к Делу № 2а-1081/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Курганинск 12 июля 2018 г.
Курганинский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего Коробкина С.А.,
рассмотрев единолично в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства в открытом судебном заседании административное делопо административному исковому заявлению прокурора Курганинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района о признании незаконным бездействие администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района, выразившееся в не исполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах, в части надлежащего содержания улично-дорожной сети,
установил:
Прокурор Курганинского района Прихленко С.М. выступающий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района о признании незаконным бездействие администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района, выразившееся в не исполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах, в части надлежащего содержания улично-дорожной сети и обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных административных исковых требований прокурор Курганинского района Прихленко С.М. указал о том, что прокуратурой Курганинского района в порядке контроля проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой установлено следующее. Согласно Закону Краснодарского края от 28.07.2006 №1074-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Курганинский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Курганинский район, в состав которого они входят» муниципальному образованию Новоалексеевское сельское поселение передано в собственность муниципальное имущество, в том числе автомобильные дороги общего пользования, в границах населенных пунктов поселения (Приложение №6). Указанные автомобильные дороги (согласно приложению №6) являются собственностью Родниковского сельского поселения и включены в Реестр муниципальной собственности поселения. Неисполнение органом местного самоуправления обязанностей по надлежащему содержанию уличной дорожной сети поселения нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения, создает предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием пешеходов, а также может создать возможность причинения вреда здоровью и имуществу неопределенного круга лиц. Поскольку определить круг лиц, чьи права нарушаются вследствие бездействия администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района невозможно, прокурору, в силу ст. 39 КАС РФ, дано право обращения в суд с административным исковым заявлением в защиту их прав и законных интересов. Просит признать бездействие администрации незаконным и обязать устранить выявленные нарушения.
Прокурор Курганинского района ходатайствовал о рассмотрении данного административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства и в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района глава Тарасов Е.А., ходатайствовал о рассмотрении данного административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства и в его отсутствие, так же указал, что администрация Родниковского сельского поселения административные исковые требования прокурора Курганинского района от 28.06.2018 г. об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и автомобильных дорог признает в полном объеме и обязуется их выполнить.
Суд, исследовав материалы дела, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
К такому выводу, суд приходит на основании нижеследующего:
как установлено в судебном заседании, в ходе проверки проведенной прокуратурой Курганинского района в порядке контроля выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах, в части надлежащего содержания улично-дорожной сети, а именно:
в ходе проведенного в июне 2018 года прокуратурой Курганинского района совместно с ОГИБДД ОМВД России по Курганинскому району мониторинга эксплуатационного состояния улично-дорожной сети Родниковского сельского поселения обслуживаемой администрацией Родниковского сельского поселения Курганинского района установлено следующее:
на автомобильной дороге на улицах Свободы, Ленина, Первомайская, Кирова, Майкопская, Краснопартизанская станицы Родниковской отсутствует дорожная разметка, а также имеются выбоины и ямы в нарушение требований ГОСТ Р 50597-2015;
нет дорожной разметки у пешеходных переходов расположенных по ул. Кирова в районе МБОУ СОШ № 15 станицы Родниковской, ул. Ленина, перекресток с ул. Кооперативной, ул. Ленина, перекресток с ул. Курганинской в нарушение требований ГОСТ Р 50597-2015.
Суд, считает бездействие администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района незаконным в силу следующих положений:
в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный - контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п. 5 ч,1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ст.2 Закона Краснодарского края «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края» за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, в том числе предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статьей 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 орган местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения является расходным обязательством муниципальных образований.
Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно и. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 13 Закона Краснодарского края от 07.06.2001 №369-К3 «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края».
В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 Ы257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.2005 №96-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно частей 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 настоящего Федерального закона. 2. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентирующего деятельность администрации местного самоуправления установлено, что к вопросам компетенции муниципального района относятся владение, пользование распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно Закону Краснодарского края от 28.07.2006 №1074-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Курганинский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Курганинский район, в состав которого они входят» муниципальному образованию Воздвиженское сельское поселение передано в собственность муниципальное имущество, в том числе автомобильные дороги общего пользования, в границах населенных пунктов поселения.
Указанные автомобильные дороги являются собственностью Родниковского сельского поселения и включены в Реестр муниципальной собственности поселения, в соответствии с ч. 3 ст. 48 Гражданского кодекса РФ, которая в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ несет бремя их содержания.
Таким образом, с учетом предоставленных, административным истцом доказательств, в судебном заседании достоверно установлено, что ответчиком не исполняются вышеуказанные нормы закона, бездействие администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района выразившееся в не исполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах, в части надлежащего содержания улично-дорожной сети, привело к нарушению законодательства, что свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей.
Неисполнение органом местного самоуправления обязанностей по надлежащему содержанию уличной дорожной сети поселения нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения, создает предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием пешеходов, а также может создать возможность причинения вреда здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что бездействие администрации Родниковского сельского поселения Курганинского районанарушает права, свободы и законные интересы административного истца,заявленный прокурором Курганинского района административный иск в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению полностью, и в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, суд считает необходимым обязать администрацию Родниковского сельского поселения Курганинского района принять меры по устранению указанных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах, в части надлежащего содержания улично-дорожной сети.
Руководствуясь ст. ст. 174 - 180, 182, 227, 291-294 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
Признать бездействие администрации Родниковского сельского поселения Курганинского района, выразившееся в не исполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах, в части надлежащего содержания улично-дорожной сети, незаконным.
Обязать администрацию Родниковского сельского поселения Курганинского района устранить допущенные нарушения, а именно:
на автомобильных дорогах, расположенных по улицам Свободы, Ленина, Первомайская, Кирова, Майкопская, Краснопартизанская станицы Родниковской нанести дорожную разметку, а также произвести ямочный ремонт данных автомобильных дорог;
нанести дорожную разметку у пешеходных переходов расположенных по ул. Кирова в районе МБОУ СОШ № 15 станицы Родниковской, ул. Ленина, перекресток с ул. Кооперативной, ул. Ленина, перекресток с ул. Курганинской.
Об исполнении решения суда должно быть сообщено в Курганинский районный суд и административному истцу прокурору Курганинского района в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Копию решения незамедлительно направить сторонам.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Курганинский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья (подпись) С.А. Коробкин