№ дела 12-11/2019
УИД 24MS0011-01-2018-002841-05
РЕШЕНИЕ
г. Боготол 06 февраля 2019 года
Судья Боготольского районного суда Красноярского края Герасимова Е. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление, администрации г. Боготола Красноярского края – Колбенко А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 11 в г. Боготоле и Боготольском районе Красноярского края от 19.12.2018, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 11 в г. Боготоле и Боготольском районе Красноярского края от 19.12.2018 администрация г. Боготола признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица, в отношении которого вынесено постановление, администрации г. Боготола Красноярского края – Колбенко А.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить; в случае оставления постановления мирового судьи без изменения, освободить администрацию г. Боготола от уплаты административного штрафа либо снизить его менее минимального размера, по следующим основаниям. Государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Боготольский» в протоколе от 14.11.2018 указано, что согласно п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б4 приложения Б, а именно деформации элементов, в результате которой произошло горизонтальное или вертикальное отклонение пешеходного ограждения от его проектного положения в любой точке конструкции более чем на 5 % от расстояния между стойками. Так, на улично-дорожной сети <адрес> в месте, обозначенном дорожными знаками 5.19.1-5.19.2 «пешеходный переход», поврежден элемент пешеходного удерживающего ограждения. Согласно ответу администрации г. Боготола от 14.11.2018 восстановительные работы поврежденного элемента пешеходного ограждения были произведены в установленные сроки. В нарушении требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 в районе стр. № 27 по <адрес> на тротуаре сформированы снежные валы высотой 5 см. При этом, понятие «снежный вал», его характерные признаки (высота, ширина и т. д.) ГОСТ 50597-2017 не раскрывает. Состояние обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на дорогах после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 8.2 ГОСТ 50597-2017. Допускается наличие уплотненного снежного покрова толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания дорог с интенсивностью движения не более 1500 авт/сут. Также, в нарушение требований п. 8.3 ГОСТ Р 50597-2017 в районе стр. № 16-27 по <адрес> на обочине проезжей части дороги сформированы снежные валы в виде рыхлого снега высотой 60 см. Таблица В.1 приложения В указанного ГОСТа раскрывает понятие рыхлого снега, а именно: неуплотненный слой снега, откладывающийся на покрытии проезжей части обочинах и тротуарах во время снегопада и метелей. Согласно п. 8.3 ГОСТ Р 50597-2017 обочины дорог категорий IA, IБ и IB должны быть очищены от снега по всей их ширине, обочины остальных дорог – на 50 % их ширины. Согласно указанному нарушению требований ГОСТ состояние обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на дорогах после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 8.2 ГОСТ Р 50597-2017. Так как автомобильная дорога № общего пользования местного значения «<адрес> КМ: 0+000-0+900» относится к V категории дорог, то наличие слоя рыхлого снега на обочине какой-либо определенной толщиной не нормируется согласно таблице 8.2 ГОСТ Р 50597-2017. Также, мировым судьей в резолютивной части постановления некорректно указаны реквизиты получателя платежа. Кроме того, администрации г. Боготола вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, с указанием на невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Указанный государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Боготольский» в протоколе подп. 5 п. 1 ст. 10 Устава г. Боготола Красноярского края не относится по своей правовой природе к предмету рассматриваемого протокола об административном правонарушении. Администрацией г. Боготола заключен муниципальный контракт № Ф.2018.55191 с ООО"Д" согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ на осуществление дорожной деятельности в области автомобильных дорог общего пользования местного значения по направлению содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес>. Ввиду вышеуказанного, в условиях дефицита городского бюджета администрация г. Боготола предпринимала и продолжает предпринимать все исчерпывающие меры по содержанию и ремонту автомобильных дорог <адрес>. В настоящее время <адрес> является высокодотационной территорией, одномоментное выполнение всех требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и дорожных сооружений затруднено из-за недостаточности финансирования. В свою очередь администрация г. Боготола не бездействовала, указанные нарушения требований в области безопасности дорожного движения устранила.
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого вынесено постановление, администрации г. Боготола Красноярского края – Колбенко А.А. (по доверенности), поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Боготольский» Трухан В.А., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, нахожу решение мирового судьи законным и обоснованным.
Частью 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств в эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» требования ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными для исполнения, поскольку в данном случае соответствующие технические нормы направлены на соблюдение безопасности дорожного движения, имеющей своей целью защищенность участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий, что неразрывно связано с охраной жизни, здоровья и имущества граждан, участников такого движения, в связи с чем отвечает обязательным требованиям обеспечивающим достижение целей законодательства о техническом регулировании.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понятие – элементы обустройства автомобильных дорог определено как сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно ч. 1 ст. 34 вышеуказанного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
На основании ч. 3 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Частями 1, 2 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 9 Устава города Боготола Красноярского края к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с Законодательством Российской Федерации.
Из материалов административного дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ, в 13 часов 45 минут, в <адрес> юридическим лицом администрацией г. Боготола не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и дорожных сооружений, а также не приняты меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, выразившееся в нарушении и невыполнении требований ГОСТ.
Так, 08.11.2018 водитель, управляя автомобилем, допустил наезд на пешехода пересекавшего проезжую часть дороги по пешеходному переходу. В месте совершения данного дорожно-транспортного происшествия, а также при осуществлении повседневного надзора за состоянием улично-дорожной сети в <адрес>, инспектором ДН ОГИБДД МО МВД России «Боготольский» выявлены следующие нарушения требований безопасности дорожного движения.
В нарушение требований п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – ГОСТ Р 50597-2017), согласно которым дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.4 приложения Б; дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.4, в районе перекрестка <адрес> в месте, обозначенном дорожными знаками 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход», поврежден элемент пешеходного удерживающего ограждения.
В нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017, который предусматривает, что формирование снежных валов на улицах не допускается ближе 10 м от пешеходного перехода, в районе строения <адрес> в месте, обозначенном дорожными знаками 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход», и на расстоянии менее 10 метров от него сформированы снежные валы высотой до 1 метра.
В нарушение требований вышеуказанного пункта ГОСТ Р 50597-2017, согласно которому формирование снежных валов на улицах не допускается ближе 20 метров от остановочного пункта маршрутных транспортных средств, по адресу: <адрес>, в месте остановки маршрутных транспортных средств и на расстоянии менее 20 метров от нее сформированы снежные валы высотой до 34 см.
Выявленные нарушения в содержании улично-дорожной сети угрожают безопасности всех участников дорожного движения, так как могут привести к совершению дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии с п. 867 Административного регламента МВД РФ (утв. приказом № 380 МВД РФ от 30.03.2015) государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Боготольский», 08.11.2018 были составлены акты выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы).
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 14.11.2018 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Боготольский» в отношении администрации г. Боготола протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ. Сведения, подлежащие указанию в протоколе об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 названной статьи, в этом процессуальном документе отражены, событие административного правонарушения описано в соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 12.КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность администрации г. Боготола подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают: актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги и приложенными к ним фототаблицами; постановлением от 18.09.2017 № 1164-п об утверждении Положения о порядке разработки проекта решения «О бюджете <адрес> на 2018 года и плановый период 2019-2020 годов», самим положением; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе серии 24 № 0022206; свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 24 № 005488479; уставом <адрес>; решением Б"С" пятого созыва от 11.10.2018, распоряжением администрации г. Боготола от 11.10.2018 № В-167 о назначении исполняющей полномочия главы города Е.М.; муниципальным контрактом № Ф.2018.55191 на выполнение работ на осуществление дорожной деятельности в области автомобильных дорог общего пользования местного значения по направлению содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес> от 12.02.2018 года, заключенного администрацией г. Боготола с ООО"Д", с приложениями; рапортом помощника оперативного дежурного МО МВД России «Боготольский» от 08.11.2018 о произошедшем ДТП о поступлении в КГ"У" с телесными повреждениями Д.И., схемой ДТП; ответом администрации г. Боготола об исполнении предписания, а именно в срок до 10 часов 12.11.2018 были устранены нарушения, а именно восстановлено ограждение и убраны снежные валы на <адрес>; техническим паспортом автомобильной дороги <адрес>, которая относится к 5 категории дорог.
Оснований для признания актов выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги и приложенных к нему фотоматериалов недопустимыми доказательствами по делу не имеется. Эти документы отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ.
Сведений о какой-либо заинтересованности должностных лиц в исходе дела не установлено, поэтому оснований ставить под сомнение последовательные и непротиворечивые факты, указанные в актах выявленных недостатков, изложенные в протоколе об административном правонарушении относительно события административного правонарушения, не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, в рассматриваемом случае администрация г. Боготола, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не предприняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Довод защитника о том, что бюджет г. Боготола является дотационным, не может быть принят во внимание, поскольку недостаточность финансирования юридического лица не освобождает его от решения возложенных на него действующим законодательством задач, не является обстоятельством, исключающим обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, основными принципами которого являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Заключение муниципальных контрактов на содержание муниципальных дорог не исключает вину органа местного самоуправления, поскольку за ним остаются функции по контролю исполнения контракта организацией, в том числе за выполнением муниципального задания, за исполнением работ подрядчиком и за их качеством.
Вопреки доводам защитника, изложенным в его жалобе, мировым судьей при вынесении постановления не были учтены в числе нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017 формирование снежных валов высотой 5 см на тротуаре в районе стр. 27 по <адрес>, а также высотой 60 см в районе стр. 16-26 по <адрес> на обочине проезжей части дороги, о чем в постановлении содержится обоснованный вывод.
Все вышеприведенные доказательства по делу получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются относимыми, допустимыми, получили надлежащую оценку при принятии по делу судебного постановления.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела мировой судья установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, дал надлежащую правовую оценку действиям администрации г. Боготола и пришел к обоснованному выводу о ее виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Постановление о привлечении администрации г. Боготола к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ для данной категории дел.
При назначении юридическому лицу администрации г. Боготола административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1 – 4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Вместе с тем, в описательно – мотивировочной части постановления мировом судьей была допущена явная описка при указании диспозиции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, а именно указано на виновность администрации г. Боготола в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства, тогда как действия юридического лица квалифицированы по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и дорожных сооружений, а также непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении. Данная описка подлежит устранению, путем внесения в постановление соответствующего уточнения.
Довод защитника о некорректном указании в резолютивной части постановления реквизитов для уплаты штрафа не влияет на законность состоявшегося по делу судебного постановления и не влечет его отмену, поскольку согласно ч. 1 ст. 29.12.1 КоАП РФ мировой судья по заявлению администрации г. Боготола или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении описки, без изменения содержания постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 11 в г. Боготоле и Боготольском районе Красноярского края от 19.12.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении администрации г. Боготола изменить, уточнить описательно – мотивировочную часть постановления указанием на то, что администрация г. Боготола признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ – несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и дорожных сооружений, а также непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении.
В остальном постановление оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление, администрации г. Боготола Красноярского края Колбенко А.А. – без удовлетворения.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Е. Ю. Герасимова