№ 2-1137/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«16» апреля 2021 года
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.,
при секретаре Шелковской А.А.,
с участием:
истца Пономарь Ю.В., его представителя по ордеру Коринева Ю.А.,
представителя ФКУ «Военный комиссариат» Ростовской области, действующего на основании доверенности, Галяутдинова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарь Ю. В. к ФКУ «Военный комиссариат» Ростовской области о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Пономарь Ю.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат» Ростовской области о взыскании недополученной пенсии за период с 01 января 1997 года по 30 апреля 2019 года, мотивируя заявленные требования тем, что проходил службу в Вооруженных силах с 24 июля 1971 года по 24 апреля 1995 года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Срок службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 20 лет 07 месяцев 14 дней. Уволен в запас по состоянию здоровья. С 25 апреля 1995 года является получателем пенсии по линии МО РФ. 03 мая 1995 года стал на воинский учет в Приморский РВК Архангельской области. 05 ноября 1996 года снялся с воинского учета и написал заявление о направлении личного дела в Сальский ОГВК Ростовской области, где по прибытию личного дела 19 февраля 1997 года стал на воинский учет. 10 ноября 2003 года снят с воинского учета и 20 ноября 2003 года поставлен на воинский учет в Шахтинский РВК Ростовской области. По прибытию в Ростовскую область с 01 января 1997 года пенсию получал без применения районного коэффициента (1,2). При обращении в мае 2020 года к ответчику получил разъяснения, что материалы дела не содержат сведений о дислокации войсковых частей, в которых проходил службу, в связи с чем сделаны запросы в ЦАМО. Как указывает истец, на основании поступивших из ЦАМО 03 сентября 2020 года документов произведен перерасчет пенсии с применением районного коэффициента 1,2 и выплачена задолженность по пенсии за 12 месяцев, предшествовавших дате обращения за перерасчетом пенсии. Данные действия ответчика, не выплатившего задолженность за период с даты внесения изменений в пенсионное законодательство, по мнению истца, нарушают его пенсионные права, поэтому обратился в суд с настоящим иском о взыскании задолженности по пенсии.
Истец и его представитель по ордеру в судебное заседание явились, исковые требования поддержали и просили их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика по доверенности Галяутдинов А.М. в суде исковые требования не признал, по доводам, изложенным в письменном виде, которые приобщены к материалам дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Пенсионное обеспечение уволенных военнослужащих осуществляется в соответствии с вступившим в силу с 1 февраля 1993 года Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон), который устанавливает нормы и порядок пенсионного обеспечения, а также виды, размеры пенсий и условия, определяющие право на их получение.
На основании статьи 48 Закона (в редакции 1993 года) предусматривалось, что военным пенсионерам и членам их семей, которые проживают в местностях, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, на период проживания в этих местностях пенсии, назначаемые им в соответствии с данным Законом, а также некоторые полагающиеся к пенсиям надбавки и повышения исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Федеральным законом от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон" статья 48 была дополнена частью второй, устанавливающей правило о сохранении за пенсионерами, прослужившими в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностям соответственно 15 и 20 календарных лет, при выезде из этих районов и местностей, размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента. Указанная норма была введена в действие с 1 января 1997 года и касается лишь тех пенсионеров, которым пенсия назначалась с применением районного коэффициента в период их жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В связи с введением в действие с 1 января 2003 года статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 3-ФЗ "О внесении дополнения в статью 48 Закона", статья 48 Закона была дополнена частью третьей, согласно которой пенсионерам из числа лиц, уволенных с военной службы, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с Законом (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются данные пенсии, составляет 1,5.
В дальнейшем, в связи с введением в действие с 1 января 2003 года статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 3-ФЗ "О внесении дополнения в статью 48 Закона", статья 48 Закона была дополнена частью третьей, согласно которой пенсионерам из числа лиц, уволенных с военной службы, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с Законом (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются данные пенсии, составляет 1,5.
Согласно ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" сумма пенсии, начисленная пенсионеру и не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением. Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
По смыслу данной нормы Закона обязательным условием для выплаты пенсионеру недополученной пенсии без ограничения каким-либо сроком является наличие вины органа, назначающего или выплачивающего пенсию, в неправильном исчислении пенсии.
Из материалов пенсионного дела истца и возражений ответчика, представленных суду, следует, что после увольнения с военной службы в июне 1994 года он постоянно проживал в <...>, где ему в соответствии с первой частью статьи 48 Закона на период проживания в этой местности Приморским РВК назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет с применением коэффициента 1,2, установленного в данной местности.
После переезда 05 ноября 1996 года истца к новому избранному месту жительства в город Сальск Ростовской области выплата ему пенсии продлена Военным комиссариатом Ростовской области.
При этом действовавшая в 1996 году (на дату переезда) редакция Закона не предусматривала сохранение районного коэффициента при выезде из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем Военным комиссариатом Ростовской области обоснованно назначена пенсия без районного коэффициента.
В мае 2020 года истец обратился с заявлением к Военному комиссариату Ростовской области для рассмотрения и принятия решения о перерасчете пенсии с районным коэффициентом.
В связи с обращением истца о перерасчете пенсии ответчиком в ЦАМО 25 мая 2020 года и 21 августа 2020 года направлены анкеты-запросы о действительном наименовании и дислокации войсковых частей, в которых истец проходил военную службу, поскольку личное дело истца и послужной список не содержало таких сведений.
Сведениями, представленными Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации по запросу Военного комиссариата Ростовской области подтверждено прохождение истцом военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местносятях общей продолжительностью более 15 календарных лет, что повлекло в соответствии с частью второй статьи 48 Закона назначение истцу пенсии с применением районного коэффициента.
На основании поданного истцом заявления от 20 мая 2020 года о пересмотре размера пенсии с учетом указанного районного коэффициента Военный комиссариат Ростовской области произвел ее перерасчет с 12 мая 2019 года и в соответствии с порядком, установленным статьей 55 Закона, доплатил ее разницу между новым и прежним размерами пенсии за период с 12 мая 2019 года по 30 сентября 2020 года, что в суде истцом не оспаривалось, то есть за 12 месяцев, предшествующих наступлению обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размера пенсии в сторону увеличения.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
По смыслу положений пункта "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I перерасчет размера пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего соответствующую пенсию.
Таким образом, суд приходит к выводу, что перерасчет размера пенсии истца произведен за 12 месяцев верно и, как следствие, за указанный период в пользу истца произведены выплаты по недоплате пенсии за 12 месяцев, при этом противоправных действий со стороны ответчика, равно как наличия причинно-следственной связи между поведением ответчика и причинением истцу каких-либо убытков судом не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности за период с 01 января 1997 года по 30 апреля 2019 года у суда не имелось.
Доводы истца, что пенсия в меньшем размере выплачивалась по вине должностных лиц ответчика, в связи с чем недоплаченная пенсия в соответствии положениями ст. 58 Закона должна быть выплачена без ограничения срока с января 1997 года, не состоятельны, поскольку заявленные истцом требования вытекают из правоотношений, связанных с прохождением им военной службы и пенсионным обеспечением военнослужащего, ушедшего в отставку, которые, включая вопросы перерасчета пенсии, регулируются специальным законодательством, а именно, Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым предусмотрен порядок перерасчета пенсии. Учитывая, что право на перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента предусмотрено ч. 3 ст. 48 Закона для определенного круга лиц, то перерасчет пенсии связан за обращением самого пенсионера за реализацией его прав на увеличение пенсии и носит заявительный характер. В связи с этим, доводы истца о том, что выплата пенсии в меньшем размере произошла по вине ответчика, судом признаются несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.
Материалы пенсионного дела не содержали сведений о действительном наименовании и месте дислокации воинских частей, в которых истец проходил военную службу. Кроме того, действительное наименование воинской части и место ее дислокации не находятся в свободном доступе в сети Интернет в связи с чем ответчиком и были сделаны соответствующие запросы в ЦАМО.
Учитывая изложенное выше и приведенные нормы материального права, суд и пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья
р е ш и л:
Исковые требования Пономарь Ю. В. к ФКУ «Военный комиссариат» Ростовской области о восстановлении пенсионных прав оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2021 года.