Решение по делу № 33-3994/2024 от 30.09.2024

Судья Аршба А.А. Дело № 2-1217/2024

№33-3994/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 9 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Метелевой А.М.,

судей областного суда: Радкевича А.Л., Чернышовой Ю.А.,

при секретаре Барковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Метелевой А.М. дело по апелляционной жалобе представителя акционерного общества «Астраханский морской порт» Марочкиной Т.М. на решение Трусовского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к акционерному обществу «Астраханский морской порт» о возложении обязанности провести мероприятия, направленные на проведение государственной экологической экспертизы,

УСТАНОВИЛА:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к акционерному обществу «Астраханский морской порт» о возложении обязанности провести мероприятия, направленные на проведение государственной экологической экспертизы. В обоснование иска истец указал, что ответчик осуществляет деятельность по погрузо-разгрузочным работам в отношении химического сырья, опасных грузов, продуктов питания, строительно-отделочных материалов, пиломатериалов, черного и цветного металла, бумаги, оборудования, транспортных средств, минеральных удобрений, и.т.д. в морских портах. Для осуществления вышеуказанной деятельности, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ ответчик арендует причальную набережную и другие объекты и оборудование по адресу <адрес>, и на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ арендует причальную набережную, причал и другие объекты по адресу: <адрес>. Указанные объекты находятся в границах морского порта Астрахань, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. . Ответчик осуществляет погрузо-разгрузочную деятельность по адресу <адрес>, и <адрес>. в отсутствие документации, её характеризующей и получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. В связи с изложенным, истец просил обязать ответчика в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать документацию, обосновывающую погрузочно-разгрузочную деятельность на территории морского порта Астрахань по адресам: <адрес>, и <адрес>, и в соответствии с Федеральным законом №174-ФЗ от 23.11.1995 г. направить её для прохождения государственной экологической экспертизы.

В судебном заседании заместитель Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Шамшутдинов З.З. поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика акционерного общества «Астраханский морской порт» Марочкина Т.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Решением Трусовского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены. На Акционерное общество «Астраханский морской порт» возложена обязанность в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать документацию, обосновывающую погрузочно-разгрузочную деятельность на территории морского порта Астрахань по адресам: <адрес>, и <адрес>, и в соответствии с Федеральным законом №174-ФЗ от 23.11.1995 г. направить её для прохождения государственной экологической экспертизы. Взыскана с Акционерного общества «Астраханский морской порт» в доход бюджета МО «Городской округ Город Астрахань» в уплату госпошлины сумма в 6000 рублей.

Представитель акционерного общества «Астраханский морской порт» Марочкина Т.М. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Заслушав докладчика, представителя акционерного общества «Астраханский морской порт» Марочкину Т.М., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Шамшутдинова З.З., возражавшего по доводам жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, районный суд исходил из того, что в ходе проведенной Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства об экологической экспертизе выявлены нарушения в деятельности АО «Астраханский морской порт», выразившиеся в осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности в границах морского порта Астрахань без проведения государственной экологической экспертизы.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных по делу обстоятельствах, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами и соответствуют требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.

Отношения в области экологической экспертизы регулируются положениями Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», который направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В статье 3 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» закреплены принципы экологической экспертизы, к которым в числе прочих относятся: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.

В силу статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу (пункт 5).

Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливает перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, который закреплен в статье 11 указанного Закона.

Как следует из пункта 7 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», к ним отнесены объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относятся, в том числе, воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море (пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».).

Реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе (статья 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").

Следовательно, хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Целью данной экспертизы является выявление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении измене отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении измене отдельные законодательные акты Российской Федерации» операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами;

Как следует из материалов дела и установлено судом, АО «Астраханский морской порт» по адресам: <адрес>, и <адрес> на территории морского порта Астрахань осуществляет погрузо-разгрузочную деятельность в отсутствие документации, её характеризующей и получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, что является нарушением требований статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Таким образом, вывод суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности разработать документацию, обосновывающую погрузо-разгрузочную деятельность на территории морского порта Астрахань и направить ее для прохождения государственной экологической экспертизы является правильным.

Довод ответчика о том, что погрузо-разгрузочные работы являются частью функционирования существующих морских портов, экологическая оценка указанных работ осуществляется при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении морских портов, и согласно лицензионным требования к погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы законом не предусмотрено, судебной коллегией отклоняется.

Как следует из положений статей 3, 11, 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", осуществление обществом хозяйственной деятельности во внутренних морских водах без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением требований действующего законодательства.

При этом суд исходит из того, что хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Целью данной экспертизы является выявление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям.

Наличие у общества лицензии, выданной на погрузочно-разгрузочную деятельность в морских портах, не освобождает его от обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Указанное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 19 августа 2020 года № 307-ЭС20-10815.

Довод ответчика о том, что государственная экологическая экспертиза должна проводиться только в отношении документации, обосновывающей намечаемую или планируемую деятельность, но никак не деятельность на стадии ее осуществления, несостоятелен, поскольку противоречит правовому смыслу вышеприведенных нормативных положений, направленных на обеспечение охраны окружающей среды и защиту природы.

Довод ответчика о том, что морской порт Астрахань располагается на реке Волга, в связи с чем не является внутренними морскими водами, судебной коллегией отклоняется, как не обоснованный, по следующим основаниям.

Как следует из положений статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Понятие внутренних морских вод определено в статье 1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". В соответствии с частью 1 статьи 1 данного Федерального закона внутренние морские воды Российской Федерации (далее - внутренние морские воды) - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. В силу части 2 статьи 1 названного Федерального закона к внутренним морским водам относятся воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.

Распоряжением Росморречфлота от 08.07.2010 N АД-180-р «О внесении сведений о морском порте Астрахань в Реестр морских портов», в соответствии с пунктом 5.4.5 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371, и Порядком ведения Реестра морских портов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 апреля 2009 г. N 51, сведения о морском порте Астрахань внесены в Реестр морских портов Российской Федерации.

Границы морского порта Астрахань установлены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года N 1977-р "Об установлении границ морского порта Астрахань". Географические координаты морского порта определены на атласе Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации и схеме акватории морского порта Астрахань.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что участок, на котором осуществляет деятельность АО «Астраханский морской порт», входит в территорию морского порта Астрахань.

Поскольку любые воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов, в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ относятся к внутренним морским водам, морской порт Астрахань, как это следует из Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года N 1977-р, а также пунктов 18, 19 Обязательных постановлений в морском порту Астрахань, утвержденных Приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 74, включает в себя акваторию реки Волга, соответственно, нахождение данного участка в границах акватории реки Волга не исключает его нахождение во внутренних морских водах, в которых хозяйственная деятельность ответчика является объектом обязательной государственной экологической экспертизы.

Учитывая изложенное, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что АО «Морской порт Астрахань» при осуществлении своей хозяйственной деятельности, связанной с погрузо-разгрузочной работой с использованием причальных набережных и других объектов, находящегося в акватории р.Волга (акватория порта Астрахань) в границах внутренних морских вод Российской Федерации, обязано иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы, что ответчиком не выполнено.

Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на неправильном толковании и применении действующего законодательства к спорным правоотношениям.

Нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Трусовского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Астраханский морской порт» - без удовлетворения.

Председательствующий: А.М. Метелева

Судьи областного суда: А.Л. Радкевич

Ю.А. Чернышова

Судья Аршба А.А. Дело № 2-1217/2024

№33-3994/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 9 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Метелевой А.М.,

судей областного суда: Радкевича А.Л., Чернышовой Ю.А.,

при секретаре Барковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Метелевой А.М. дело по апелляционной жалобе представителя акционерного общества «Астраханский морской порт» Марочкиной Т.М. на решение Трусовского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к акционерному обществу «Астраханский морской порт» о возложении обязанности провести мероприятия, направленные на проведение государственной экологической экспертизы,

УСТАНОВИЛА:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к акционерному обществу «Астраханский морской порт» о возложении обязанности провести мероприятия, направленные на проведение государственной экологической экспертизы. В обоснование иска истец указал, что ответчик осуществляет деятельность по погрузо-разгрузочным работам в отношении химического сырья, опасных грузов, продуктов питания, строительно-отделочных материалов, пиломатериалов, черного и цветного металла, бумаги, оборудования, транспортных средств, минеральных удобрений, и.т.д. в морских портах. Для осуществления вышеуказанной деятельности, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ ответчик арендует причальную набережную и другие объекты и оборудование по адресу <адрес>, и на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ арендует причальную набережную, причал и другие объекты по адресу: <адрес>. Указанные объекты находятся в границах морского порта Астрахань, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. . Ответчик осуществляет погрузо-разгрузочную деятельность по адресу <адрес>, и <адрес>. в отсутствие документации, её характеризующей и получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. В связи с изложенным, истец просил обязать ответчика в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать документацию, обосновывающую погрузочно-разгрузочную деятельность на территории морского порта Астрахань по адресам: <адрес>, и <адрес>, и в соответствии с Федеральным законом №174-ФЗ от 23.11.1995 г. направить её для прохождения государственной экологической экспертизы.

В судебном заседании заместитель Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Шамшутдинов З.З. поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика акционерного общества «Астраханский морской порт» Марочкина Т.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Решением Трусовского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены. На Акционерное общество «Астраханский морской порт» возложена обязанность в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать документацию, обосновывающую погрузочно-разгрузочную деятельность на территории морского порта Астрахань по адресам: <адрес>, и <адрес>, и в соответствии с Федеральным законом №174-ФЗ от 23.11.1995 г. направить её для прохождения государственной экологической экспертизы. Взыскана с Акционерного общества «Астраханский морской порт» в доход бюджета МО «Городской округ Город Астрахань» в уплату госпошлины сумма в 6000 рублей.

Представитель акционерного общества «Астраханский морской порт» Марочкина Т.М. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Заслушав докладчика, представителя акционерного общества «Астраханский морской порт» Марочкину Т.М., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Шамшутдинова З.З., возражавшего по доводам жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, районный суд исходил из того, что в ходе проведенной Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства об экологической экспертизе выявлены нарушения в деятельности АО «Астраханский морской порт», выразившиеся в осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности в границах морского порта Астрахань без проведения государственной экологической экспертизы.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных по делу обстоятельствах, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами и соответствуют требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.

Отношения в области экологической экспертизы регулируются положениями Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», который направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В статье 3 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» закреплены принципы экологической экспертизы, к которым в числе прочих относятся: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.

В силу статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу (пункт 5).

Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливает перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, который закреплен в статье 11 указанного Закона.

Как следует из пункта 7 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», к ним отнесены объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относятся, в том числе, воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море (пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».).

Реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе (статья 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").

Следовательно, хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Целью данной экспертизы является выявление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении измене отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении измене отдельные законодательные акты Российской Федерации» операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами;

Как следует из материалов дела и установлено судом, АО «Астраханский морской порт» по адресам: <адрес>, и <адрес> на территории морского порта Астрахань осуществляет погрузо-разгрузочную деятельность в отсутствие документации, её характеризующей и получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, что является нарушением требований статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Таким образом, вывод суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности разработать документацию, обосновывающую погрузо-разгрузочную деятельность на территории морского порта Астрахань и направить ее для прохождения государственной экологической экспертизы является правильным.

Довод ответчика о том, что погрузо-разгрузочные работы являются частью функционирования существующих морских портов, экологическая оценка указанных работ осуществляется при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении морских портов, и согласно лицензионным требования к погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы законом не предусмотрено, судебной коллегией отклоняется.

Как следует из положений статей 3, 11, 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", осуществление обществом хозяйственной деятельности во внутренних морских водах без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением требований действующего законодательства.

При этом суд исходит из того, что хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Целью данной экспертизы является выявление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям.

Наличие у общества лицензии, выданной на погрузочно-разгрузочную деятельность в морских портах, не освобождает его от обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Указанное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 19 августа 2020 года № 307-ЭС20-10815.

Довод ответчика о том, что государственная экологическая экспертиза должна проводиться только в отношении документации, обосновывающей намечаемую или планируемую деятельность, но никак не деятельность на стадии ее осуществления, несостоятелен, поскольку противоречит правовому смыслу вышеприведенных нормативных положений, направленных на обеспечение охраны окружающей среды и защиту природы.

Довод ответчика о том, что морской порт Астрахань располагается на реке Волга, в связи с чем не является внутренними морскими водами, судебной коллегией отклоняется, как не обоснованный, по следующим основаниям.

Как следует из положений статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Понятие внутренних морских вод определено в статье 1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". В соответствии с частью 1 статьи 1 данного Федерального закона внутренние морские воды Российской Федерации (далее - внутренние морские воды) - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. В силу части 2 статьи 1 названного Федерального закона к внутренним морским водам относятся воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.

Распоряжением Росморречфлота от 08.07.2010 N АД-180-р «О внесении сведений о морском порте Астрахань в Реестр морских портов», в соответствии с пунктом 5.4.5 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371, и Порядком ведения Реестра морских портов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 апреля 2009 г. N 51, сведения о морском порте Астрахань внесены в Реестр морских портов Российской Федерации.

Границы морского порта Астрахань установлены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года N 1977-р "Об установлении границ морского порта Астрахань". Географические координаты морского порта определены на атласе Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации и схеме акватории морского порта Астрахань.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что участок, на котором осуществляет деятельность АО «Астраханский морской порт», входит в территорию морского порта Астрахань.

Поскольку любые воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов, в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ относятся к внутренним морским водам, морской порт Астрахань, как это следует из Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года N 1977-р, а также пунктов 18, 19 Обязательных постановлений в морском порту Астрахань, утвержденных Приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 74, включает в себя акваторию реки Волга, соответственно, нахождение данного участка в границах акватории реки Волга не исключает его нахождение во внутренних морских водах, в которых хозяйственная деятельность ответчика является объектом обязательной государственной экологической экспертизы.

Учитывая изложенное, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что АО «Морской порт Астрахань» при осуществлении своей хозяйственной деятельности, связанной с погрузо-разгрузочной работой с использованием причальных набережных и других объектов, находящегося в акватории р.Волга (акватория порта Астрахань) в границах внутренних морских вод Российской Федерации, обязано иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы, что ответчиком не выполнено.

Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на неправильном толковании и применении действующего законодательства к спорным правоотношениям.

Нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Трусовского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Астраханский морской порт» - без удовлетворения.

Председательствующий: А.М. Метелева

Судьи областного суда: А.Л. Радкевич

Ю.А. Чернышова

33-3994/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
АО "Астраханский морской порт"
Другие
Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Астраханской области и Волгоградской области
Суд
Астраханский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ast.sudrf.ru
09.10.2024Судебное заседание
05.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2024Передано в экспедицию
09.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее