Решение по делу № 2-677/2023 от 20.06.2023

Дело № 2-677/2023                                

УИД 74RS0008-01-2023-000727-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2023 года г. Аша

Ашинский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи А.В. Борисюк,    

при секретаре В.С. Гриценко,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Соколова С.В. к Межрайонной ИФНС России № 18 по Челябинской области о взыскании задолженности сумм недоначисленных отпускных,

У С Т А Н О В И Л:

<дата> в Ашинский городской суд Челябинской области поступило исковое заявление Соколова С.В. (с учетом уточнения) к Межрайонной ИФНС России № 18 по Челябинской области о взыскании задолженности сумм недоначисленных отпускных. В обоснование иска указано, что с <дата> она работала в налоговой инспекции в различных должностях государственной службы, в том числе с <дата> в должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок <номер> Межрайонной ИФНС России № 18 по Челябинской области (с учетом реорганизации налоговых органов), Приказом <номер> от <дата> она была уволена с <дата>г. Полагает, что работодатель, в нарушение положений Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не в полном объеме исчислил и выплатил ей отпускные за период нахождения гражданского служащего в очередном оплачиваемом отпуске. Работодателем при расчете отпускных, в нарушение ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ не учитывались премии в виде средств материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, тем самым нарушены ее трудовые права, поскольку исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске производятся в соответствии с пунктом 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 562, согласно которому при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Таким образом, по мнению истца, суммы средств материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, выплаченные ей в 2021-2022г.г., подлежали включению в расчет среднего заработка для оплаты денежного содержания на период ее нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске. Истец произвела перерасчет размера отпускных, исчисленных работодателем, занижение размера отпускных составило 50291,50 рублей.

В судебное заседание истец Соколова С.В. не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила уточненное исковое заявление, в соответствии с которым, а также на основании контррасчета, представленного ответчиком, просила взыскать недоначисленные отпускные в размере 5883,42 рублей. Также просила взыскать проценты за задержку суммы оплаты отпусков в размере 913,10 рублей, компенсацию морального вреда 5000 рублей.

В возражениях (отзыве) на исковое заявление представитель ответчика Межрайонная ИФНС России № 18 по Челябинской области полагал исковые требования Соколова С.В. подлежащими удовлетворению частично. В целом не оспаривая факта, что в заявленный в иске период при расчете размера отпускных истцу не были учтены средства материального стимулирования, ответчик полагает, что, с учетом даты обращения с иском в суд, истцом пропущен срок для обращения с иском в суд, установленный ст.392 ТК РФ, за взысканием недоначисленных отпускных, выплаченных 25.08.2021г., 20.10.2021г., 12.05.2022г. При этом в связи с выплатой в день увольнения компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за выслугу лет за период работы с 26.05.2022г. по 30.06.2022г. за 0,85 календарных дней и за 3 и за 0,25 календарных дней неиспользованного ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за период работы с 26.05.2022г. по 30.06.2023г. и удержанием за использованные авансом 12,5 календарных дней ежегодного основного отпуска, ответчиком произведено доначисление недополученных отпускных за отпуск с 26.05.2022г. по 30.06.2022г. за 4,08 календарных дней отпуска (3+0,85+0,25), доначислена компенсация в сумме 5883,42 рублей, из которых подлежит удержанию НДФЛ 13% 882 рублей, следовательно, сумма недополученных отпускных составляет 5001,42 рублей, проценты за задержку выплаты отпускных по ч.1 ст.236 ТК РФ за период с 01.07.2022г. по 20.06.2023г. равны 913,10 рублей.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 18 по Челябинской области Речкалова М.Н. при рассмотрении дела приведенную выше позицию поддержала.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.

Исследовав материалы дела, установив значимые по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с ч. ч. 1, 13 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ)

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Исчисление денежного содержания федеральных гражданских служащих в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях сохранения за гражданскими служащими денежного содержания и выплаты им денежных компенсаций осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а в отношении гражданских служащих субъекта Российской Федерации - нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений порядка, определенного Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2022 г. № 554 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих признано утратившим силу ранее действовавшее постановление Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 562, и данные Правила определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, исчисление денежной компенсации за неиспользованные отпуска, выплачиваемой при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (ч. 13 ст. 46 Федерального закона).

В п. п. 3 и 4 указанных Правил указано, что для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных п. 1 настоящих Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся:

а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

д) ежемесячное денежное поощрение;

е) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий;

ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

з) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

4. При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в п. 3 настоящих Правил, дополнительно учитываются:

а) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

б) другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 7 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера выплат, предусмотренных пп. "е" и "з" п. 3 (пп. "е" - премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; пп. "з" - материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих) настоящих Правил, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске рассчитывается путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней в году) и умножения на число календарных дней отпуска.

В ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закреплено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

П. 8 Правил предусмотрено, что денежное содержание для расчета денежных компенсаций, предусмотренных абзацами 2 и 3 пп. "б" п. 1 настоящих Правил (выплата денежной компенсации за неиспользованные отпуска, выплачиваемой при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (часть 13 статьи 46 Федерального закона); выплата денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным п. п. 8.1 - 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона (ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона), исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных пп.пп. "б-д" п. 3 (ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение); и п. 4 настоящих Правил (ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации), а также 1/12 размера выплат, предусмотренных пп. "е-з" п. 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных компенсаций.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания: 6) ежемесячного денежного поощрения в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента): 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 и 10 п. "р" и. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы, а также совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.

Таким образом, с 2013 г. в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Юридически значимым в настоящем споре является определение правовой природы произведенных истцу перед увольнением выплат в виде материального стимулирования. Выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей, имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленным в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, указывающей, что особенности правового регулирования отдельных категорий работников устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами, правовой статус государственных гражданских служащих регламентируется и конкретизируется в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплата труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Ст. 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Ч. 2 ст. 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Ст. 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, при расчете отпускных и компенсации ответчику следовало учесть разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от <дата> <номер>, которое в свою очередь было доведено Федеральной налоговой службой для сведения и использования в работе территориальными налоговыми органами.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Соколова С.В. с <дата> работала в налоговой инспекции в различных должностях государственной службы, в том числе с <дата> в должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок <номер> Межрайонной ИФНС России № 18 по Челябинской области (с учетом реорганизации налоговых органов), Приказом <номер> от <дата> была уволена с <дата>г. в соответствии с расторжением служебного контракта по п.7 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

В соответствии со служебным контрактом от <дата> <номер> о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещения должности государственной гражданской службы (с последующими дополнениями) в Межрайонной ИФНС России № 18 по Челябинской области Соколова С.В. установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

В соответствии с абз.2 ст.392 ТК РФ у работника согласно законодательству РФ есть год на подачу иска о взыскании невыплаченных денежных средств со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Поскольку Соколова С.В. было известно о неправильном исчислении сумм отпускных в период ее работы, так как она ежемесячно получала расчётные листки по начисленной и выплаченной заработной плате, суд соглашается с доводом ответчика о том, что работник знал, что денежные средства ему не выплачены в полном объеме в день выплаты отпускных, поэтому с этой даты должен исчисляться один год, в течение которого работник вправе подать иск о выплате недоплаченных отпускных. То есть срок исковой давности, исходя из даты обращения с иском в суд 20.06.2023г., в данном случае не истек для взыскания недовыплаченных отпускных за отпуск с 27.05.2022г. по 10.06.2022г., предоставленный за период работы с 26.05.2022г. по 25.05.2023г., с учетом перерасчета суммы выплаченных ранее отпускных при увольнении работника 30.06.2022г., что подтверждает расчетный листок за июнь 2022г.

Ходатайства о восстановлении пропущенного срока обращения в суд стороной истца не заявлено.

Ч. 7 ст. 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии с п. 10 ст. 46 Федерального Закона № 79-ФЗ выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее, чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

Ч. 1 ст. 140 ТК РФ, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Отпуск с 27.05.2022г. по 10.06.2022г. был предоставлен работнику за период работы с 26.05.2022г. по 25.05.2023г. на основании приказа <номер> от <дата>г., что следует из личной карточки государственного служащего.

Приказами УФНС России по Челябинской области "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России по Челябинской области» в указанный период были предусмотрены стимулирующие выплаты Соколова С.В. за показатели эффективности служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на МрИФНС России, их сумма в рассматриваемый период составила 38518 рублей.

С учетом изложенных выше положений закона, а также анализа писем, разъяснений и рекомендаций суд приходит к выводу, что издание вышеуказанных приказов свидетельствует о том, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих в соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплаты стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящейся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащей включению в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем доводы ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете отпускных и компенсационных выплат при увольнении, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Таким образом, суд приходит к выводу, что выплаченное истцу за соответствующие периоды материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты отпускных за отпуск с 27.05.2022г. по 10.06.2022г., предоставленный за период работы с 26.05.2022г. по 25.05.2023г.

В ходе судебного разбирательства по делу было установлено, что в день увольнения, работнику был сделан перерасчет, удержана из денежного содержания сумма отпускных за использованный авансом ежегодный основной оплачиваемый отпуск за 12,5 календарных дня, выплачена компенсация за дополнительный отпуск за выслугу лет за период работы с <дата> по <дата> за 0,85 и за 0,25 календарных дней и за 3 календарных дней неиспользованного ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за период работы с 26.05.2022г. по <дата> и было удержано за отпуск с 26.05.2022г. по 25.05.2023г. за 12 календарных дней 3147,57 рублей.

Проверив представленные истцом и ответчиком расчеты доплаты причитающихся отпускных, исследовав расчетные листки Соколова С.В., справки о ее доходах, суд признает верным и обоснованным расчет ответчика и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании в пользу истца отпускных в сумме 5001,42 рублей (5883,42 – 13 % НДФЛ), поскольку сумму НДФЛ в силу п.4 ст.226 НК РФ обязан удержать и перечислить в соответствующий бюджет налоговый агент, в данном случае ответчик.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Принимая во внимание частичное удовлетворение исковых требований, учитывая положения ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд полагает, что компенсация за задержку выплаты отпускных за период с 01.07.2022г. по 20.06.2023г. (день подачи иска) составит 913,10 рублей, расчет произведен в соответствии со ст. 236 ТК РФ, в данной части требования истца о взыскании с ответчика подлежат удовлетворению в пределах указанной суммы.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размера его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Принимая во внимание характер нарушений прав истца, их продолжительность, степень вины ответчика, который в нарушение требований законодательства, являясь работодателем истца, не в полном объеме произвел причитающиеся работнику выплаты, учитывая требования разумности, справедливости и конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о возможности взыскания с ответчика в пользу истца денежной суммы в счет компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, полагая данную сумму разумной и справедливой с учетом того, что за защитой своих нарушенных прав истец вынуждена была обратиться в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Исходя из характера удовлетворенных исковых требований и руководствуясь п. 1 ст. 333.19 НК РФ, принимая во внимание, что удовлетворенное судом требование о компенсации морального вреда является самостоятельным и оплачивается государственной пошлиной как заявление неимущественного характера, с ответчика следует взыскать государственную пошлину в сумме 700 рублей (400 рублей от удовлетворенных требований имущественного характера на сумму 5001,42 рублей + 300 рублей в части компенсации морального вреда) в местный бюджет.

Следует также разъяснить, что Письмом ФНС России Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. № БВ-4-7/17087 "О судебной практике по делам о взыскании бывшими сотрудниками территориальных налоговых органов задолженности по оплате труда при увольнении, компенсации, исчисленной за неиспользованный отпуск, процентов за задержку указанных выше выплат и компенсации морального вреда" указано, что учитывая сложившуюся отрицательную судебную практику по делам о взыскании бывшими сотрудниками территориальных налоговых органов задолженности по оплате труда при увольнении, компенсации, исчисленной за неиспользованный отпуск, процентов за задержку указанных выше выплат и компенсации морального вреда, а также правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в решении от 27 ноября 2019 г. № АКПИ19-773 и определении от 07 апреля 2022 г. № 44-КФ22-128-К7 по делу № 2-76/2021, в лице Правового управления ФНС России доведено для сведения и использования в работе территориальными налоговыми органами, что апелляционное и кассационное обжалование судебных актов нижестоящих судов, принятых в пользу заявителей полностью или частично, является нецелесообразным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 18 по Челябинской области в пользу Соколова С.В. (<дата> года рождения, уроженки <адрес>, паспорт гражданина РФ <данные изъяты>.) задолженность по суммам недоначисленных отпускных в размере 5001,42 рублей, денежную компенсацию за задержку вышеперечисленных выплат в размере 913,10 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 рублей, а всего взыскать 6914,52 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных истцом требований отказать.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 18 по Челябинской области в местный бюджет государственную пошлину в размере 700 рублей.

Решение обжалуется в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Ашинский городской суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                        А.В. Борисюк

2-677/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Соколова Светлана Владимировна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 18 по Челябинской области
Суд
Ашинский городской суд Челябинской области
Судья
Борисюк Алёна Владимировна
Дело на странице суда
asha.chel.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2023Передача материалов судье
23.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.09.2023Предварительное судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее