.П. обратился в суд с заявленным иском.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Ломоносовского судебного района г. Архангельска от 24 декабря 2021 года дело передано для рассмотрения в Ломоносовский районный суд г. Архангельска.
В судебном заседании прокурор Мошникова З.Н. поддержала заявленные исковые требования по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика Зубцов А.С. возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что Птицын Б.П. проходил военную службу после 1945 года, в связи с чем не относится к числу лиц, имеющих право на получение ежегодной денежной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года №186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан ко Дню Победы».
В судебное заседание истец Птицын Б.П. не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, материалы выплатного пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона «О ветеранах» определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта «а» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
В соответствии с подпунктом «е» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся также участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что Птицын Б.П. имеет удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьей 15 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно справке Военного комиссариата Архангельской области от 02 августа 2021 года № ор/1936 рядовой запаса Птицын Б.П. является участником Великой Отечественной войны, так как во время прохождения военной службы в сентябре 1951 года принимал непосредственное участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Западной Украины и относится к категории ветеранов Великой Отечественной войны по п. «е» ст. 2 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии со справкой Центрального архива внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 декабря 2008 года №4/А/П-2631-08 приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 10 декабря 2008 года № 468 на основании архивных документов Птицину (так в документе) Б.П., 1932 года рождения, подтверждено непосредственное участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины, в составе войсковой части 3231 (17 отряд ВО МГБ) в 1951 году и установлен стаж для зачисления в выслугу лет в льготном исчислении (1:3) за 1951 год – 4 суток, итого 12 суток.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец в исковом заявлении ссылался на то, что согласно нормам Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся не только лица, участвовавшие непосредственно в Великой Отечественной войне в период 1941 - 1945 годов, но и лица, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01 января 1944 года по 31 декабря 1951 года.
Между тем боевые операции по ликвидации националистического подполья на территории Западной Украины, имевшие место в 1951 году, не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04 апреля 2006 года № 89-О указал, что Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах «а» - «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года №390-О и 398-О, от 12 ноября 2008 года № 1051-О-О и другие).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы» установлено, что начиная с 2019 года гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», производится ежегодная денежная выплата в размере 10 000 рублей. Названная выплата приурочивается к Дню Победы.
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Указа, в том числе расходов на доставку предусмотренных названным Указом выплат, а также определить порядок и условия осуществления указанных выплат (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года № 186).
Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года № 186 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации данного Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года № 186, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.
Аналогичная правовая позиция нашла отражение в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2020 года № 59-КГ20-3.
На основании пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года № 186 Правительством Российской Федерации издано постановление от 29 апреля 2019 года № 524 «Об осуществлении ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы», которым утверждены Правила осуществления ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы (далее также - Правила осуществления ежегодной денежной выплаты). Этим постановлением определен порядок финансового обеспечения расходов, связанных с ежегодной денежной выплатой к Дню Победы, включая расходы на ее доставку, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации и иным соответствующим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года № 186 в виде обеспечения ежегодной денежной выплатой за счет средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Поскольку период участия Птицына Б.П. в боевых операциях по ликвидации националистического подполья в 1951 году не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации названного Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, право Птицына Б.П. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом «О ветеранах», не может быть реализовано в соответствии с положениями названных Указов Президента Российской Федерации.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года № 186, в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами осуществления ежегодной денежной выплаты, за счет средств федерального бюджета ветеранам-участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», производится ежегодная денежная выплата, не предусмотрены иные категории лиц из числа имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону «О ветеранах», доводы стороны истца о том, что Птицын Б.П. как обладающий статусом ветерана-участника Великой Отечественной войны, относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», и имеет право на получение предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года № 186 денежных выплат в размере 10 000 рублей, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Указанный вывод также подтверждается фактом принятия отдельного Указа Президента РФ от 02 сентября 2020 года № 544 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», которым предусматривается единовременная выплата в 2020 году гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01 января 1944 года по 31 декабря 1951 года, за исключением граждан, которым единовременная выплата произведена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», что свидетельствует о разделений понятий участников Великой Отечественной Войны, непосредственно принимавших участие в событиях 1941-1945 годов, и участников боевых операций по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии, имевших место после окончания Великой Отечественной Войны.
На основании изложенного, поскольку Птицын Б.П. не имеет права на получение ежегодных денежных выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года № 186, суд приходит к выводу о том, что пенсионным органом не допущено незаконного бездействия по неосуществлению в пользу Птицына Б.П. указанных выплат в 2019-2021 годах.
Таким образом, исковые требования о возложении обязанности произвести ежегодные денежные выплаты за 2019 год в размере 10 000 рублей, за 2020 год в размере 10 000 рублей, за 2021 год в размере 10 000 рублей согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года №186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан ко Дню Победы» не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Каргопольского района в защиту интересов Птицына Бориса Павловича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности производить ежегодные денежные выплаты ко Дню Победы отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина