Дело № 2а-1507/2021
УИД 35RS0010-01-2020-017807-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 30 марта 2021 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Гарыкиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Милюковой О. Н. к Департаменту градостроительства Администрации города Вологды, Администрации города Вологды о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Милюкова О.Н. обратилась в суд указанным выше административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований (с учетом уточнения) Милюкова О.Н. указала, что состоит на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. С этой целью Милюкова О.Н. обратилась в Департамент градостроительства Администрации города Вологды с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, однако, 04.12.2020 Департамент градостроительства Администрации города отказал Милюковой О.Н. в рассмотрении указанного заявления по существу, поскольку заявление было подано не по установленной земельным законодательством форме.
Считает незаконным бездействие Департамента градостроительства Администрации города Вологды в не рассмотрении ее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка. При этом Милюкова О.Н. указывает на пропуск административным ответчиком 10-дневного срока рассмотрения ее заявления.
Просит признать незаконным бездействие Департамента градостроительства Администрации г. Вологды по не рассмотрению заявления об утверждении схемы земельного участка от 12.11.2020, выраженное в письме от 04.12.2020 и обязать Департамент градостроительства Администрации города Вологды в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения рассмотреть заявление Милюковой О.Н. от 11.11.2020 по существу.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Администрация города Вологды.
Протокольным определением суда от 25 января 2021 года начальник Департамента градостроительства Администрации города Вологды Гостинцев А. Б. привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Протокольным определением суда от 24 февраля 2021 года МКУ "Градостроительный центр г. Вологды" привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании административный истец Милюкова О.Н. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что для подготовки схемы расположения земельного участка обратилась в МКУ «Градостроительный центр города Вологды», созданный Администрацией города Вологды, зная, что работники данного центра имеют необходимую квалификацию. Со слов кадастрового инженера схема подготовлена в соответствии с градостроительными нормами и правилами. Дополнительно указала, что в дальнейшем постановлением Администрации г. Вологды от 15.12.2020 № утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории <адрес>, с целью последующей реализации на торгах. Указанное стало возможно в связи с несвоевременным рассмотрением заявления. Ответчиком допущено бездействие по нерассмотрению заявления истца.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Вологды Курганова О.М. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве. Согласно отзыву, подготовка схемы расположения земельного участка может быть обеспечена гражданином для предоставления без проведения торгов по процедуре предварительного согласования предоставления земельного участка. В соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в силу ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Указанное и было сообщено Милюковой О.Н. в ответ на ее обращение от 12.11.2020. При этом в письме был разъяснен порядок обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленной земельным законодательством форме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица МКУ «Градостроительный центр г. Вологды» Оплеснина А.В. заявленные административным истцом требования оставила на усмотрение суда. Согласно отзыву, 02.10.2020 между МКУ «Градостроительный центр г. Вологды» и истцом был заключен договор № на оказание услуг по проведению кадастровых работ по оформлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Схема была подготовлена 05.10.2020 и выдана на руки истцу 07.10.2020. Распоряжением начальника Департамента градостроительства Администрации г. Вологды от 06.11.2020 № истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>, так как образование земельного участка в испрашиваемых границах приводит к чересполосице между образуемым земельным участком и участком с кадастровым номером №. После устного обращения Милюковой О.Н. от 11.11.2020 была подготовлена и выдана схема с другими границами расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес>.
В судебное заседание представитель административного ответчика Департамент градостроительства Администрации города Вологды не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В судебное заседание заинтересованное лицо начальник Департамента градостроительства Администрации города Вологды Гостинцев А.Б. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, отказывает в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из приведенных норм следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух оснований: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Распоряжением начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 24.04.2018 № Милюкова О.Н. поставлена на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «Город Вологда» Вологодской области.
С целью реализации своего права на получение земельного участка в собственность бесплатно Милюкова О.Н. 02.10.2020 обратилась в МКУ «Градостроительный центр города Вологды» для подготовки схемы расположения земельного участка с заявлением о выполнении кадастровых работ по объекту: земельный участок 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
08.10.2020 Милюкова О.Н. представила в Департамент градостроительства Администрации города Вологды заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1500 кв.м в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 06.11.2020 № Милюковой О.Н. отказано в утверждении схемы земельного участка на основании п.6 ст.11.9, подп.1,3 п.16 ст. 11.10, подп. 1 п.8 ст.39.15, подп. 2 п.1 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку образование земельного участка в испрашиваемых границах приводит к чересполосице между образуемым земельным участком и земельным участком с кадастровым номером №
После устного обращения Милюковой О.Н. от 11.11.2020 МКУ «Градостроительный центр города Вологды» была подготовлена и выдана схема с другими границами расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес>.
11.11.2020 Милюкова О.Н. обратилась в Департамент градостроительства Администрации города Вологды с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, зарегистрированного 12.11.2020 под номером №.
Письмом начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды № от 04.12.2020 Милюковой О.Н. возвращено без рассмотрения по существу ее заявлении об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, разъяснен порядок предоставления земельных участков.
Полагая, что Департаментом необоснованно отказано в рассмотрении заявления, а также нарушены сроки оказания государственной услуги, что повлекло нарушение прав административного истца, Милюкова О.Н. обратилась в суд.
Как следует из ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов регламентирован положениями статей 39.14-39.17 ЗК РФ. Требования к содержанию заявления и перечню прилагаемых документов установлены статьей 39.15 ЗК РФ.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 указанного Закона, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
На момент возникновения спорных правоотношений действовал Административный регламент предоставления государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, а также земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Вологодской области, утвержденный Приказ Департамента имущественных отношений Вологодской области от 29.04.2016 N 34-н (далее – Регламент). Полномочиями по предоставлению данной государственной услуги наделен Департамент градостроительства Администрации города Вологды.
Согласно п. 2.6.1.Регламента в целях получения государственной услуги заявитель представляет (направляет), в том числе, заявление по форме согласно соответствующему приложению к административному регламенту.
В заявлении указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39(3), статьей 39(5), пунктом 2 статьи 39(6), пунктом 2 статьи 39(10) Земельного кодекса Российской Федерации оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В силу пункта 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является направление (вручение) заявителю:
а) распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
б) распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка;
в) письма о возврате заявителю заявления и приложенных документов с обоснованием причин возврата.
Срок предоставления государственной услуги составляет не более 30 календарных дней со дня поступления в Департамент заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (далее - заявление) и прилагаемых к нему документов, в том числе направление (вручение) результата государственной услуги (пункт 2.4.1 Административного регламента).
В случае если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3(5) Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок - 30 календарных дней - может быть продлен, но не более чем до 45 календарных дней с даты поступления в Департамент заявления. О продлении срока рассмотрения заявления Департамент уведомляет заявителя письменно (пункт 2.4.2 Административного регламента).
В силу пункта 2.6.4 Административного регламента возврат заявления заявителю осуществляется в течение 10 календарных дней с даты поступления в Департамент заявления в следующих случаях:
-заявление не соответствует содержанию формы, указанной в приложении к административному регламенту;
-у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению земельным участком;
-к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2.6.1 административного регламента.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае заявление было подано Милюковой О.Н. – 11 ноября 2020 года, зарегистрировано в Департаменте – 12 ноября 2020 года, а ответ дан лишь 04 декабря 2020 года.
Из оспариваемого ответа следует, что заявление Милюковой О.Н. возвращено без рассмотрения в связи с ненадлежащим оформлением заявления. Заявителю разъяснен порядок обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Вместе с тем, услуга оказана с незначительным нарушением установленного10-дневного срока.
Указанное обстоятельство не привело к нарушению прав административного истца, поскольку оспариваемый ответ, выраженный в письме № от 04.12.2020, направлен с незначительным пропуском срока уполномоченным должностным лицом при наличии правовых оснований для возвращения заявления. Доказательств обратного суду не представлено.
Утверждение административного истца о нарушении прав несвоевременным рассмотрением заявления со ссылкой на постановление Администрации г. Вологды от 15.12.2020 №, которым после составления оспариваемого письма, утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории <адрес>, с целью последующей реализации на торгах, не может быть принята во внимание. Суд учитывает, что на основании протеста прокуратуры г. Вологды от 01.02.2021 №, указанное выше постановление отменено.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 295-298 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Милюковой О. Н. в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 13.04.2021.
Судья О.А. Гарыкина